Театрализованная деятельность, как средство формирования связной речи у дошкольников
методическая разработка (старшая группа) по теме

Гарипова Юлия Анфировна

Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием связной речи у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_yuliya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность, как средство формирования связной речи у дошкольников

Цель: Развитие связной, выразительной речи у детей через художественное слово, формирование умения излагать свои мысли последовательно.

Задачи:

  1. учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;
  2. формировать грамматический, лексический строй речи;
  3. развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
  4. продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;
  5. продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей в разных видах театрализованной деятельности;
  6. продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи;
  7. пополнять литературный запас детей за счет инсценировки, драматизации сказок, рассказов, потешек и пословиц;
  8. воспитывать чуткость  к художественному слову, зачитывать отрывки с наиболее яркими описаниями;
  9. развивать мелкую моторику рук;
  10. формировать умение воплощать услышанное в инсценировках.

    «Волшебный край!» - так когда–то назвал театр великий русский поэт А.С.Пушкин. «Любите ли вы театр, как я люблю его?» - спрашивал В.Г.Белинский,  глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. Чувство великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства.

    Почему так велика потребность в театре?

    Во-первых, это связано с тем, что посещение театра – всегда праздник. Ощущение праздничности, которое связано с посещением театра, способно доставить человеку ни с чем не сравнимую радость, осветить повседневную жизнь яркими впечатлениями и наполнить ее новыми чувствами и мыслями.

    Во-вторых, потребность в театре связана с тем, что в нем, как ни в одном другом виде искусства, с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью люди видят отражение своей жизни.

    Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием связной речи у дошкольников. Речь – это величайшее богатство данное человеку. И как любое богатство можно либо преумножить, либо незаметно растерять. Говорить – значит владеть определенным запасом слово, активно пользоваться ими, уметь строить высказывание, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих.

    Ведь наше современное общество нуждается в людях самостоятельных, коммуникабельных, развитых, творческих. Исследование проведенное Г.А.Волковой, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи и др. Именно настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. В творческой разыгрывании ролей в театрализованной игре ребенок свободен в передаче изображении особенностей ролевого поведения. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, т.е. проникнуть в его внутренний мир. И сделать это следует в процессе слушания произведения. Надо сказать, что современный ребенок, в жизнь которого рано и прочно входят аудиовизуальные средства информации (TV, видео), привыкает к облегченному восприятию художественных произведений. Облегченному, потому что ему преподносят готовый образ в отличие от образа, который складывается на основе представлений, работы воображения в процессе театрализованной деятельности.

    Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, специалистом. Однако проблема еще в том, что родители мало время уделяют своим детям в плане: не всегда поддерживают разговор, не рассматривают картинок и тем более не составляют рассказов.

     В 2010 году приняла группу детей среднего дошкольного возраста. Общаясь с детьми, беседуя с родителями,  наблюдая за ними в начале учебного года, проанализировав результаты диагностики по развитию речи я сделала вывод, особое внимание заслуживают умения и навыки связной речи. Поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка в системе школьного обучения.

    Наблюдения за детьми показали, что дети испытывали трудности при выполнении разных заданий:

  1. в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова;
  2. умении вслушиваться в текст;
  3.  улавливать интонации;
  4.  особенности речевых оборотов;
  5. четко, последовательно излагать мысль;
  6. самостоятельно пересказать текст;
  7. в исполнении роли ребенок не владел разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.).

    На  учебный год определяла цель и задачи, опираясь на  полезные рекомендаций о приемах педагогического руководства театрализованными играми содержащихся в работах Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, Л.С. Фурминой и на результаты диагностики и собственные наблюдения за детьми.

    Исходя из цели и задач составляла перспективные планы для работы с детьми – это разные виды театрализованной деятельности ( многоперсонажная игра-драматизация по текстам русской народной сказки «Лиса и волк», праздник игры и сказки «Учимся говорить правильно», теневой театр по басням Крылова, настольный театр игрушек и картинок на магнитах, игры-драматизации с пальчиками, перчаточное), которые можно использовать как в индивидуальной, подгрупповой формы работы. Учитывая разный речевой уровень детей, проводила большую индивидуальную работу (в основном это дети с низким уровнем развития речи, а так же малоактивные), с целью развития речевых способностей у каждого ребенка. Это пересказ небольшого произведения, составление рассказов по картине, по серии сюжетных картин,  описательных рассказов, сочинение сказок и не просто сказок, а познавательных. В этих театрализованных играх дети обязательно в одних представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли, пользуясь монологической, диалогической речью в стихотворном стиле. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными или плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры.

    Особое внимание в работе с детьми по театрализованной деятельности необходимо уделять взаимодействию с семьей. Исходя из этого, для родителей были предложены разработки  «Как играть с детьми в театр дома?», «Какие игрушки нужно приобрести ребенку?». В этих консультациях даются рекомендации, как развивать познавательные способности и интеллект у детей дошкольного возраста; как поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности, по мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях; предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помочь разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения; рассказать знакомым в присутствии ребенка о его достижениях; рассказывать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей.

    Для оформления предметно-развивающей среды вместе с детьми сделали картины на магнитах, персонажи по сказкам для теневого театра, а с помощью родителей приобрели настольный театр и куклы «би-ба-бо».

    Сравнивая результаты на начало и конец учебного года, можно отметить положительную динамику развития связной речи у детей дошкольного возраста. Надеюсь поставленные цель и задачи, а так же разработанный мною перспективный план позволит повысить уровень развития речи у детей к школьному периоду.

    В последующий учебный год необходимо уделять серьезное внимание подбору литературных произведений, создать более благоприятные условия для развития и заботиться об оснащении театрализованных игр. Следует приобретать театральные игрушки, мастерить игрушки-самоделки, создавать фонд костюмов, обновлять декорации, атрибуты. Вызвать интерес к театрализованной деятельности; учить согласовывать свои действия  с действиями партнера (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру); вызвать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги (в соответствии с сюжетом нсценировки); познакомить детей с историей театра марионеток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность, как средство формирования связной речи у дошкольников презентация

Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием связной речи у дошкольников...

«Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Театрализованные игры помогают в развитии связанной речи у дошкольников с ОНР....

Театрализованная деятельность, как средство формирования связной речи у дошкольников.

Театрализованная деятельность, как средство формирования связной речи у дошкольников...

Театрализованная деятельность как средство формирования связной речи дошкольников

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования связной речи ребенка....

Проект «Театрализованная деятельность как средство формирования связной речи дошкольников»

Цели и задачи проектаЦель: развитие связной речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности.Задачи:1. Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами,  д...