Игры с песком как средство формирования связной речи дошкольника
консультация по логопедии

Бутова Наталья Петровна

консультация-практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_peskom_1.docx16.17 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с песком как средство развития речи детей   старшего дошкольного возраста

Лежал песок,

Скучал песок

Сто тысяч лет, наверно.

Он был ужасно одинок,

И это было скверно.

Не в радость были песни гроз,

Не в радость - дождь из тучек.

Скучал в жару, скучал в мороз -

Весь мир песку был скучен.

И так ещё сто тысяч лет

Хранил бы он унынье,

Но был доставлен к нам чуть свет,

И не скучает, вовсе нет,

В саду,в песочнице отныне.

В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты всем нам подрасти помог!

Песочная игротерапия является эффективным средством для сенсорно-моторного и общего развития детей, особенно для детей с ОНР.

Замечательный принцип терапии песком был предложен одним из основателей психоанализа, известным психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом.

Песочную игротерапию мы применяем в коррекционно-развивающей работе по всем видам деятельности. Для того, чтобы вся эта работа повышала интерес детей к совместной деятельности, нами был подготовлен материал к различным играм. Например, детям, имеющим затруднения в ориентировке в пространстве, произнесении правильных окончаний слов, мы предлагаем игру “Волшебный клад”. В ней ребенок, согласно словесным указаниям, ориентирам воспитателя, с помощью пальчиков ищет “клад”, четко проговаривая то, что выполняет. Здесь мы имеем возможность ненавязчиво, через игру, исправлять недостатки, добиваясь поставленной цели.

Играя с песком, у детей развивается диалогическая речь, ребята учатся правильно строить предложения, согласовывать существительные с прилагательными, числительными, подбирать уменьшительно-ласкательные формы, классифицировать предметы и т. д.

Все задания, игры проводятся в сказочной форме, обязательно используются проблемные ситуации. Это побуждает детей сделать что-то нужное, полезное, они всегда стараются выполнить задание до конца.

Игры c песком способствуют развитию общих речевых данных, силы и модуляции голоса, повышают эмоциональную отзывчивость. При проведении таких игр, мы стараемся соблюдать главное правило – максимально поощрять фантазию и творческий подход, полностью исключив негативную оценку действий и результатов ребенка.

Важным моментом при проведении игр с песком является реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных сюжетов. Дети с удовольствием разыгрывают все эти ситуации с помощью миниатюрных фигурок. Это особенно важно для ребят, имеющих отклонения в эмоционально-волевой сфере. Малоразговорчивые, стеснительные, пассивные дети раскрепощаются через песочную терапию, становятся более открытыми, общительными.

Вся проводимая работа по использованию игротерапии позволяет нам сделать вывод, что игры с песком положительно влияют на общее развитие ребенка, позволяют корректировать общие речевые нарушения у детей, усиливают личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

 Вот  несколько примеров игр с песком :

Отгадай загадку

ЦельРазвитие мышления, моторики.

Стимульный материал: Песочница, миниатюрные фигурки.

Ход игры

Взрослый загадывает загадку, ребенок отгадывает ее, а в песочнице закопана отгадка. Откопав то, что спрятано, он проверяет правильность ответа.

Угадай, что спрятано в песке

ЦельРазвитие умения представлять предметы по их словесному описанию.

Стимульный материал: Песочница, миниатюрные фигурки.

Ход игры

Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Постарайтесь вместе с ним сочинить сказку.

Цветы на клумбе.

Цель: Научить детей определять количество слогов в словах.

Стимульный материал: Песочница, игрушечные цветы или нарисованные цветы на подставках.

Ход игры

Взрослый рассказывает детям, что сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превратилась в цветочную клумбу.

Взрослый зачитывает стихотворную инструкцию.

На клумбе здесь растут цветы

Необычайной красоты.

Любуются все их цветеньем,

Вдыхают запах с наслажденьем,

Мы в клумбе три бороздки проведем,

Названия цветов на слоги разобьем!

Два слога в верхнюю сажаем,

Три в центре оставляем,

Ну а в третью по порядку

Слог сажаем мы на

Строители на сказочном острове.

ЦельРазвитие воображения, творческого мышления, сенсорного восприятия, художественно-конструкторских способ строить в соответствии с планом-схемой.

Стимульный материал: Блоки треугольной, квадратной формы различного цвета, палочки, миниатюрные фигурки животных, птиц, конверт с письмом.

Ход игры

Два ребенка строят родной город, каждый на своей половине песочницы. Затем участники по очереди рассказывают о том, что построили. Дети задают друг другу вопросы, обмениваются впечатлениями об услышанном.

Звук «О».

ЦельРазвитие фонематического слуха, нахождение местоположения звука в слове,

Стимульный материал: песочница, миниатюрные фигуры на звук «О»

Ход игры:

В огромной, пустынной стране Лимпопо

Живет одиноко прекрасный звук «О».

Он так одинок: ни друзей, ни реки.

И чахнет, и чахнет звук «О» от тоски!

Что делать, ребята? Страну как найти?

Как бедный звук «О» поскорее спасти?

Детям не дается рекомендаций к действию. Они могут проявить творчество и воображение. Главное, чтобы в данном задании они выбирали предметы, в названии которых есть звук «О», и объяснили свой выбор, рассказывали о местоположении звука в словах.

Игра «Совпадение».

ЦельРазвитие фонематического слуха, нахождение местоположения звука в слове.

Прячем в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, лошадка, машинку, матрешку, кошку и др. Предлагаем ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры как средство формирования связной речи дошкольников.

Большое внимание приобретает связная речь среди навыков, необходимых дошкольникам для дальнейшего развития и получения им знаний в учёбе в школе, так как речь-средство общения, формирования мысли и вз...

«Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования связной речи дошкольников»

Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования связной речи дошкольников...

Театр – как средство формирования связной речи дошкольников.

Театр – как средство формирования связной речи дошкольников.Развитие речи детей дошкольного возраста - актуальная проблема, так как степень сформированности речи влияет не только на результативн...

«Игровая деятельность как средство формирования связной речи дошкольников»

laquo;Игровая деятельность как средство формирования  связной речи дошкольников»...

«Игры с лэпбуком, как средство формирования связной речи дошкольника"

laquo;Игры с лэпбуком, как средство формирования связной речи дошкольника"...

Консультация для родителей: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи дошкольников»

Консультация для родителей:«Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи дошкольников»     С каждым годом растет число детей с нарушениями речи. Одной из...