Рекомендации к артикуляционной и пальчиковой гимнастике
консультация по логопедии

Обследование состояния устной речи воспитанников старших и подготовительных групп ДОУ  показывает, что многие дети имеют недостатки речевого развития разного происхождения и характера.

Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Это понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию. Ниже представлены рекомендации по проведению артикуляционной и пальчиковой гимнастики, для успешного овладения правильной речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_k_art._i_pal._gimnastike.docx13.67 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Это понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.

Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за своей речью. Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц, которые можно тренировать. Для этого существует специальная артикуляционная гимнастика.

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики:

  1. проводить ежедневно в течение 3 – 5 минут, эмоционально , в игровой форме;
  2. занятия должны обязательно проводиться перед зеркалом для того, чтобы ребенок мог контролировать свои движения;
  3. выполнять сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении;
  4. делать не более 2 – 3 упражнений, причем два из них должны быть знакомыми;
  5. работу над упражнением организовать следующим образом:  

а) рассказать об упражнении, используя игровой прием;  

б) показать его выполнение;

в) выполнить со всеми детьми, но желательно в подгруппе не более 5 детей;  

г) проверить правильность выполнения упражнения (точность движения, плавность,  темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому).

Очень часто у детей наблюдается  недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. Для развития двигательных умений важно проводить пальчиковые игры, желательно в сопровождении стихов.  Кстати, в Японии малыши начинают делать гимнастику для пальчиков с 2 – 3 месяцев.

Рекомендации к выполнению пальчиковой гимнастики:

  1. заниматься ежедневно 5 – 10 минут;
  2. упражнения без речевого сопровождения выполнять до пальчиковых игр, синхронизированных с речью;
  3. сначала упражнения выполнять в медленном темпе, затем в более быстром;
  4. отрабатывать движения вначале одной рукой, затем – другой и наконец двумя руками одновременно;
  5. разученные упражнения объединять в небольшие сказки и диалоги.

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Артикуляционная и пальчиковая гимнастика как средство развития звуковой культуры речи"

      Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности  органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точ...

Комплекс артикуляционной и пальчиковой гимнастики на каждый день

Выполняя предложенные в данном комплексе упражнения для пальцев рук и артикуляционного аппарата, Вы поможете своему ребенку быстрее заговорить красиво, грамотно и уверенно. Упражнения рекомендую выпол...

«РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ДЕТЕЙ через артикуляционную и пальчиковую гимнастику»

«РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ДЕТЕЙчерез артикуляционную и пальчиковую гимнастику»...

«Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ»

«Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ» (старшая группа) .Цель: с помощью артикуляционной и пальчиковой гимнастик вырабатывать у детей старшей группы техник...

"Комплекс артикуляционной и пальчиковой гимнастики" для подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Тема «Посуда, пища»1.     Упражнения для жевательно-артикуляционных мышцЖуем твердую морковь. Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.2....

Рекомендации по артикуляционной и пальчиковой гимнастике

Рекомендации по артикуляционной и пальчиковой гимнастике...

Картотека развития общей моторики, артикуляционной и пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей подготовительной к школе логопедической группы (по мет.рекомендациям О.С. Гомзяк)

Картотека состоит из 36 карточек (36 лексических тем) с комплексом из упражнений для развития общей моторики, артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Лексические темы в своей основе идут по занятиям...