План-конспект индивидуального логопедического занятия.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Ольшина Анна Сергеевна

План-конспект индивидуального логопедического занятия.

Тема: «Постановка звука [Л]».

Цель: уточнение артикуляции звука [Л], постановка звука.

Задачи:

  • коррекционно-образовательные:

- формирование правильного произношения звука [Л];

- уточнение акустического и произносительного образа звука [Л];

- закрепление представлений о механизме организации звука [Л];

  • коррекционно-развивающие:

- развитие фонематического восприятия;

- развитие внимания, памяти;

- развитие артикуляционной, мелкой моторики;

  • коррекционно-воспитательные:

- формирование положительного отношения к занятиям.

Оборудование: звуковые дорожки, кубики с буквами, картинки с артикуляционными упражнениями, зеркало, карточка с «пушистиками», цветные карандаши и фломастеры.

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

  1. Вводная часть
  1. Организационный момент.

- Здравствуй, Андрей! У меня такое хорошее настроение сегодня, а у тебя? Раскрась «пушистика», который показывает твое настроение.

 

Ребенку даем карточку с «пушистиками» и цветные карандаши. Если раскрасит грустного или злого, то говорим: «Ничего страшного, я постараюсь поднять твое настроение к концу занятия». Если раскрасит веселого «пушистика», то говорим: «Молодец! Я надеюсь, твоё настроение к концу занятия будет ещё лучше!»

  1. Подведение к теме.

- Сейчас я загадаю тебе загадку, а ты попробуй ее отгадать.

В десять одёжек плотно одет,

Часто приходит к нам на обед.

Но лишь за стол ты его позовёшь,

Сам на заметишь, как слёзы прольёшь.

- Правильно, это лук или луковица. Какой звук стоит в начале этого слова? Какой звук будем учиться произносить?

  1. Основная часть
  1. Артикуляционная гимнастика.

- Чтобы звук [Л] правильно говорить нужно сделать разминку для языка. 

Показываем ребенку картинки с артикуляционными упражнениями, повторяем сами и просим повторить его. («Заборчик – трубочка», «Чистим верхние зубки», «Маляр», «Вкусное варенье», «Качели», «Лошадка»). Для артикуляционной гимнастики используется настольное зеркало.

  1. Постановка звука [Л] с опорой на правильную артикуляцию.

- Я тебе прочитаю стихотворение про звук [Л]:

Узкий кончик языка вверх, в зубы упирается.

По бокам от языка воздух пробирается.

[Л] получится певучий, плавный, ласковый и звучный.

Проговорить артикуляцию с ребёнком.

- Куда язычок? Что делают губы? Давай попробуем произнести звук [Л] правильно. Прикуси язычок зубами. Теперь произнести звук [А]/[Ы]. Важно: губы не шевелятся. (При необходимости логопед придерживает нижнюю губу пальцем).

Логопед артикулирует перед зеркалом без голоса. Просим повторить ребенка это несколько раз, добиваясь правильного звучания звука [Л]. Как только у ребёнка получилось, просим несколько раз повторить самому, без помощи логопеда.

- Молодец! Ты хорошо старался, а теперь мы с тобой поиграем.

  1. Игра «Самолетики».

- Проведи пальчиком по дорожке и протяни звук [Л] на одном дыхании.

 

  1. Игра «Договори слово».

- Помоги мне договорить слово. Я буду говорить начало слова, а ты закончи, добавив звук Л.

Например: пена...(Л), дяте...(Л), укол...(Л), бока...(Л), футбо...(Л), оре...(Л), узе...(Л), козе...(Л), ме...(Л), коте...(Л).

  1. Игра «Самолетики (2)».

- Возьми фломастер любого цвета и обведи дорожку, чтобы получился слог. Не забывай произносить [Л]на одном дыхании.

- А теперь самолёты развернулись и полетели в обратную сторону, что получается?

 

  1. Игра «Волшебные кубики».

- Сейчас я буду загадывать тебе загадки, а ты будешь отгадывать и составлять слова из кубиков.

Загадываем ребенку загадки, где в ответе есть звук [Л]. Напоминаем ему, чтобы красиво произносил звук [Л]. После каждой загадки спрашиваем: «А на каком месте стоит звук [Л] в этом слове?» / «В этом слове звук [Л] стоит в начале/ середине/конце?».

 

Что случилось? Что стряслось?

Рог сломал сегодня…

Начало формы

Конец формы

ЛОСЬ

Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду…

 

ЛУЖИ

Стало небо голубей.

В небе стая…

ГОЛУБЕЙ

Михаил играл в футбол,

Он забил в ворота…

ГОЛ

Пес Полкан встречает папу,

Подает он папе…

ЛАПУ

Я играю на полу,

Завожу свою…

ЮЛУ

Очень острая была

У строителей…

ПИЛА

Если холодно вам стало,

То возьмите…

ОДЕЯЛО

 

  1. Работа по формированию фонематического слуха.

- Давай поиграем в игру. Я буду тебе говорить разные слоги, а ты подпрыгни, когда услышишь звук [Л]. Готов? Слушай внимательно.

Слоги:

 

ТА-ЛА-ЛА-НА

ПО-РО-ШО-СО

ЛУ-ТУ-ЛУ-ВУ

СЫ-ЛЫ-ШЫ-ЗЫ

НЭ-ЛЭ-КЭ-ЛЭ

РА-КА-ЛА-НА

РО-ЛО-ЛО-ПО

ГУ-ЛУ-НУ-МУ

НЫ-ВЫ-ЛЫ-МЫ

ЛЭ-РЭ-БЭ-КЭ

 

  1. Работа по формированию фонематического слуха.

- Теперь я буду произносить слова, а ты подпрыгни, когда услышишь в слове звук [Л].

Слова:

мишка – стоЛ – кукЛа – ручка – весна – муха – Лагерь – снег – ореЛ – шишка – тареЛка – кресЛо.

  1. Игра «Повторяшка».

- Я называю слоги, а ты за мной повторяешь.

 

ЛА-ЛА-ЛА       

ЛУ-ЛУ-ЛУ       

ЛО-ЛО-ЛО       

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ     

ЛЭ-ЛЭ-ЛЭ 

АЛ-АЛ-АЛ

УЛ-УЛ-УЛ

ОЛ-ОЛ-ОЛ

ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ

ЭЛ-ЭЛ-ЭЛ

 

ЛА-ЛО-ЛЫ

ЛУ-ЛЫ-ЛА

ЛО-ЛЭ-ЛЫ

ЛЫ-ЛО-ЛУ

ЛЭ-ЛА-ЛУ

АЛ-ОЛ-ИЛ

УЛ-ИЛ-АЛ

ОЛ-ЭЛ-ИЛ

ИЛ-ОЛ-УЛ

ЭЛ-АЛ-УЛ

 

  1. Заключительная часть
  1. Итог занятия.

- Что ты сегодня делал? Какой звук мы сегодня с тобой проходили? А как он правильно произносится?

  1. Рефлексия.

- Тебе понравилось занятие? Какая игра тебе понравилась больше всего? А теперь давай раскрасим еще одного «пушистика», который покажет, какое у тебя сейчас настроение.

Ребенку даем несколько карточек, где на каждой изображен один «пушистик». Он ее раскрашивает и забирает с собой. Если раскрасит грустного, то спрашиваем: «Почему? Что не понравилось? Что бы ты хотел изменить?».

- Ты сегодня большой молодец, Андрей! До свидания!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individ_zvuk_l_.docx446.93 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект индивидуального логопедического занятия.

Тема: «Постановка звука [Л]».

Цель: уточнение артикуляции звука [Л], постановка звука.

Задачи:

  • коррекционно-образовательные:

- формирование правильного произношения звука [Л];

- уточнение акустического и произносительного образа звука [Л];

- закрепление представлений о механизме организации звука [Л];

  • коррекционно-развивающие:

- развитие фонематического восприятия;

- развитие внимания, памяти;

- развитие артикуляционной, мелкой моторики;

  • коррекционно-воспитательные:

- формирование положительного отношения к занятиям.

Оборудование: звуковые дорожки, кубики с буквами, картинки с артикуляционными упражнениями, зеркало, карточка с «пушистиками», цветные карандаши и фломастеры.

Ход занятия:

  1. Вводная часть
  1. Организационный момент.

- Здравствуй, Андрей! У меня такое хорошее настроение сегодня, а у тебя? Раскрась «пушистика», который показывает твое настроение.

https://printonic.ru/uploads/images/2016/02/22/img_56cb51c10b002.jpg

Ребенку даем карточку с «пушистиками» и цветные карандаши. Если раскрасит грустного или злого, то говорим: «Ничего страшного, я постараюсь поднять твое настроение к концу занятия». Если раскрасит веселого «пушистика», то говорим: «Молодец! Я надеюсь, твоё настроение к концу занятия будет ещё лучше!»

  1. Подведение к теме.

- Сейчас я загадаю тебе загадку, а ты попробуй ее отгадать.

В десять одёжек плотно одет,

Часто приходит к нам на обед.

Но лишь за стол ты его позовёшь,

Сам на заметишь, как слёзы прольёшь.

- Правильно, это лук или луковица. Какой звук стоит в начале этого слова? Какой звук будем учиться произносить?

  1. Основная часть
  1. Артикуляционная гимнастика.

- Чтобы звук [Л] правильно говорить нужно сделать разминку для языка. 

Показываем ребенку картинки с артикуляционными упражнениями, повторяем сами и просим повторить его. («Заборчик – трубочка», «Чистим верхние зубки», «Маляр», «Вкусное варенье», «Качели», «Лошадка»). Для артикуляционной гимнастики используется настольное зеркало.

  1. Постановка звука [Л] с опорой на правильную артикуляцию.

- Я тебе прочитаю стихотворение про звук [Л]:

Узкий кончик языка вверх, в зубы упирается.

По бокам от языка воздух пробирается.

[Л] получится певучий, плавный, ласковый и звучный.

Проговорить артикуляцию с ребёнком.

- Куда язычок? Что делают губы? Давай попробуем произнести звук [Л] правильно. Прикуси язычок зубами. Теперь произнести звук [А]/[Ы]. Важно: губы не шевелятся. (При необходимости логопед придерживает нижнюю губу пальцем).

Логопед артикулирует перед зеркалом без голоса. Просим повторить ребенка это несколько раз, добиваясь правильного звучания звука [Л]. Как только у ребёнка получилось, просим несколько раз повторить самому, без помощи логопеда.

- Молодец! Ты хорошо старался, а теперь мы с тобой поиграем.

  1. Игра «Самолетики».

- Проведи пальчиком по дорожке и протяни звук [Л] на одном дыхании.

https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/01/15/3.png

  1. Игра «Договори слово».

- Помоги мне договорить слово. Я буду говорить начало слова, а ты закончи, добавив звук Л.

Например: пена...(Л), дяте...(Л), укол...(Л), бока...(Л), футбо...(Л), оре...(Л), узе...(Л), козе...(Л), ме...(Л), коте...(Л).

  1. Игра «Самолетики (2)».

- Возьми фломастер любого цвета и обведи дорожку, чтобы получился слог. Не забывай произносить [Л]на одном дыхании.

- А теперь самолёты развернулись и полетели в обратную сторону, что получается?

https://elenaseversk.ru/wp-content/uploads/2021/11/image016.png

  1. Игра «Волшебные кубики».

- Сейчас я буду загадывать тебе загадки, а ты будешь отгадывать и составлять слова из кубиков.

Загадываем ребенку загадки, где в ответе есть звук [Л]. Напоминаем ему, чтобы красиво произносил звук [Л]. После каждой загадки спрашиваем: «А на каком месте стоит звук [Л] в этом слове?» / «В этом слове звук [Л] стоит в начале/ середине/конце?».

Что случилось? Что стряслось?

Рог сломал сегодня…

ЛОСЬ

Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду…

Начало формы

Конец формы

ЛУЖИ

Стало небо голубей.

В небе стая…

ГОЛУБЕЙ

Михаил играл в футбол,

Он забил в ворота…

ГОЛ

Пес Полкан встречает папу,

Подает он папе…

ЛАПУ

Я играю на полу,

Завожу свою…

ЮЛУ

Очень острая была

У строителей…

ПИЛА

Если холодно вам стало,

То возьмите…

ОДЕЯЛО

  1. Работа по формированию фонематического слуха.

- Давай поиграем в игру. Я буду тебе говорить разные слоги, а ты подпрыгни, когда услышишь звук [Л]. Готов? Слушай внимательно.

Слоги:

ТА-ЛА-ЛА-НА

ПО-РО-ШО-СО

ЛУ-ТУ-ЛУ-ВУ

СЫ-ЛЫ-ШЫ-ЗЫ

НЭ-ЛЭ-КЭ-ЛЭ

РА-КА-ЛА-НА

РО-ЛО-ЛО-ПО

ГУ-ЛУ-НУ-МУ

НЫ-ВЫ-ЛЫ-МЫ

ЛЭ-РЭ-БЭ-КЭ

  1. Работа по формированию фонематического слуха.

- Теперь я буду произносить слова, а ты подпрыгни, когда услышишь в слове звук [Л].

Слова:

мишка – стоЛ – кукЛа – ручка – весна – муха – Лагерь – снег – ореЛ – шишка – тареЛка – кресЛо.

  1. Игра «Повторяшка».

- Я называю слоги, а ты за мной повторяешь.

ЛА-ЛА-ЛА        

ЛУ-ЛУ-ЛУ        

ЛО-ЛО-ЛО        

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ      

ЛЭ-ЛЭ-ЛЭ  

АЛ-АЛ-АЛ

УЛ-УЛ-УЛ

ОЛ-ОЛ-ОЛ

ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ

ЭЛ-ЭЛ-ЭЛ

ЛА-ЛО-ЛЫ

ЛУ-ЛЫ-ЛА

ЛО-ЛЭ-ЛЫ

ЛЫ-ЛО-ЛУ

ЛЭ-ЛА-ЛУ

АЛ-ОЛ-ИЛ

УЛ-ИЛ-АЛ

ОЛ-ЭЛ-ИЛ

ИЛ-ОЛ-УЛ

ЭЛ-АЛ-УЛ

  1. Заключительная часть
  1. Итог занятия.

- Что ты сегодня делал? Какой звук мы сегодня с тобой проходили? А как он правильно произносится?

  1. Рефлексия.

- Тебе понравилось занятие? Какая игра тебе понравилась больше всего? А теперь давай раскрасим еще одного «пушистика», который покажет, какое у тебя сейчас настроение.

Ребенку даем несколько карточек, где на каждой изображен один «пушистик». Он ее раскрашивает и забирает с собой. Если раскрасит грустного, то спрашиваем: «Почему? Что не понравилось? Что бы ты хотел изменить?».

- Ты сегодня большой молодец, Андрей! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вопрос на засыпку" план-конспект итогового фронтального логопедического занятия в группе для детей с ОНР (третий год обучения).)

"Вопрос на засыпку"  - любимая многими малышами передача канала "Карусель". Вот почему я решила провести итоговое фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе именно в форме игры-...

План-конспект индивидуального логопедического занятия

Основной целью занятия является автоматизация звука [л] в прямых слогах и словах с этими слогами.развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, формирование  у де...

План- конспект индивидуального логопедического занятия

Автоматизация звука З в слогоах, словах...

План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему:"Автоматизация звука ( Ш )"

Главной целью  этого занятия является формирование звуковой стороны речи. Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста....

План-конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения с использованием массажа лица и применением компьютерных технологий.

Автоматизация  и дифференциация звуков Ш и Ж в словах и предложениях. Цель:Автоматизировать и дифференцировать звуки Ж и Ш в словах и предложениях.Задачи:-     Закреплять...

План-конспект индивидуального логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука Л в чистоговорках, стихах и предложениях".

Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком дошкольногго возраста в условиях поликлиники...

План-конспект индивидуального логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука Р в чистоговорках, стихах и предложениях".

План-конспект иднивидуального логопедического занятия с ребенком в условии поликлиники...