Профилактика возникновения оптической дисграфии в дошкольном возрасте.
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

В работе предлагется краткий теоретический экскурс в проблему и подборка упражнений и игр для профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика возникновения оптической дисграфии в дошкольном возрасте.

Дисграфия - это нарушение письменной речи, которое проявляется в специфических ошибках, не связанных с овладением орфографическими правилами. Оптическая дисгарфия является одной из видов дисграфий. Ее характерная особенность – замены схожих по написанию букв в сильных позициях (гласных под ударением, согласных перед гласными). Нарушения чтения и письма негативно сказываются на успеваемости в школе, пролонгируют сроки обучения, вызывают у детей негативное отношение к процессу обучения. Школа становится зоной неуспеха ребенка.

По данным ученых, занимающихся данной проблемой, предпосылки к развитию оптической дисграфии имеют почти половина нынешних дошкольников. Особое внимание необходимо уделить детей, которые в дошкольном возрасте уже имеюткакие-либо речевые нарушения. Только своевременная помощь и включение в образовательный процесс педагогов и родителей позволяет предотвратить возникновение данной особенности у ребенка в школьном возрасте.

Причинами возникновения оптической дисграфии называют: несформированность зрительного внимания и памяти, нарушение пространственной ориентации, нарушение зрительно-моторной организации. Соответственно работа в дошкольном возрасте будет решать все вышеперечисленные задачи.

Состояние зрительно-пространственных представлений у ребенка дошкольного возраста можно проверить в ходе выполнения несложных заданий от взрослого:

  • Понимание пространственных предлогов. Ребенка просят расположить в пространстве одинаковые предметы. «Положи палочку в книгу, на стол, под куклу, перед стаканом. Достань палочку из книги, со стола и т.д.
  • Самостоятельное называние предлогов. Взрослый берет предмет и кладет его в разные места, а ребенок, используя предлоги места, описывает местоположение предлога.
  • Ориентировка в правой и левой сторонах пространства. Взрослый просил расположить предметы относительно друг друга, используя слова «право» и «лево». Далее взрослый просит поднять правую руку и сказать, какие предметы располагаются справа от него, какие – слева.
  • Ориентировка на листе бумаги. Взрослый задает ребенку вопросы по картине: «Что выше? Что ниже, что справа? Что слева?» и т.д.
  • Представления о форме и величине предметов. Ребенка просят показать на картинке высокий и низкий дом, широкую и узкую дорогу и т.д.
  • Узнавание предметов в усложненных условиях: зашумленные, схематичные и пр.
  • Состояние зрительного анализа и синтеза: сказать, из каких частей состоит машинка, домик; какими деталями отличаются похожие предметы.
  • Знание букв и узнавание их даже в усложненных условиях (дети 6-7 лет)

Если ребенок выполнил все предложенные задания верно, то работу по профилактике оптической дисграфии проводить и не надо. А если ребенок сделал некоторые ошибки, рекомендуется обратить внимание взрослого на характер ошибок и проработать их с ребенком.

В процессе профилактики дисграфии используются те же задания, что были в диагностике, только их количество существенно увеличивается и качество усложняется.



Предварительный просмотр:

Упражнения по профилактике оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи. Т.Доброхотова

Основные направления коррекционно-профилактической работы

можно объединить в два периода. В подготовительный период осуществляется формирование основных предпосылок, лежащих в основе оптически грамотного чтения и письма. Эту работу необходимо начинать как

можно раньше (со средней группы). В основной период на логопедических занятиях по обучению грамоте ведется работа по автоматизации и дифференциации графически сходных букв печатного шрифта.

Коррекционно-профилактическая работа проводится логопедом и воспитателем с привлечением в педагогический процесс родителей детей с нарушениями речи.

Содержание логопедической работы по профилактике оптической

дисграфии у дошкольников с нарушением речи включает в себя следующие

направления:

1. Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) на материале

предметов и геометрических фигур.

Можно использовать следующие виды заданий:

- узнать контурные изображения предметов;

- узнать пунктирные изображения предметов;

- узнать наложенные контурные изображения предметов;

- узнать наложенные пунктирные изображения предметов;

- узнать зашумленные контурные изображения предметов;

- узнать зашумленные пунктирные изображения предметов;

- назвать недорисованные изображения предметов;

- узнавание предметов в различном пространственном расположении;

- найти ошибку в изображении предмета;

- распределить предметы по величине, учитывая их реальные

размеры;

- геометрическое и цветовое лото;

- подбор предметов, по форме напоминающих определенную геометрическую фигуру;

- найти пару картинке, выбрав сходную из ряда предложенных (на картинке комбинации из геометрических фигур разных по цвету);

- сложить простые и сложные фигуры (корабль, дом, машина, ракета) по образцу из деталей различной геометрической формы и величины;

- найти среди множества контуров геометрических фигур различной величины все изображения заданной фигуры (все треугольники, овалы, квадраты и т. д., обвести или заштриховать их;

- найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, а второе представляет собой зеркально расположенное изображение;

- составление разрезанных на части картинок; конструирование фигур из палочек (сначала по образцу, затем по памяти);

- узнать пунктирные изображения букв;

- узнать наложенные контурные изображения букв;

- узнать наложенные пунктирные изображения букв;

- узнать зашумленные контурные изображения букв;

узнать зашумленные пунктирные изображение букв;

узнавание букв по их элементам;

- найти букву среди других оптически сходных букв;

- дописать недостающий элемент буквы;

- узнать буквы, находящиеся в различном пространственном

расположении;

- определить правильно и неправильно написанные буквы;

- узнать буквы по их зеркальному изображению;

показать правильную букву среди пар букв, правильно и зеркально

изображенных;

- конструирование букв из элементов;

- реконструирование букв: а) добавляя элементы; б) убавляя количество элементов; в) изменяя пространственное расположение элементов; определить, чем похожи и чем отличаются сходные буквы:

2. Развитие способности концентрации и переключения зрительного

внимания.

Можно предложить такие задания:

- проследить взглядом правую, кривую, ломанную линию от ее начала до конца, особенно когда линия пересекается с другими;

- найти определенное число различий в изображении предметов;

- медленно перелистывать правой рукой в течении 1 минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их, а левой чертить геометрические фигуры;

- игра «Счет с помехой» : называть цифры от 1 до 5 (или до 10 в

зависимости от возможностей ребенка, одновременно записывать их на листе бумаги в обратном порядке (произносит 1, пишет 5 и т. д.).

«корректурные задания» : ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте с крупным шрифтом или выделять заданные цифры, геометрические фигуры из ряда цифр, фигур.

3. Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти.

Основной вид деятельности - работа с образцом. Сначала ребенок выполняет задание с постоянной зрительной опорой на образец, затем время

рассматривания образца сокращается до 15-20 секунд, но так, чтобы ребенок

успел рассмотреть и запомнить образец. Подобную работу с образцом целесообразно проводит на таких видах деятельности, как рисование, лепка, срисовывание с доски, работа с конструктором, рисование узоров по клеточкам и т. д. кроме того, можно предложить следующие упражнения:

- на столе перед ребенком из палочек или спичек выкладывается простая фигура (домик, елочка и т. д., ребенка просят внимательно посмотреть на фигуру в течении 2 секунд, затем фигура закрывается, а ребенку предлагается повторить ее изображение, сложить также;

- ребенку предлагают запомнить цифровой ряд (ряд геометрических фигур, написанный на карточке, и повторить его в той же последовательности; постепенно количество элементов ряда увеличивается, начиная с 3-4 и к концу обучения, достигает 7-9 (что соответствует объему кратковременной памяти);

- ребенку в течении 30 секунд показывают рисунок с изображением разных предметов (фигур, букв, цифр, просят внимательно рассмотреть и запомнить их, далее предъявляют другой рисунок, на котором есть изображения из первого рисунка и еще шесть других, и просят показать все изображения с первого рисунка.

- ребенку на определенное время предъявляется сюжетная картина и предлагается внимательно рассмотреть ее, составить рассказ-описание, а потом запомнить все, что изображено. Затем показывают схожую картинку, на которой недостает каких-то деталей или наоборот, появляются лишние. Эти отличия и должен уловить ребенок. Данную игру лучше проводить с группой детей, так как появление элемента соревнования (кто больше найдет отличий) стимулирует запоминание;

- запомнить изображения 4-5 предметов на картинках (геометрических фигур разных цветов, букв, цифр) и найти их среди 8-10;

- запомнить парные предметы и восстановить пары через 5 сек. ;

- разложить картинки, фигуры, буквы в той последовательности, в которой они предъявлялись;

- что изменилось или чего не стало (на материале картинок, фигур, букв.

4. Формирование пространственного восприятия, зрительно- пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Развитие пространственных ориентировок и представлений осуществляется в той же последовательности, в которой они формируются в онтогенезе:

1. Формирование ориентировок ребенка в собственном теле.

2. Формирование ориентировок в окружающем пространстве в следующей последовательности: определение пространственного расположения предметов по отношению к самому ребенку; определение пространственного расположения предметов, находящихся сбоку от ребенка; определение пространственных отношений между 2-3 предметами. Когда ребенок начинает безошибочно ориентироваться в пространственном положении предметов, переходят к заданиям с картинными изображениями, геометрическими фигурами, цифрами, буквами.

3. Формирование понимания значений и верного употребления в речи предлогов, описывающих пространственные ситуации.

4. Формирование ориентировок в пространственном расположении частей предметов и изображений.

5. Формирование ориентировок в пространственном расположении букв, цифр.

Можно рекомендовать следующие виды заданий для развития пространственных ориентировок и представлений:

- назвать предметы, фигуры, цифры по порядку в направлении слева на права, сверху вниз, снизу вверх;

- выкладывание определенной последовательности;

- определение последовательности предметов (что справа, слева) или цифрового ряда (1 2 _ 4 5 6 _ 8 9);

- расположить предметы в пространстве по предложенной схеме;

- начертить графическое изображение направления с помощью стрелок;

- найти предмет (цифру, букву) по описанию его расположения в пространстве;

- найти одинаковые фигуры или сочетания фигур в ряду предложенных (фигуры могут быть с «правым» и «левым» поворотом);

- сложить по образцу геометрические фигуры из деталей, постепенно увеличивая их количество;

- самостоятельно описать пространственное положение предмета (цифры, буквы) по отношению к другим;

- игра «Муха». Передвигать кружок по клеткам в соответствии с инструкцией;

- показать правую, левую сторону предмета или фигуры;

Все вышеуказанные направления работы, задания и упражнения по профилактике оптической дисграфии применяются в средней, старшей и подготовительной группах. Они варьируются в зависимости от возраста, уровня развития и индивидуальных особенностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по профилактике дисграфии в дошкольном возрасте

Рекомендации родителям по профилактике дисграфии в дошкольном возрасте...

Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте.

Просмотрев презентацию Вы можете узнать: •Определение дисграфии;•Виды дисграфии;•Игры и упражнения для профилактики дисграфии в дошкольном возрасте–Оптическая дисграфия–Дисграфия на почве нарушен...

Методическая разработка на тему: "Реализация принципа индивидуально-дифференцированного подхода педагогической деятельности воспитателей и специалистов по подготовке к грамоте (профилактика нарушений оптической дисграфии)".

В данном материале раскрывается понятие индивидуально-дифференцированного подхода, направления работы по профилактике оптической дисграфии и представлены игры для детей старшего дошкольного возра...

Индивидуальный образовательный маршрут учителя-логопеда Дуброва Марии Сергеевны для ребенка старшей группы, посещающего логопункт( первый год обучения), по профилактике возникновения оптической дисграфии.

В ходе диагностики, при заполнении речевой карты, выяснилось, что ребенок ( А .) испытывает значительные трудности при ориентировании в схеме собственного тела; при определении положения предметов в п...

Предупреждение оптической дисграфии в дошкольном возрасте

Задания на закрепление графических образов букв....

Городской семинар для педагогов "Ранняя профилактика и способы коррекции оптической дисграфии в дошкольном возрасте"

Городской семинар  "Ранняя профилактика и способы коррекции оптической дисграфии в дошкольном возрасте"...

Мастер класс "«Игры и упражнения для укрепления осанки детей формирование правильной осанки и профилактику возникновения сколиоза у детей дошкольного возраста"

Мастер класс "«Игры и упражнения для укрепления осанки детей формирование правильной осанки и профилактику возникновения сколиоза у детей дошкольного возраста"...