Проект «Запоминай-ка»
проект по логопедии (подготовительная группа)

«Использование приемов мнемотехники в процессе работы по развитию речи и формированию психических функций детей старшего дошкольного возраста»                                                                                                                                                                      

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_1.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Запоминай-ка»

«Использование приемов мнемотехники в процессе работы по развитию речи и формированию психических функций детей старшего дошкольного возраста»                                                                                                                                                                      

Проблема

В последние годы стремительными темпами увеличивается число дошкольников с нарушениями речи и психических функций. В результате таких неблагоприятных факторов, как загрязнение экологии, дестабилизация в социальной среде, рост процента родовых травм и послеродовых осложнений, возрастание количества заболеваний и различных патологий, влияющих на здоровье и психическое развитие ребенка происходит увеличение количества речевых нарушений (Т. А. Ткаченко [1997]). Огромный поток информации, получаемый ребенком в современном мире, невозможность справиться с её обработкой самостоятельно- это печальная реальность, в которой оказались дети. Отсюда ранние неврозы, логоневрозы, различные психические отклонения, увеличение количества неуспевающих учащихся в школе (Ю.Е. Розова, Т.В. Коробченко [2019]).

От качества речи зависит успешность обучения. Чистая, правильная речь одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.

Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем:

- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;

- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст;

Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование не речевых психических процессов:

-наблюдается недостаточное устойчивое внимание,

 -снижается вербальная память,

-страдает продуктивность запоминания.

Обучение рациональным приёмам обработки информации, т.е. приемам мнемотехники, позволяет выработать навык грамотной обработки информации у детей дошкольного возраста.

Актуальность проекта

Актуальность мнемотехники обусловлена тем, что дошкольный возраст-это возраст образных форм сознания. Научные исследования и практика подтверждают, что у дошкольников преобладают наглядно-образное мышление и эмоционально-образная память. Использование наглядных схем, моделей, изображений помогает детям зрительно представить абстрактные понятия, переведя их в понятные детскому опыту символы. Мнемотехника – это совокупность приёмов, с помощью которых расширяют память и учат запоминать нужную информацию. Мнемотехнические приёмы работают путём перехода информации в образы. Образы бывают слуховые, зрительные и графические. Упражнения способствуют развитию памяти, интеллекта, внимательности и речи у детей.

  • Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью;
  • Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
  • Приемы мнемотехники  используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс
     запоминания, сохранения и припоминания информации;
  • Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
  • Дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Цель: Развития речи и психических функций детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники.

Задачи:

  • Расширять и обогащать словарный запас детей; развивать грамматически правильную связную речь; закреплять произношение звуков в словах, фразах.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
  • Помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира.
  • Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления.
  • Развивать творческие способности детей, умение самим составлять схемы и воспроизводить их.
  • Снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

 Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, нуждающиеся в коррекционном воздействии, учителя-логопеды, учитель-дефектолог.  

Срок реализации проекта

С 01 сентября 2021 по 31 августа 2022 года.

                                            Этапы проекта

1 – этап: Организационный

Поисково – теоретический.

Мониторинг речевого развития детей старшей и подготовительной группы. Анализ результатов мониторинга. Изучение литературы по данной проблеме. Подбор и изготовление необходимых дидактических пособий. Составление плана работы.

Срок реализации: сентябрь 2021 г.                          

2 – этап : Основной – практический

Разработка перспективного планирования с использованием комплексно-тематического принципа (объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; «организующие моменты», «события», «сезонные явления в природе»);

Обогащение методической базы, информационно-методических ресурсов по данной проблеме;

Консультации для педагогов по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников;

Работа с воспитанниками:

Образовательные:

- формировать умение детей использовать мнемотаблицы и мнемодорожки при составлении описательных рассказов, пересказе литературных произведений, заучивании стихотворений.

Развивающие:

- совершенствовать развитие связной речи при составлении описательных рассказов, пересказе литературных произведений, заучивании стихотворений;

- способствовать развитию образного и логического мышления;

- развитие зрительной и слуховой памяти и внимания.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к чтению и художественному рассказыванию произведений детской художественной литературы и фольклора. Самостоятельное составление коротких описательных рассказов.

Взаимодействие с семьями воспитанников:

- Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек;

- Привлечение родителей к совместному изготовлению мнемодорожек и мнемотаблиц;

     3 этап. Результативный.  Заключительный.

Мониторинг (логопедическое обследование детей).

Оценка результатов работы.  (отчёт презентация на педагогическом совете).

Ожидаемый результат: в ходе реализации проекта дети научатся самостоятельно, с опорой на мнемосхемы, разучивать стихи, пересказывать небольшие сказки и рассказы; расширится их словарный запас; речь станет последовательной, грамматически правильной; увеличится объем памяти.

Список литературы

1. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.

2. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 - 6 лет. Москва, 2005.

3. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.

4. Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.

5. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.

6. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.

7. Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59- 62.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если ваш ребенок путает или не запоминает буквы

Даны рекомендации родителям, как помочь детям в игровой форме быстрее запоминать буквы....

Так учить легко! Видим, слышим, запоминаем.

В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ.  УЧИМ СТИХОТОРЕНИЕ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ....

Консультация для воспитателей "Ты - мне, я - тебе" (учимся запоминать стихи).

Замечательно, если человек владеет красивой образной речью и при этом может цитировать поэтические строки, даже включать в речь целые фрагменты поэм. "Какая речь! Какая память!" - восхищаются окружающ...

Презентация проекта "Думай, называй, запоминай"

Проблема формирования словарного запаса у детей с общим недоразвитием занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии глагольного словаря при различных речевых нарушениях и о ме...

Проект «Играй, познавай, запоминай!»

Проект направлен на развитие зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста....

проект "Думай, называй, запоминай"

Долгосрочный практико-ориентированный проект "Думай, называй, запоминай"...