Материал для обследования звуков
методическая разработка по логопедии

Жигарева Алена Сергеевна

Логопедическая диагностика. Материал для обследования звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6._material_dlya_obsledovaniya_zvukov.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Звук С

1."Давай посвистим!"

2. СА, СО, СУ, СЫ, СЭ

ас, ос, ус, ыс, эс, ис, яс, ес, ёс, юс

ска, ско, ску, скы.

аст, ост, уст, ист.

3. самокат, совы, сад

    весы, коса, лиса

    ананас, кактус, автобус

4. Автобус едет по мосту.

    Соня стоит на мосту.

            Лиса  ест  сыр.

    Солдат стоит на посту.

    Собака спит под скамейкой.

5.  Киска, киска,

Где твоя миска?

Ест киска суп из миски.

Сыта киска – пуста миска.  

Мы видим на суку совят.

Совята вместе тут сидят.

Когда не спят, они едят.

Когда едят, они не спят.

6. Однажды в лесу грелся на солнышке       ленивый барсучонок.

   - Сынок, помоги нам нору рыть, -  попросила барсучонка мама.

   - Я есть хочу, - пробурчал барсучонок.

   Мама хотела научить своего сына  собирать корешки и  жучков, но барсучок  не захотел учиться. Мама сама принесла ему еды и накормила ленивого сыночка.

Звук Ц

1. Как воспитательница показывает детям,     чтобы они не шумели: "Т-с, ццц"

2. ца – цо – цу – цэ – цы

    ац – оц – уц – эц – ыц

    цма – цмо – цму – цмы

    ацм – оцм – уцм – ыуцм

3. цепь, цветок, цапля

    овца, пуговица, лицо

    колодец, боец, индеец

4. Утенок не боится окунуться в водицу.  

Наконец Диме дали леденец.

    На сцене поёт певица.

            На  окне  целое  лето  цвели  цветы.

            Не плюй в колодец – пригодиться воды напиться.

            В колодце холодная водица.  

5. У наседки наконец

    Вылез из яйца птенец.

    Глядит наседка на птенца,

    Глядит, не налюбуется:

    Будто Петенька певец,

    Как петух – его отец.

       

            На  лесной  концертной  сцене  

            Слышится  синицы  пенье.

            Цыц! На  цыпочках – лисица.

            Цель  лисицына – певица.

6.    Утка плавала по воде, отыскивая рыбу. Она искала её целый день, но ничего не  нашла. Когда настала ночь, она увидела в  воде месяц. Утка решила, что месяц – это рыба, и нырнула за ним. В это время на  берегу гуляла перед  сном мама – курица  со своими цыплятами. Они увидели, как  утка ныряет за месяцем, и начали  смеяться над ней.

Звук З

1.Как жужжит комарик?

2. за, зо, зу, зы.

         аза, озо, узу

         яза, юзу, езэ, ёзо, изы

         зна-зно-зны-зну  вза-взо-взы-взу

     3. заяц, зонт, зубы

    коза, медуза, тазы

4. У Зои ваза.

                 У  Зои  новый  зонт;

                 Лиза  идет  на  занятия;

                 Зоя идёт в зоопарк.

     5. У Зои своя коза.

Зовут козу Егоза.

Не знает Зоя покоя

С козою своей Егозою.  

          Попросить ребенка рассказать стих:   "Зайку бросила хозяйка".

6.    Проснулся однажды утром котёнок и  захотел есть. Подбежал к хозяйке Зое,  но вдруг забыл, как надо сказать, что  он голоден. Хозяйка не поняла  забывчивого котенка. Он заплакал и  выбежал во двор, чтобы  какой-нибудь зверь помог ему. Из избы  вышел  большой черный кот и подсказал забывчивому котенку, что он должен  сказать « мяу ».

Звук ЗЬ


1. Как жужжит большой комарик?

    Правильно, З-З-З. А маленький?

2. зи – зе – зя – зё – зю

    зни – зне – зня – знё -зню

    изнь – ознь – азнь – узнь

3. зина, зима, земляника,

    обезьяна, гвозди, газета

4. У Зины газета.

    Дети ездили в музей.

    Кузя идет в магазин покупать гвозди.

    У Зины земляника.

    Зина ведёт обезьяну.

5.       Купили в магазине

Резиновую Зину,

Резиновую Зину

В корзинке принесли.

Она была разиней

Резиновая Зина,

Упала из корзины,

Измазалась в грязи.

Мы вымоем в бензине

Резиновую Зину,

Мы вымоем в бензине

И пальцем погрозим:

Не будь такой разиней,

Резиновая Зина,

А то отправим Зину

Обратно в магазин.

6.     Однажды зимой мама повела своих  дочерей – Зину и Лизу в зоопарк. Они  прошли мимо зелёной ограды прямо в  домик, где были змеи и крокодилы. Когда девочки увидели, что крокодил  был  зеленый, они очень удивились. Ведь на улице стояла зима, и было очень холодно. Потом дети посмотрели всех зверей в зоопарке и отправились домой.  

Звук СЬ

1. Как свистит большой свисток? Правильно,     Ссс… А маленький?

2. си – се – ся–сё–сю.  

ись – эсь – ась – ось – усь – ысь

есь – ясь – ёсь – юсь.

    сте – стя – стю – сти.

    исть – асть – ость – усть.

 

3. снеговик, синий, стена

    косить, письмо, осина

    гусь, ось, лось

4. Кот Вася есть у Аси.

    Вася несёт сено.

            На  синей  скамейке  висит  сетка.

            Тося  посеяла  семена.

            Как  ни  тесно,  а  всё  есть  место.

             

5. Мы сидим на лесенке,

    И поем мы песенки.

    Все поют, и я пою

    Песню новую мою.

6.    В  конце осени выпал пушистый, мягкий  снег. Все дети во дворе захотели поиграть  в снежки. Сеня и Сима весело смеялись,  бегали, катали большие снежные комья.

Так они слепили  большого снеговика и   сделали ему носик из морковки.

Звук Ш

1. Как шипит змея?

2. ша – шо – шу – шэ

    аш – ош – уш – эш – ыш – еш – яш         шка – кшо – кшу – кшэ - кши

    ашк – ошк – ушк – эшк - ишк

3. шапка, шуба, шина

    мешок, машина, кошка

    подушка, душ, мышь

4. Мы видели кошку под нашим окошком.

    Готовит Наташа пшенную кашу.

    Миша и дедушка покупают шахматы и    шашки.

    Кошка видит мышку.

    Шапка  и  шубка – вот  и  наш Мишутка.

5. Уронили мишку на пол,

    Оторвали мишке лапу.

    Все равно его не брошу –

    Потому что он хороший.

                    Из  хлебушка  лепешку

                    Не  ешь,  не  ешь,  рыбешка.

                    Отведаешь  лепешки

                    И  будешь  в  поварешке.

6.     По  улице  шли  мальчик  и  девочка. А    впереди  них  шла  старушка. Было  очень  скользко,  и  старушка  упала. Мальчик

    отдал  свою  сумку  девочке,  подбежал  к  старушке  и  помог ей  подняться. Когда  мальчик  пришел,  девочка  спросила  его:

    -Это  твоя  бабушка?

    -Нет,  -  ответил  мальчик.

    -Мама?

    - Нет! – ответил  мальчик. - Я помог  ей    подняться,  потому

    что  она  старенькая.

        Маленькому Леше 5 лет. Бабушка купила ему мишку. Мишка  был плюше-

    вый, большой  и мягкий. Еще у Леши был петушок с красным гребешком.

    Леша сажал свои игрушки в сани и катал.

Звук Щ

1. Как шипит большая змея? – Ш-ш-ш. А маленькая змейка?

2. ща – що – щу – ще – щи.

    ащ – ощ – ущ – ещ – ищ –

    ящ – ёщ – ющ

    пща – пщо – пщу – пще

    апщ – опщ – упщ

 

3. щука, щенок, щётка

    овощи, ящик, роща

    плащ, борщ, лещ

4. У Тани новый плащ.

    У нас вкусный борщ.

    Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.    

            Щенок  не  любит  щуку.

    Ваня  поймал  щуку  и  леща.

5. Щетка в ящике лежит,

    Щенок к ящику бежит.

    Он ищет ее тщательно

    И стащит обязательно.

            Наварила  щука  щей,

            Угощала  двух  лещей.

                 Щуку  я  тащу,  тащу,

                 Да  боюсь,  что  выпущу!

6.    Вот  тащит  щенок  на  кухню  какую – то  щепку. Мама  со  щеткой побежала  за  щенком. Щенок  утащил  щепку  под  плиту  и  тявкает оттуда. Мама разозлилась  на  щенка.  Щенок  вылез  из-под плиты  и  побежал  со  щепкой  в комнату. Ну и щенок! Какой  баловник!

Звук Ж

1. Как шипит змея? А как жук жужжит?

2. жа – жо – жу – же – жи

    ажа – ожо – ужу – эжэ – ижи  

    яж – ёж – юж – иж.

    жна – жно – жну – жны

    ажн – ожн – ужн – ыжн

3. жук, жёлуди, жаба

    ёжик, одежда, пиджак

4. Женя жалеет ежика.

    Жора увидел жука. Жук жужжит.

            Женя  бегает  по  лужам.

            У  Жанны  желтый  жук.

            Женя  дает  ежу  ежевику.

        5. Уж  пожаловал  ежам

             Новых  дюжину  пижам.

             Прежние  пижамы

             Исколоты  ежами.

     Ежу и ежонку ужин нужен.

     Дадим ежевики ужам на ужин.

 

     Бедный ежик ежится –

     Все ему неможется.

   И синеет кожица –

   Так ему неможется.  

   Неуклюжий медвежонок

   Ежедневно ужин ждет,

   Ведь на ужин медвежонок

   Пьет охотно жидкий мед.

6.     После  дождя  были  большие  лужи. Женя    и  Жанна шалили. Они  топали  ножками  по  лужам. У  Жени  был  красивый  оранжевый  флажок. Ой,  беда! Флажок упал  в  лужу.

 

Звук Ч

1. Как птичка поет?

2. ча – чо – чу – че – чи

    ач – оч – уч – еч – ич

    еч – яч – ёч – юч

    чта – что – чту – чты

    ачт – очт – учт – ычт

3. часы, чай, чайник

    очки, бабочка, дочка

    ключ, меч, мяч

4. Мама включает чайник.

    Ученик задачей очень озадачен.

    Ученики учат уроки.

    Ниночка наливает в чайник водичку.

5. Наша Таня громко плачет:

    Уронила в речку мячик.

    Тише, Танечка, не плачь!

     Не утонет в речке мяч.

Ванечка водичкой

Моет плечи, личико,

Моет пальчики, бочок.

- Как бы вымыть язычок?

     Вот  так   чудо,  чудеса!

     Подо  мной  два  колеса.

     Я  ногами  их  верчу,

     Я  качу,  качу,  качу!

6.    Летом  Олечка  и  Юлечка  отдыхали  с  родителями  в  деревне. На  улице  шел  дождь,  было  холодно. Поэтому  родители  не отпустили  своих  дочек  гулять. Но  папа  обещал  отвести девочек  на  речку,  когда  закончится  дождь   и  теплые солнечные  лучи  согреют  землю.    

               

 

 

Звук Р

1.Давай порычим! Р-р-р…

2. ра – ро – ру – рэ – ры

ар – ор – ур – эр – ыр

ер – яр – ёр – юр

    тра – тро – тру – тры

    арт – орт – урт – ырт

3. рак, роза, рука

   парад, помидор, барабан

   мир, хор, тигр

4. Ира и Марк идут в парк.

    Рома кормит кур.

            Рая  кормит  рыб.

            Ира  раздает  тетради.

            Юра  продает  огромные  арбузы.

 

5. Прорычал  медведь  в  берлоге,

    Промолчал  сурок  в  норе.

    Прорычали,  промолчали –

    И  проснулись  на  заре.

    Ранним утром кое-как

    Роет нору хмурый рак.

    Рад бы рак ее не рыть,

    Но ведь где-то надо жить.

    Работать раку неохота.

    Не радует его работа.

         

            Без труда, не вытянешь и рыбку из пруда.

            Пришла барыня в красном сарафане.

    Стали барыню раздевать, стали плакать и    рыдать (лук)

На горушке три забора.

Три избушки, три Егора.

Справа – дедушка Егор.

Слева – дядюшка Егор.

У среднего забора не Егор, а пол – Егора.

Потому что он пока –

От горшка два вершка.

6.    В  саду  у  дедушки  росло  много  яблонь  с  большими, красными  яблоками  и груш. Рома  очень  любил  приезжать к  деду  в  гости  и  собирать  фрукты  прямо  с веток. А зимой  ему  нравилось  пить  чай  с вареньем,  которое  варила его  мама.

 

Звук РЬ

1. Как рычит большой тигр? Р-р-р… А     маленький?

2. ря– рё – рю - ри

   арь – орь – урь – ирь – урь – ырь

   ярь – ёрь – юрь – ирь

   тря –трё – трю – три
  акрь – окрь – укрь – икрь

3. репа, ряды, рябина

    берег, море, берёза

    якорь, корь, лекарь

4. Боря примеряет коричневые брюки.

    Варя ныряет в речку.

    На  берегу  реки  стоит  старинная       крепость.

            Рита  варит  варенье.

            Рима  и  Игорь  рисуют  березу.

        5. Тридцать  три  вагона  в  ряд

            Тарахтят,  тарахтят.

    У моей сестры Марины щеки словно   мандарины,

    А сама сестра Марина чуть побольше   мандарина.

       6.     Жарким  летним  днем  ребята  пошли           купаться  на  речку. Они  взяли  с  собой   рюкзаки  с  едой   и   теплой  одеждой.

    Дети  были  очень  дружными  и  всегда   ходили  на  реку вместе. Они  резвились  в  воде,  ныряли   и  играли  в  мяч.

    Так  прошел  весь  день,  а  вечером  ребята  вернулись  домой.  

Звук Л

1. Как гудит пароход?

2. ла – ло – лу – лэ – лы

    ал – ол – ул – эл – ыл – ел – ял – ёл – юл

    кла – кло –клу – клы

    апл – опл – упл –ыпл

3. лук, лапа, лампа волк

    палатка, пила, вилка

    гол, укол, дятел

4. Павел видел футбол.

    Это Клавина клумба.

    Алла мыла куклу Клаву.

            Алла  купила  белое  платье.

             Клава  хлопает  в  ладоши.

        5. Клава  клала  клад  в  колоду.

            Клад  уплыл  от  Клары  в  воду.

            Не  плыла  за  кладом  Клава,

            А  колода  уплывала.  

             Бел, как мел,

             С неба слетел,

             Зиму летал,

             Весной в землю убежал. (снег)

     Все бело – бело – бело.

Много снегу намело.

Вот веселые деньки –

Все на лыжи и коньки.

6.     Коля  всегда  любил  помогать  папе  что-нибудь строить. На  этот  раз  папа  хотел  сделать  новые  стол  и  стулья  для  кухни.  Коля  взял  молоток  и звозди  и  начал  помогать  отцу. Они  сделали  очень красивые  вещи. Один  стул и  часть  стола  были  сделаны  Колей.

Звук ЛЬ

1. Как гудит маленький пароходик?

2. ля – лё – лю – ле – ли

    аль – оль – уль – эль – ыль –

    ель – яль – ёль – юль.

    пля – плё – плю – пле - пли

    акль – окль – укль – ыкль  

3. лев, лимон, лето

    малина, улитка, калитка

    соль, мель, миль

4. У  Лены  лилии.

    Лёва любит лимоны.

    Лена  и  Лида  ходили  гулять.

            В  небе  летят  лебеди.

            Коля и Люба купили пальму.

        5. Листья  падают  с  осин,

            Мчится  в  небе  длинный  клин.

            Вырастил  Толя

            Тополь  за  полем.

            По  полю,  по  полю,

            Шел  к  тополю  Толя.    

    Самолёт, самолёт

    Подготовили в полёт.

    Полетит он над лесами,

    Полетит он над полями.

6.   У  мамы – лисицы  было  двое  лисят.  Они  всегда  ленились и  не  помогали  своей  маме. Однажды  лисята  убежали  играть     на  поляну,  где  росла   малина, и потерялись. Мама – лисица очень волновалась  и  пошла  их  искать. Вечером  лисята  уже сладко  спали  в своей  норке.

                        НАГЛЯДНЫЙ

        ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

   ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ С,С'

Звуки К, Г, Х

ка-ко-ку

ак-ок-ук

ком, кони, окно, мак

Коля пьёт кофе. У Кати клюква.

га-го-гу

ага-ого-угу

Гена, гамак, губы

нога, погода, пингвин  

У Гоги болит нога. У Гены болит губа.

ха-хо-ху

ах-ох-ух

хобот, ухо, мох

У хаты поёт петух. Дети едят уху.

Вот летит муха.

Звуки Е, Я, Ё, Ю

ай, ой, уй, эй

яма, Мая, юг, йод, юбка, каюта

мой, моя, моё

дай-даю-даёт, купай-купаю-купает

катай-катаю-катает

Мая купает утку. Мая копает яму.

                   На дифференциацию

Звуки К-Г-Х

ка-га-ха

ком-том, какой-такой

бок-бот, тыква-книга

так-как, хобот-гудок

Звуки ЛЬ-ЙОТ

я-ля, ля-я, ля-ля, лаля-я, ай-аль, оль-ой

мой-моль, бой-боль, ямка-лямка

мой лимон; моя клюква

Юля поливает лилии.

Звуки С, СЬ

са-ся, ся-са

сад-садь, оса-оси, квас-квась, нос-носик

Звуки З-ЗЬ

за-зя, за-зя, аза-азя

зона, Зина, ваза, вези, газон, газета

завозить

Звуки Ш-Ж

ша-жа, аша-ажа, жо-шо, ошо-ожо

ноша-ножи, мыши-вожжи, каша-кожа

вишни-вижу

Звуки С-Ш

са-ша, ша-са, саш-шас

Саша сушит сушки.

Звуки З-Ж

за-жа, жа-за, зо-жо, жо-зо

жук-зуб, ножи-зонты, кожа-коза

одежда-звезда

Звуки Ч-Щ-Ц-Ш

            СЬ-ТЬ

ча-ща, ча-ца, ча-ша, ча-тя, ча-ся ся-тя-ча

ся-тя-ща, ся-тя-ца

чашка, часовщик, ученица, учительница

носильщик

 

ИСПРАВЬ ОШИБКИ.

Мама с бочками пошла по дороге вдоль села.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался сом.

Тает снег, течет ручей.

На ветвях полно врачей.

Сели в ложку – и айда!

По реке туда- сюда.

На островок налет ураган,

На пальме остался последний баран.

На глазах у детворы крысу красят маляры.

На пожелтевшую траву роняет листву.

Забодал меня котел, на него я очень зол.

Попалась рыбка на дудочку.

У Оли толстая оса.

В заборе ель.

На цветок летит коса.

В лесу растет щель.

Дима играет на дудочке.

У кота пушистые бусы.

Миша читает при свете лапы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический материал для обследования фонематического восприятия у дошкольников."Слова-паронимы"

Цель данного материала: учить детей различать слова похожие по звучанию, но разные по значению....

Диагностический материал речевого обследования детей дошкольного возраста

1. Методика Ф. Г. Даскаловой.Для проверки понятий значения слова детям предлагаются задания на определение – "Что такое…?" и "Что значит слово?" При диагностике используется специальный тест-словарь, ...

Дидактический материал для обследования и формирования зрительного восприятия.

Методика проведения обследования и примерные критерии оценки результатов. Художник нарисовал несколько картинок вместе. Назови всё, что здесь нарисовано...

Картинный материал для обследования звукопроизношения

Картинный материал по пособию О.Б. Иншаковой, предназначен для обследования речи у дошкольников и младших школьников....

Материал для обследования речи детей и коррекционной работы

Для обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста используем альбом Иншаковой О.Б.,  в котором представлен иллюстративный материал , который позволяет выявить: нарушения звук...