статья «Цифровое образование для детей дошкольного возраста: плюсы и минусы»
статья по логопедии

Малкова Светлана Вячеславовна

В статье рассматриваются положительные и негативные стороны аквтивного включения цифровых технологий в жизнь ребенка дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsifrovye_tehnologii.docx15.91 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Цифровое образование детей дошкольного возраста: плюсы и минусы»

Учитель-логопед Малкова С.В.

  Современные реалии таковы, что ребенка, как часть населения окружают и все больше охватывают цифровые технологии, компьютеризация, роботизация. Детям в основном предлагаются мультфильмы с высококачественной компьютерной графикой, многочисленные игры в различных девайсах (планшетах, телефонах, ПК, ноутбуках и т.п.). Дети часто используют гаджеты (наушники, флешки, компьютерные мыши и т.п). Часто новые технологии привлекательны для ребенка (да и для взрослого) своей яркостью образов, включенностью в игру «изнутри», возможностью рассмотреть недоступные объекты (знакомство с разными представителями животного мира, в т.ч. и исчезнувшими; «путешествия» в разные страны, их самые отдаленные уголки, прогулки по историческим событиям с погружением в виртуальную «реальность). Мы часто предлагаем детям на занятиях иллюстрацию нашего сообщения по теме в виде презентации, привлекаем их к компьютерным заданиям и играм. Новые технологии позволяют дать ребенку знания с более яркими эмоциональными  впечатлениями, которые закрепятся в памяти ребенка не только как услышанный рассказ, но и получат чувственную привязку и станут более устойчивыми. Презентации также позволяют расширить зрительный ряд объектов по изучаемым темам, что с печатными иллюстрациями не всегда получается (ограниченный набор). Цифровые технологии могут познакомить ребенка с разными звуками, например, природы. И тут уж ребенок узнает, что лев не «рычит», а его рык – это громкий раскатистый звук.

  Если ребенка «включать» в процесс программирования, то тут каждый педагог увидит массу возможностей для всестороннего развития детей. Начинаем с умения ориентироваться в пространстве, на плоскости, умения понимать, выполнять и задавать инструкции, чтобы провести робота по предложенной траектории. Подобное задание поможет развить такие качества, как усидчивость, сосредоточенность на одном деле, целеустремленность и умение доводить до конца начатое дело. Главное, учитывать физические и психические возможности ребенка, а также его индивидуальные возможности. Для развития воображения, творческого мышления можно предложить ребенку придумать небольшую историю о том, зачем роботу надо выполнить задание. Формированию межполушарных связей (паттернов) способствуют и разнонаправленные движения (слежение глазами за стрелочкой, работа мышкой без зрительного контроля, одновременное проговаривание выполняемых действий и т.п.).

  Говоря о плюсах включения цифровых технологий в образование детей дошкольного возраста, часто обращают внимание на яркость, интерактивность (включение в игровой процесс), расширение возможностей при изучении различных тем.

  Но есть и минусы, они проявляются при слишком активном внедрении ИКТ в жизнь ребенка.

- Ребенок, играя в девайсах в разные игры, «залипает» в игре, выключается из окружающего мира;

- Слишком яркие и реалистичные образы усложняют разделение на мир «сказочный» и реальный;

- Длительное время игры отрицательно сказывается на здоровье ребенка: страдает нервная система (перевозбуждение), зрение, гиподинамия;

- Развитие творческого воображения, умение соотносить свойства и качества реальных предметов и явлений при активном пользовании компьютерных технологий тоже страдает. В реальной жизни ребенку надо придумать самому образ (например, при рисовании, лепке и т.п.), это сложно, компьютер же даст несколько уже готовых вариантов, просто «кликни мышкой».

- Часто родители дают детям телефон, где есть «замечательная» игра, целью которой является лопанье пузырей. Вот ребенок сидит тихонечко и тыкает пальцем по экрану. Тем игры ускоряется, надо действовать быстрее, ребенок нервничает, злится, кричит, плачет. Так многие игры для маленьких детей не приносят им пользы, ничему не учат, но с огромной скоростью расшатывают нервную систему ребенка.

- Использование компьютерных технологий в обучении тоже может притормаживать развитие. Стирается такой важный компонент учения, как мотивация. Зачем учиться считать, если есть калькулятор, читать, если можно послушать, рисовать, если получается «так себе», на компе лучше.

  Конечно, использование цифровых технологий сделало процесс образования ярче, красочнее, информативнее. Но ничто не может заменить живого общения, самовыражения через творчество, реального представления о мире и тех, кто его населяет. Давайте использовать новое, но не забывать о традиционном, проверенном веками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа дошкольногообразования на основе ФГОС дошкольного образования для детей дошкольного возраста с расстройствами аутического спектра (РАС)

Адаптированная образовательная программа (АОП) дошкольного образования детей с расстройствами аутического спектра (РАС) - это образовательная программа, адаптированная для этой категории детей сучётом...

Консультация для родителей "Материнская забота в младенчестве и дошкольном возрасте. Плюсы и минусы."

Понятие материнство трактуется как способность женщины выносить, родить и выкормить ребенка до определенного возраста, обусловленного его физиологическими потребностями. Чтобы реализовать эти задачи, ...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)

Адаптированная образовательная программа (АОП) дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) – это образовательная программа, адаптированная для этой категории дете...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет

Целью  Адаптированной основной  образовательной программы  является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических груп­пах для детей с общим недоразвитием...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад 1

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в груп­пах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматр...