Конспект подгруппового НОД по автоматизации звука [р] в словах и предложениях .
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Цель: Автоматизация звука [р] в словах и предложениях.

Коррекционно – образовательные задачи:

  • Закреплять правильное произношение звука [р] в словах и предложениях;
  • Совершенствовать навык образования существительных уменьшительно – ласкательной формы;
  • Продолжать учить детей определять позицию звука в слове; делить слова на слоги;
  • Совершенствовать умение грамматически правильно оформлять распространенные предложения.

Коррекционно – развивающие задачи:

  • Развивать фонематический слух, навык звукового анализа и синтеза; зрительную и слуховую память, внимание; пространственные представления
  • Развивать мелкую моторику рук с использованием здоровьесберегающих технологий (кинетического песка);
  • Развивать мотивацию игровой и учебной деятельности;
  • Развивать навыки самоконтроля за собственной речью.

Коррекционно – воспитательные задачи:

  • Воспитывать  навыки  сотрудничества  в  игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, доброжелательность, ответственность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_podgruppovogo_nod_po_avtomatizatsii_zvuka.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового НОД по автоматизации звука [р] в словах и предложениях  с использованием кинетического песка « Путешествие в песочную страну».

Цель: Автоматизация звука [р] в словах и предложениях.

Коррекционно – образовательные задачи:

  • Закреплять правильное произношение звука [р] в словах и предложениях;
  • Совершенствовать навык образования существительных уменьшительно – ласкательной формы;
  • Продолжать учить детей определять позицию звука в слове; делить слова на слоги;
  • Совершенствовать умение грамматически правильно оформлять распространенные предложения.

Коррекционно – развивающие задачи:

  • Развивать фонематический слух, навык звукового анализа и синтеза; зрительную и слуховую память, внимание; пространственные представления
  • Развивать мелкую моторику рук с использованием здоровьесберегающих технологий (кинетического песка);
  • Развивать мотивацию игровой и учебной деятельности;
  • Развивать навыки самоконтроля за собственной речью.

Коррекционно – воспитательные задачи:

  • Воспитывать  навыки  сотрудничества  в  игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, доброжелательность, ответственность.

Методы и приемы:

Словесный: мотивация – попасть в Простоквашино и провести там время с пользой для своего здоровья; эвристическая беседа, рассуждения детей, методы поискового и проблемного характера, словарная работа.

Практический: работа со схемами слов,  чтение, печатание пропущенной буквы в слове, физ. минутка, пальчиковая гимнастика.

Наглядный: рассматривание картинок,  схем.

Оборудование: стол для песка, кинетический песок, предметные картинки, схемы для определения места звука в слове, фигурки дяди Федора, Матроскина, Шарика и др., деревянные палочки.

Предварительная работа: выполнение артикуляционных упражнения, развитие мелкой моторики; постановка и автоматизация звука [р] на материале слогов, слов, предложений ; игры и упражнения  на развитие фонематического слуха.

Ход НОД

Организационный момент.

-Здравствуйте, у нас сегодня с вами необычное занятие. Сегодня в детский сад пришла телеграмма  из Простоквашино. Дядя Федор пишет, что сейчас в Простоквашино  каникулы. А что делают на каникулах? ( Отдыхают, играют, путешествуют). А еще в деревне можно запастись здоровьем. А как это можно сделать? (Гулять на свежем воздухе, ходить в лес за ягодами, купаться, плавать в реке, бегать босиком по траве, кушать овощи и фрукты – запасаться витаминами). Дядя Федор приглашает нас к себе в гости, чтобы провести там время с пользой для своего здоровья. Но путь в Простоквашино лежит через песочную сказочную страну. Но пройти ее мы сможем, выполнив задания.

- Готовы? Итак, сегодня на занятии мы будем играть и закреплять умение правильно произносить звук. Угадайте, какой звук мы будем сегодня закреплять. Вот послушайте: дядя Федор, Матроскин, корова Мурка. (Правильно, это звук [р]).

-Молодцы! Ну что, отправляемся дальше?

Первое задание для нас приготовил Шарик. Он очень любит рычать.  Если вы услышите звук [р] – спрячьте пальцы в песок, на другие звуки держите руки на песочнице.

  1. Ла, ра, ва, ло, ро, ру,  ри, тра, атр, кла, три, пла, шра, шры, при, гры…
  2. Лак, рак, пар, ложки, рожки, гора, трамвай, шлагбаум, ребенок, инструмент, полотенце, ворона, ладонь, термометр …

Произношение изолированного звука.

-Ребята, а следующее задание предлагает для вас Галчонок. Он очень любит оставлять на песке следы и предлагает вам сделать то же самое. От камешка до камешка по песку проведите дорожку пальчиком, произнося на выдохе звук [р].

-А помните, как Матроскин учил Галчонка разговаривать? Я предлагаю вам повторять за мной слоги, как это делал Галчонок. Я называю цепочку слогов, вы запоминаете, повторяете слоги и одновременно на каждый слог выкладываете камешек.

  1. Ра-ра, ра-ро,;
  2. Ро-ро-ро, , ру-ры-ра, ры-ра-ро;
  3. Ара-оро, оро-уру, уру-иры, иры-ара;
  4. Ар-ор-ур, ор-ур-ир, ур-ир-ар, ир-ар-ор.

Автоматизация [р] в словах.

-Ребята, посмотрите, куда нас привела дорожка? Правильно, здесь разложены картинки. Но в песочной стране очень часто бывают ураганы. Поэтому все наши картинки перемешались. Вам необходимо отобрать только те картинки, в названиях которых есть звук [р]. Скажи, что ты выбрал? Картинку, с каким изображением выбрала ты? Какую картинку ты выберешь? Что ты возьмешь?

-Я выбрал картинку  на которой нарисован рак. Я выбрала картинку с изображением ракеты и т.д.

Игра «Где звук [р] живет?»

-Ребята, давайте построим из песка три холма. На первом холме будут жить слова, в которых  звук [р] стоит в начале слова, на втором холме –слова, в которых звук [р] стоит в середине слова, а на третьем холме – слова, в которых звук [р]  стоит в конце слова.

-Молодцы. А теперь будем делить эти слова на слоги, и чертить палочкой на песке столько полосочек, сколько слогов в слове. Разровняйте песок, возьмите в руки палочку.

-В слове «сыр» один слог, в слове «топор» два слога и т.д.

Игра «Назови ласково». (Игра проводится сидя)

-Я назову вам предмет, а вы мне его  - ласково:

арбуз – арбузик,

трав - травка,

морковь – морковочка,

марка – марочка,

барабан – барабанчик,

перо – перышко,

гора – горка, горочка,

рубашка – рубашечка,

рыба – рыбка,

рука – ручка,

роза – розочка,

забор - заборчик, и т.д.

Физминутка.

-Дядя Федор просит вас помочь поработать на огороде.

Мы лопатки взяли,

Грядки раскопали.

Грабли в руки взяли,

Грядки разровняли.

Семена рядами

Дружно мы сажали.

А потом водою

Теплой поливали.

Автоматизация [р] в предложении.

Игра «Измени предложение». Наш Шарик любит заниматься фотоохотой. Он сделал фотографии животных. Давайте составим предложения с этими словами. Ребята, давайте поможем Шарику изменить предложения

-Я прогоню комара. Ты … Он… Она… Мы… Вы… Они… и т.д.(с карточками).

-Я несу топор. Я пью кефир. Я поймаю рыбу. Я построю забор. И т.д.

Формирование пространственных представлений.

-А сейчас поможем почтальону Печкину разложить письма.  Чтобы не ошибиться на каждое письмо наклеена марка с определенной картинкой. По этим картинкам мы и будем ориентироваться. Положи грушу в правый верхний угол. Морковку в левый нижний угол. Топор в правый нижний угол.  Мухомор положи в центре. Рака положи в левый верхний угол. Помидор положи под грушей. Веер положи над морковкой. (Каждое свое действие ребенок сопровождает словами: « Я положу веер над морковкой» и т.д.).

Игра «Потерялась буква».

-Ребята, вы же знаете, что корова Мурка очень любит все жевать и она проглотила в словах все буквы Р. Вместо точек вставьте букву Р и прочитайте слова.

Па., со., хо., сы., .ак, .от, .ука, .оза, .оса, .ама, .ана.

-Молодцы, вы очень хорошо справились со всеми заданиями. Наше путешествие подошло к концу. Вот мы уже и в Простоквашино. (Выставляются фигурки героев). И чтобы корова Мурка больше не жевала все подряд давайте подарим ей то, что коровы любят больше всего – зеленую травку, которую вы сделали своими руками из бумаги.

Итог занятия.

А дядя Федор тоже приготовил для вас сюрприз.(Дети из ведерка, наполненного горохом достают яблоки). Чем угостил вас дядя Федор? Яблоки эти не простые, в них много витаминов.

Скажите, вам понравилось наше путешествие? Что вам запомнилось? Что было трудно выполнять? Я думаю, что у нас все получилось. Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуальной НОД по автоматизации звука [р] в словах и предложениях "Мы построим Дом Друзей!"

Подробный конспект открытого индивидуального логопедического занятия....

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Р’] в словах и предложениях»

Цель: автоматизация звука [РЬ] в словах и предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:-автоматизировать произношение звука в словах и предложениях;-совершенствовать фонематическое восприятие;-упр...

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и предложениях "В гости к Мишке"

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и предложениях "В гости к Мишке"...

Конспект индивидуального логопедического занятия. «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях».

Конспект индивидуального логопедического занятия. «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях»....

Конспект подгруппового логопедического занятия. Автоматизация звука ш в словах, предложениях и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и Медведь»)

Конспект подгруппового логопедического занятия.Автоматизация звука ш в словах, предложениях и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и Медведь»)...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях....

Конспект подгруппового НОД по автоматизации звука [р] в словах и предложениях, тексте на тему: « Путешествие в песочную страну».

Цель: Автоматизация звука [р] в словах,   в предложении, тексте с использованием инновационной технологии  -  кинетического песка....