Обследование дошкольников с ОНР 3 уровня речевого развития (Старшая и подготовительная группы)
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Представлена речевая карта обследования старших дошкольников с ОНР - 3 в условиях общеразвивающего детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

1

РЕЧЕВАЯ КАРТА  /ОНР-3/

ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЕНКА _____________________________________________________________________________

ДАТА РОЖДЕНИЯ _____________________________________________________________________________________

ДОМАШНИЙ АДРЕС ___________________________________________________________________________________

ИЗ КАКОГО Д/С ПРИБЫЛ _______________________________________________________________________________

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ ГРУППУ ___________________________________________________

/дата, № протокола МПК, от какого числа/ __________________________________________________________________

ДИАГНОЗ ГОРОДСКОЙ МПК ______________________________________________________________________________________________________

              СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ

МАТЬ _________________________________________________________________

ОТЕЦ _________________________________________________________________

РЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ:

НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ:

              ОБЩИЙ АНАМНЕЗ:

От какой беременности ребенок?

Характер беременности (падения,  травмы, токсикоз, артериальная гипертония, психозы, инфекционные заболевания и др.)

Как протекали роды (досрочные,  срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные и т.д.)

Когда закричал?

Наблюдалась ли асфиксия? (белая, синяя)

Резус-фактор (отрицательный, совместимость)

Вес и рост ребенка при рождении

Вскармливание (когда принесли кормить,  как взял грудь,  как и сколько сосал, наблюдались ли срыгивания, поперхивания и пр.)

Когда выписали из роддома, если задержали, почему?

              РАННЕЕ ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Когда стал держать головку?

Когда стал сидеть?

Когда стал ходить?

к году зубов _________

Перенесенные заболевания (инфекции, ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре):

до года

после года

                   РЕЧЕВОЙ АНАМНЕЗ

Гуление                                                   Лепет

Первые слова, их характеристика

Фразовая речь

Не прерывалось ли речевое развитие?

2

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ

1. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ:

Наличие леворукости, амбидекстрии

2. СОСТОЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ И РУЧНОЙ МОТОРИКИ:

Выполнить по подражанию и под счет:

- пальцы сжать в кулак и разжать (5-6 раз)

- разъединить пальцы - соединить вместе (5-6 раз)

- игровое упражнение "Здравствуй пальчик"

- показать 2 и 3 пальцы на правой, левой руке

- показать 2 и 5 пальцы на правой, левой руке

- на обеих руках одновременно положить 2-ые пальцы на 3-и,               и наоборот 3-и на 2-ые

- навыки работы с карандашом

ВЫПОЛНЕНИЕ: 1) плавное, точное и одновременное выполнение проб;

2) напряженность, скованность движений;

3) нарушение темпа выполнения движений; 4) невыполнение

СОСТОЯНИЕ ЗРЕНИЯ ______________________СЛУХА_________________________________

3. ВОСПРИЯТИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РИТМОВ, простучать ритмический рисунок:

1 1 1,             11  1,           11  11,                     1  11,             1  111,           1  11  1

Отметить: 1) правильное выполнение;  

2) ошибки (повторение в ускоренном замедленном темпе, нарушает количество элементов)

4. ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ:

  • ориентировка в схеме тела
  • складывание картинок из частей (3-5)
  • представление о цветах

-      формах ( круг, квадрат, овал. треугольник, прямоугольник )

-      установление последовательности событий (3-4 картинки)

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

1. СОСТОЯНИЕ РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ:

а) строение артикуляционного аппарата:

губы

зубы

небо

язык (толстый, маленький, с укороченной уздечкой)

прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой прикус, открытый передний прикус);3

б) подвижность артикуляционного аппарата

подвижность губ (смычка, оскал, вытягивание вперед)

                                                                                    3

подвижность языка (вперед - назад, вверх - вниз, вправо - влево, распластывание языка, узкий язык, трубочка, удержание языка)

подвижность мягкого неба -

Отметить: тонус (нормальный, напряжение, вялость, чрезмерное напряжение)

- активность (нормальная, заторможенность, расторможенность)

- объем движений (полный, неполный)

- длительность (способность удержания органа в заданном положении в течение 5 секунд)

- замена одного движения другим

- переключение                      синкинезии

2. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

С, СЬ

З, ЗЬ

Ц

Ш

Ж

Щ

Ч

Р, РЬ

Л, ЛЬ

**Подготовительная группа:  продолжить работу над: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3.ОСОБЕННОСТИ   ПРОСОДИКИ:___________________________________________________

4. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

Старшая группа                                                                      

Самолет                                                парашютист                                   гимнаст

Скворец                                                погремушка                                   микстура

Фотограф                                              комбинезон                                    аквариум                                                                      

Сестренка развешивает простыни.

Водопроводчик чинит водопровод.

Парашютисты готовятся к прыжку.

**Подготовительная группа

тротуар                                                                              экскаватор

ткачиха                                                                               регулировщик

фотоаппарат                                                                       парикмахер

Волосы подстригают в парикмахерской.

Регулировщик стоит на перекрестке.

У фотографа фотоаппарат со вспышкой.

                                                                                                           

4

5. СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

*  а) повторить:

па-ба                      ба-па                        ба-ба-па                бок – бак - бык

ка-га                       га-ка                        ка-га-ка                кот – тот - тук

да-та                       та-да                        да-та-да                а у о        и а о у

  • *  а) дифференциация звуков  

            глухие -  звонкие                        

        твердые – мягкие                  

        свистящие – шипящие,   Р - Л

б) выделение ударного гласного из начала слова:

   - выделение согласного из начала слова:

   - выделение конечного согласного:

   - выделение гласного из середины слова:

   - выделение ударного гласного из конца слова:

   - звуковой анализ и синтез обратных слогов:

   - анализ и синтез прямых слогов:

6. СЛОВАРЬ. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

                ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

а) назвать детенышей животных:

* у кошки -                  у белки -                    у зайца -                   у медведя -                  у лисы -

** у лошади -              у собаки -                у свиньи -                  у овцы -                   у коровы -

б) ** у зайчат мама - (зайчиха)      у слонят мама - (слониха)          у волчат мама - (волчица)

у крольчат мама - (крольчиха)      у ослят мама - (ослица)             у верблюжат мама - (верблюдица)    

в) образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

*  старшая группа                                                 **  подгот. группа

собака -                         изба -                                            лужа -                                   колесо -

шапка -                          трава -                                           болото -                                 зверь -

окно -                           пирог -                                            метель -                                 сосна -

ковер -                         гнездо -                                          утюг -                                   одеяло -

лоб -                            лист -                                      воробей -                         голубь -

брат -                           часы -                                            хлеб -                                  друг -

                  ГЛАГОЛ

*а) Кто как передвигается?   Щука               ласточка                 кузнечик                  змея                

*б) Кто как голос подает?  Корова                свинья           собака              тигр               лягушка          

ворона                   комар                     петух                      мышь

                                                                                              5

в) Образование глаголов с приставками:

**          Мальчик в дом (входит)                          из дома (выходит)

        к дому (подходит)                                       от дома (отходит)

        вокруг дома (обходит)                           через дорогу (переходит)

        Через дорогу змея (переползает)                заяц (перебегает)                 птица (перелетает)

    ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

*        а) подобрать определения к словам:

        соль (соленая)                  конфеты           лимон        лук                                    лиса                              небо                    дома             солнце                                            погода

б) подбор антонимов:                                                    

*   большой – маленький                            тяжёлый - лёгкий

     чистый – грязный                                   старый – молодой

     горячий – холодный                               новый - старый

**   высокий – низкий                              первый - последний                         весёлый - грустный            

широкий – узкий                                 быстрый – медленный                    твёрдый - мягкий        

длинный – короткий                           светлый – тёмный                            глубокий - мелкий  

толстый – тонкий                                здоровый - больной

 в)**  подг.гр.: образование относительных прилагательных:

Рукавички из кожи                                     из меха                                    из шерсти

Лес из елей                                                 мед из липы                          стена из кирпичей              чашки из фарфора                                домик изо льда                              суп из рыбы

г)**  подг.гр.: образование притяжательных прилагательных:

Хвост чей? у собаки -                          у лисы -                                  у рыбы -

Уши чьи? у овцы -                         у медведя -                            у рыси -

д) образование причастий:  **

Какой получается картофель, если его жарят                          варят                         парят

сушат               морозят                         тушат                        пекут

е) сравнительная степень прилагательных: **

длиннее                       короче                      толще                       тоньше                        выше

слаще                         горче                       кислее                      тяжелее                       легче

7. ОБСЛЕДОВАНИЕ  ГРАММАТИЧЕСКОГО  СТРОЯ  РЕЧИ

 *         а) образование множ.числа существ. в именит. падеже:

        стол -                         дерево -                       ухо -                           воробей -

        лист -                         окно -                         стул -                          рукав -

        кольцо -                         лев -                          глаз -                          рот -

**         письмо -                       гнездо -                        зерно -                        бревно -

        крыло -                       сын -                          перо -                          колесо -

        друг -                         весло -                        пень -                          сук -

        

6

*б)  существ. множ. числа в род. падеже: в зоопарке много …

___________________________________________________________________________________

*в) согласование прилатательых с существительными множественного числа в различных падежах (на материале детенышей животных):

Кто у кого? (маленькие мышата, пуховые крольчата)

Кого нет?

Кому лакомства?

Кто с кем?

Заботится о ком?

г) согласование числительных ОДИН, ОДНО, ОДНА, ОДНИ с существительными:

(одно) ведро                    (один) мальчик                     (одна) девочка                      (одни) санки

 пальто                                  кубик                              дверь                               ножницы

д) согласование числительных ДВЕ, ДВА, ПЯТЬ  с существительными:

палец                                                ведро

коза                                                 олень

** е) согласование числительных с существительными и прилагательными:

(2,10): сладкий арбуз

вкусное пирожное (1-5):

деревянные санки (1-5):

острые ножницы (1-5):

ж) употребление предлогов в речи:

*в               на           под       с               у               к                из                 около                за                над

**  из-под                 из-за                            между                   перед                через

8. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

*  Старшая группа (пересказ):                                 

РЫБАЛКА

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

** Подготовительная группа

Составление рассказа по серии сюжетных картинок:

УТОЧНЕННЫЙ  ДИАГНОЗ:

____________________________________________________________________________________

Карта наблюдения за речевым развитием ребенка

Параметры обследования

Успешность выполнения в баллах

Артикуляционная моторика

Мелкая моторика

Фонематический слух

Слоговая структура слова

Словарь, словообразование

Грамматический строй

Связная речь

Сукцессивные функции

Состояние звукопроизношения

Дата


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Программа логопедического сопровождения и поддержки семьи на пути решения проблемы формирования первоначальных речевых навыков у дошкольников с первым уровнем речевого развития»

Проблема логопедического сопровождения и поддержки семьи дошкольника с первым уровнем речевого развития представляется мне весьма актуальной на сегодняшний день. В первую очередь, это связано с увелич...

Технология интервьюирования как средство повышения уровня речевого развития старших дошкольников с ОНР

Уже в дошкольном возрасте журналистика вызывает у детей большой интерес и может быть использована как средство повышения уровня речевой и коммуникативной компетентности воспитанников....

Статья на тему: Развитие предложно-падежных конструкций в речи старших дошкольников с третьим уровнем речевого развития.

Целью данной работы является: показать важность развития предложно-падежных конструкций в речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Диагностика уровня речевого развития старшего дошкольника

В данном материалле представлена подробная интерпретация диагностики сторон развития речи дошкольника....