Статья на тему: Развитие предложно-падежных конструкций в речи старших дошкольников с третьим уровнем речевого развития.
статья по логопедии

Целью данной работы является: показать важность развития предложно-падежных конструкций в речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx47.61 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие предложно-падежных конструкций в речи старших дошкольников с третьим уровнем речевого развития.

Целью данной работы является: показать важность целенаправленного развития предложно-падежных конструкций в речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Задачи:

1.Рассмотреть результаты диагностического этапа обследования употребления предлогов в предложно-падежных конструкциях старшими дошкольниками с ОНР;

2. Предоставить разработанный план коррекционно-логопедической работы по развитию ППК в речи старших дошкольников и описать
его реализацию;

3. Рассмотреть результаты контрольного этапа обследования употребления предлогов в предложно-падежных конструкциях старшими дошкольниками с ОНР;

4. Провести сравнительный анализ результатов диагностического и контрольного этапов обследования употребления предлогов в предложно-падежных конструкциях старшими дошкольниками с ОНР.

Для достижения поставленной в данной работе цели мы провели исследование о развитии предложно-падежных конструкций в речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, которое состояло из 3 этапов: диагностического, коррекционного и контрольного.

В обследовании принимали участие 8 детей в возрасте 5-6 лет, посещающих МБОУ ДО ППМС центр «Шанс» в городе Серпухов Московской области. В группе 2 девочки и 6 мальчиков.

Обследование употребления предложно-падежных конструкций у детей проводилось с помощью наглядного материала, предлагаемого О. Е. Грибовой и Т. П. Бессоновой, О. Б. Иншаковой, В. В Коноваленко и С. В. Коноваленко,  О. С. Яцель, Е. А. Стребелевой. Обследование велось в двух направлениях:

Направление 1. Выявление понимания значения предлогов.

Требуется установить, понимает ли ребенок предлоги, выражающие некоторые пространственные взаимоотношения двух предметов.

Направление 2. Обследование правильности употребления предлогов в экспрессивной речи ребенка

Установить правильность употребления ребенком падежного окончания и адекватного выбора предлога в данной грамматической конструкции.

  Задания из первого блока

1.1 Спрячь игрушку. Обследуется понимание и активное использование простых и сложных предлогов (в, на, за, под, из, с, со, из-под).

Оборудование: игрушки — зайка, машинка, коробка.

1.2 Прятки. Задание направлено на обучение и активное использование ребенком предлогов (между, из-за, из-под).

Оборудование: игрушки — зайка, две машинки.

1.3 Прятки 2. Задание направлено на обучение и активное использование ребенком предлогов (со, между, около, из-за, из-под).

Оборудование: игрушка — зайка.

Задания из второго блока

2.1.Посмотри и назови. Обследуется правильность употребления ребенком падежного окончания и адекватного выбора предлога в данной грамматической конструкции.

Оборудование: картины, пенал, карандаш. 

2.2 Составь предложение по картинке. Обследуется правильность употребления ребенком падежного окончания и адекватного выбора предлога
в данной грамматической конструкции.

Оборудование: набор картинок.

2.3 Найди ошибку и исправь её. Обследуется правильность употребления ребенком падежного окончания и адекватного выбора предлога в данной грамматической конструкции.

Оборудование: набор сюжетных картинок.

2.4 Подбери маленькое слово. Обследуется правильность употребления ребенком падежного окончания и адекватного выбора предлога в данной грамматической конструкции.

Оборудование: набор предметных картинок.

Критерии оценок:

7 проб. Максимальное количество баллов – 14.

2 балла – правильное выполнение задания;

1 балл – ребенок затрудняется ответить или находит правильный ответ
с помощью педагога;

0 баллов – отказ от ответа или неправильный ответ.

В результате выполнения всех заданий методики испытуемый мог набрать наивысшее количество баллов – 14.

По результатам эксперимента первого направления ребенок мог набрать максимум – 6 баллов, т.к в первом блоке 3 пробы.

По результатам эксперимента второго направления ребенок мог набрать максимум – 8 баллов, т.к во втором блоке 4 пробы.

По итогу, дети, набравшие от 10-ти до 14-ти баллов, могут быть включены в группу с высоким уровнем развития предложно-падежных конструкциях.  Дети, набравшие 6-10 баллов, могут быть включены в группу со средним уровнем. Дети, набравшие от 0 до 6-ти баллов могут быть включены в группу с низким уровнем развития.

После обследования мы объединили результаты каждого ребенка по двум направлениям и получили баллы, представленные в таблице 4 «Уровень развития ППК1».

Таблица 4 –  результаты первого этапа обследования

Имя ребенка

Общее количество баллов

Уровень развития

Евдокия Г.

7

Средний уровень

Андрей С.

0

Низкий уровень

Виктор К.

3

Низкий уровень

Родион З.

4

Низкий уровень

Патричия Ц.

0

Низкий уровень

Георгий Л.

3

Низкий уровень

Тимофей Л.

7

Средний уровень

Егор А.

9

Средний уровень

Таким образом, мы делаем вывод, что в группе из 8 человек у 5-ти человек уровень развития предложно-падежных конструкций низкий, у 3-их человек - средний.

Далее нами была проведена коррекционно-логопедическая работа по развитию предложно-падежных конструкций в речи детей с ОНР III уровня. Занятия проводились в группе, длительность занятия составляла 25 минут, два раза в неделю, на протяжении 4-х месяцев. Всего было проведено 32 занятия.

Коррекционная работа по формированию предложно-падежных конструкций у детей была включена в процесс развития понимания речи, расширения и уточнения словарного запаса, формирования грамматических средств языка, произношения и обучения грамоте, развития связной речи. Целью  наших занятий являлось формирование у детей правильного представления о лексическом и синтаксическом значении предлога как средства выражения связи между словами и словосочетаниями. Для осуществления комплекса мероприятий, направленных на развитие навыка правильного употребления предложно–падежных конструкций использовались практический, наглядный и словесный методы обучения. Работа над предлогами включалась в работу по формированию словоизменения.

Для формирования предложно-падежных конструкций мы использовали различные лексические темы.

Таблица 5 – план занятий

№ занятия

Дата

Тема занятия

                Задачи

1

02.09

Осень

Предлоги:  В, НА, ПОД

2

07.09

Овощи

Закрепление умения правильно употреблять в речи простые предлоги, уточнение понимания их значений.

3

09.09

Овощи (закрепление)

Закрепление умения правильно употреблять в речи  простые предлоги, уточнение понимания их значений.

Падежные конструкции.

4

14.09

Лес

Творительный падеж множественного числа существительных

Закрепление навыка употребления существительных с предлогом.

5

16.09

Игрушки

Закрепление умения произносить

словосочетания с одним предлогом, но имеющим различные значения.

6

21.09

Игрушки (закрепление)

Падежные конструкции.

Закрепление умения понимать смысл предложения.

7

23.09

Части тела

Закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: В – ИЗ.

8

28.09

Одежда, обувь,

головные  уборы

Обучение детей умению составлять предложения с предлогами по трём опорным словам.

9

30.09

Одежда, обувь,

головные  уборы (закрепление)

Составление предложений с несклоняемыми существительными и различными предлогами.

10

05.10

Моя семья

Знакомство с предлогом  ИЗ – ЗА.

Уточнение пространственного расположения предметов с предлогом ИЗ – ЗА.

11

07.10

Домашние животные

Творительный падеж множественного числа существительных. Закрепление умения составлять предложения.

12

12.10

Домашние животные (закрепление)

Знакомство с предлогом  ИЗ – ПОД.

Уточнение пространственного расположения предметов с предлогом ИЗ – ПОД.

13

14.10

Домашние птицы

Составление предложений по двум предметным картинкам.

Выкладывание схем предложений.

Закрепление употребления в речи предлога ИЗ – ПОД.

14

19.10

Дикие животные

Падежные конструкции.

Закрепление категории творительного падежа с предлогом.

15

21.10

Дикие животные (закрепление)

Закрепление пройденного материала.

16

26.10

Дикие животные жарких стран

Падежные конструкции.

Составление предложений по двум предметным картинкам

17

09.11

Дикие животные Севера

Составление предложений, употребляя предлоги: В, НА, ПОД, ЗА, К, НАД,

18

11.11

Посуда

Составление предложений с предлогом НАД по двум опорным словам

19

16.11

Посуда (закрепление)

Закрепление умения составлять предложения с заданными словами.

20

18.11

Продукты питания

Закрепление понимания и правильного употребления различных предлогов.

21

23.11

Продукты питания (закрепление)

Упражнение в употреблении предлогов НАД, ПОД.

Дифференциация предлогов.

22

25.11

Мебель

Предлоги МЕЖДУ, ОКОЛО

23

30.11

Мебель (закрепление)

Закрепление пройденного материала

24

02.12

Зима

Закрепление употребления предлогов НАД, ПОД, ИЗ-ПОД.

Выкладывание схемы предложений.

25

07.12

Зимние забавы

Составление предложений с предлогом НАД по двум опорным словам

26

09.12

Зимние забавы (закрепление)

Закрепление понимания и правильного употребления различных предлогов.

27

14.12

Наш город

Закрепление предлогов МЕЖДУ, ОКОЛО

28

16.12

Наш город (закрепление)

Падежные конструкции.

29

21.12

Транспорт

Согласование числительного и существительного в творительном падеже.

30

23.12

Транспорт (закрепление)

Закрепление понимания и правильного употребления различных предлогов.

31

27.12

Новый Год

Закрепление предложно- падежных конструкций.

32

29.12

Новый год (закрепление)

Закрепление понимания и правильного употребления различных предлогов.

После  этого мы снова провели обследование употребления предложно-падежных конструкций в речи детей с ОНР III уровня с помощью наглядного материала, предложенного на 1 этапе 

Полученные результаты также были занесены в таблицы по аналогии с первым этапом обследования.

Таблица 8 –  результаты второго этапа обследования

Имя ребенка

    Общее        количество баллов

   Уровень развития

Евдокия Г.

       9

      Средний уровень

Андрей С.

       7

      Средний уровень

Виктор К.

       6

      Средний уровень

Родион З.

       8

      Средний уровень

Патричия Ц.

       5

      Низкий уровень

Георгий Л.

       9

      Средний уровень

Тимофей Л.

       9

      Средний уровень

Егор А.

      12

      Высокий уровень

Таким образом, мы делаем вывод, что в группе из 8 человек у 6-ти человек уровень употребления предлогов в предложно-падежных конструкциях стал средним, у 1-го человека остался низким и у 1-го стал высоким.

Рассмотрим таблицу 11. Красным шрифтом мы выделили результаты контрольного обследования.

Таблица 11 – сравнение результатов диагностического и контрольного этапов обследования

Имя ребенка

Общее количество баллов

Уровень развития

Общее количество баллов

Уровень развития

Евдокия Г.

7

Средний уровень

9

Средний уровень

Андрей С.

0

Низкий уровень

7

Средний уровень

Виктор К.

3

Низкий уровень

8

Средний уровень

Родион З.

4

Низкий уровень

8

Средний уровень

Патричия Ц.

0

Низкий уровень

5

Низкий уровень

Георгий Л.

3

Низкий уровень

9

Средний уровень

Тимофей Л.

7

Средний уровень

9

Средний уровень

Егор А.

9

Средний уровень

12

Высокий уровень

Из таблицы видно, что при первом обследовании из 8 детей у 5 уровень развития предложно-падежных конструкциях был на низком уровне, после проделанной коррекционно-логопедической работы показатели детей улучшились. У 6 из 8 человек итоговые результаты проверки достигли среднего уровня, у одного ребёнка, Егора – высокого. И только у одного ребенка из группы, уровень развития предложно-падежных конструкций остался на низком уровне. Двое детей на первом обследовании набрали по 7 баллов,  после полугода занятий они набрали по 9 баллов и всё же остались на среднем уровне. Одному ребенку удалось после коррекционно-логопедической работы перейти на высокий уровень, этот мальчик показал хорошие результаты на диагностическом обследовании и набрал 9 баллов, что уже тогда отделяло его всего на один балл от высокого уровня. Четверо детей перешли с низкого уровня на средний, они систематически посещали занятия, также родители были включены в коррекционный процесс и помогали своим детям с выполнением домашнего задания. Одному ребенку так и не удалось перейти с низкого уровня на средний, эта девочка из двуязычной семьи. Второй язык в семье – молдавский.

Подводя итоги работы можно сделать вывод, что систематическая работа по формированию предложно-падежных конструкций с детьми помогает скорректировать грамматический строй речи.

Правильное формирование и развитие грамматического строя речи у детей с ОНР служит средством полноценного общения и развития личности. Своевременная и целенаправленная коррекция нарушений грамматических форм у дошкольников является одним из важнейших условий их речевого развития. Проблема поиска новых моделей и технологий коррекционной работы не теряет своей актуальности и предполагает возможность проведения дальнейших исследований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР третьего уровня речевого развития.

В данной статье представлена методика обучения  дошкольников с ОНР третьего уровня речевого развития связной монологической речи....

Обучение пересказу в работе по формированию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития

Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений. Пересказ - осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в у...

Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития пересказу с опорой на серию сюжетных картин

В данной статье представлена методика обучения дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития пересказу с опорой на серию сюжетных картин...

Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития составлению рассказа по серии сюжетных картин.

В данной статье представлена методика обучения дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития составлению рассказа по серии сюжетных картин....

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком старшей группы (ОНР III уровня речевого развития) Тема «Автоматизация звука [Л’] в словах и связной речи с применением приёмов развития межполушарного взаимодействия»

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л'] в словах исвязной речи с применением заданий на развитие межполушарного взаимодействия....

ПРАКТИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Ребенок с ОНР испытывает большие трудности при употреблении предлогов в устной речи: пропуски, искажения, замена на совершенно непонятное слово, не подходящие по смыслу предлоги. Таким образом, необхо...