Стимулирующее значение игры в формировании речи детей раннего возраста
статья по логопедии

Туганаева Елена Загфаровна

Одной из главных задач логопедического воздействия на ребенка раннего возраста, является развитие пассивной и активной речи детей.

Посредством речи взрослый знакомит детей с окружающими их предметным миром, обучает игровым действиям, воспитывает определенные навыки поведения. Однако дети раннего возраста при ознакомлении их с предметами и явлениями окружающей действительности не всегда могут самостоятельно воспринять и переработать исходящую от взрослых информацию, что указывает на необходимость развития понимания речи и познавательной деятельности ребенка в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стимулирующее значение игры в формировании речи детей раннего возраста

Одной из главных задач логопедического воздействия на ребенка раннего возраста, является развитие пассивной и активной речи детей.

Посредством речи взрослый знакомит детей с окружающими их предметным миром, обучает игровым действиям, воспитывает определенные навыки поведения. Однако дети раннего возраста при ознакомлении их с предметами и явлениями окружающей действительности не всегда могут самостоятельно воспринять и переработать исходящую от взрослых информацию, что указывает на необходимость развития понимания речи и познавательной деятельности ребенка в целом.

Работа по развитию речи детей раннего возраста организуется поэтапно. Выделение этапов осуществляется на основе психологического принципа развития. Применительно к речи сущность состоит в том, что владение речью подчиняется определенным закономерностям и тесно связано со становлением других технических функций ребенка.

Развитие речи детей раннего возраста предполагает формирование эмоционального общения, общения на основе понимания речи и речевого общения, овладение которыми отличается друг от друга содержанием, методами и формами обучения.

Воспитание и обучение детей раннего возраста должно быть комплексным, что означает создание оптимальных условий для одновременного развития речи, мышления, памяти и других познавательных процессов. Одним из путей создания оптимальных условий для гармоничного развития детей является совмещение в одном занятии общеразвивающих и корреляционных задач. Так, развитие речевого общения должно происходить не только на специально организованных занятиях, но и в ходе игр, рисования, лепки, конструирования и других видов детской деятельности. Развитию общения способствует также взаимодействие детей друг с другом.

Комплексный подход к воспитанию детей подразумевает наличие взаимосвязи в работе между логопедами и врачами, логопедами и воспитателями.

Основной формой воздействия на ребенка в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. При этом каждый педагог должен помнить о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии речи. Необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребенка. Дети с речевыми нарушениями пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное  эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в ещё большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.

Таким образом, можно сформулировать две основных задачи, стоящие перед логопедом, в его работе с дошкольниками:

  1. Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
  2. При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

Опыт показывает, что игра может проводиться как самостоятельно, как предваряющее или закрепляющее занятие, а также как отдых.

Поскольку в практике, как правило, мы имеем дело с различными комбинациями речевых нарушений у детей, то в каждом конкретном случае выбор необходимых игр для работы с ребенком должен быть строго индивидуальным. При этом логопеды, воспитатели, руководствуясь логопедической целью, должны всегда иметь в виду воспитательные и общеобразовательные цели, которые несет каждая игра: развитие наблюдательности, представлений, знаний, навыков, правильное отношение ребенка к коллективу и к своему месту в нем.

С помощью дидактических игр возможно развивать у детей раннего возраста слуховое восприятие, которое непосредственно связано с  развитием речи, так называемого «речевого слуха». У детей с нарушением речи проблемы с состоянием  фонематического слуха, со способностью ребенка различать и воспринимать фонемы родного языка, с усвоением системы фонем, которая служит сенсорным эталоном и без чего невозможно овладеть фонетической стороной речи. Игры и упражнения по развитию слухового восприятия создают необходимые предпосылки к формированию речи у детей.

Игры способствуют вовлечению ребенка в процесс общения со сверстниками и взрослыми. Для того, чтобы  дети начали общаться друг с другом, нужно создать такую ситуацию, в которой общение будет необходимым условием. Нельзя понимать под общением обмен заученными фразами. Например,  когда содержание игры ещё недостаточно понятно детям, у них не возникает желания в общении. Дидактические ситуации, в которых детям необходимо вступать в общение, должны быть вначале очень простыми. И общение может не быть чисто речевым, т.е. желательно создавать его на основе совместных действий, жестов. Но при этом логопеду следует подсказать детям нужные слова и выражения, максимально использовать возникшую у детей потребность в общении. Постепенно ситуативные задачи усложняются, а вместе с тем усложняется и речевой материал, который дети должны использовать в процессе общения. Это приводит к тому, что словесное общение уже не может быть заменено жестами. Таким образом, нельзя недооценить стимулирующее значение игры в развитии речи у детей раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ " ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА."

СТАТЬЯ " ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"ВОСПИТАТЕЛЬ ГУДКОВА НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА...

Значение слова и развитие речи детей раннего возраста

Значение слова и развитие речи детей раннего возраста...

выступление "значение игры в познавательном развитии детей раннего возраста"

:  Различать и  правильно  называть животных и их детенышей, упражнять в произношении уменьшительно-ласкательных слов.           Развив...

СТАТЬЯ "ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

ГОСУДАРСТВЕННО БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №110 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНАСАНКТ-ПЕТЕРБУРГА РОССИЯ             ЗНАЧЕНИЕ ФО...

Стимулирующее значение развития мелкой моторики рук в формировании речи детей раннего возраста

На большое стимулирующее значение функции руки указывают исследования деятельности детского мозга, психики детей. Уровень развития их речи находится в прямой зависимости от степени сформированности то...

Значение дидактической игры в развитии речи детей раннего возраста

Ранний возраст - совершенно особый период - период созревания всех органов и систем ребенка. Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о больших возможностях детей раннего возр...