СТАТЬЯ "ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
статья по развитию речи (младшая группа)

Гудкова Наталия Николаевна

ГОСУДАРСТВЕННО БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №110 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА РОССИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА

В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       ГУДКОВА НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА

                                                                                                                                  (Воспитатель)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2020г.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что одной из главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является развитие речи.

         «Осваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова , но и бесконечное множество понятий, воззрений и предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро, в два – три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово»  

 (как считал К.Д. Ушинский).

          Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки – всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.

Русское народное творчество способствует развитию образности речи детей, развитию связной речи, формированию словаря, развитию речевой среды, развитию умения вслушиваться в речь, улавливать её ритм, слышать отдельные звукосочетания и проникать в их смысл, формированию творчества у детей, формированию самостоятельности мысли, нравственному развитию.

Тот ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности.

   Использование  малых фольклорных форм, знакомит детей с устным народным творчеством. Учит  внимательно слушать и запоминать художественные произведения, принимать участие в драматизации сказок, воспитывает положительное отношение к режимным моментам: умыванию, приёму пищи и т. д. используя при этом методы:

- создание игровых ситуаций

- обыгрывание игрушек, предметов

- сюрпризность, эмоциональность

- показ предметов в разных действиях.

- договаривание слова в конце фразы

- повторение слова за воспитателем;

- пояснение;

- напоминание;

- использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки).
- показ предметов, игрушек.
- наблюдение явлений природы, труда взрослых.
- рассматривание живых объектов.
- показ образца.
- использование кукольного театра, теневого, настольного, кавролина.

Содержательная, результативная деятельность детей, которая создает благоприятные условия для развития - совместной деятельности с использованием фольклора:

Наблюдения

Игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения.

Слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок.

Сценарии развивающего общения.

Инсценирование и элементарная  драматизация литературных произведений.

Дидактические игры и упражнения.

Бытовые и игровые ситуации.

Элементарное экспериментирование.

Для использования малых форм фольклора, и ознакомлению с произведениями русского народного творчества нужно создать  все  условия  речевого взаимодействия ребёнка со взрослым. Использовать наглядные средства (игрушки, картинки, пособия), закреплять и расширять знания детей.

     Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста.

Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет.

Жизненные процессы, такие как одевание, купание, сопровождающиеся словами очень помогают малышу. В эти моменты он запоминает и откликается, сопровождает слова действиями — играет в ладушки, притоптывает ногами, приплясывает, двигаясь в такт. Это не только забавляет, но и радует ребенка. При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие.

Малую форму фольклора можно обыграть разными способами. При этом можно использовать театр (пальчиковый, маски и т. д.). Так же могут быть использованы разные игрушки. Играя в театр и игрушки, дети быстро представляют и запоминают сказки, потешки и т. д. Надевая маску или костюм, ребенок представляет себя тем или иным персонажем.

Потешки

Это короткие стишки (реже песенки, предназначенные для развлечения детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания потешек, их содержание разыгрывалось с помощью пальцев, рук, мимики, при этом сами дети вовлекались в игру. Назначение потешек — позабавить, развеселить ребенка, вызвать хорошее эмоциональное состояние.

Пример:

Трушки ту-тушки!

Пекла бабка ватрушки.

Всем по ватрушки

Да молока по кружке.

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Всех угощала.

Считалки — вид русского игрового фольклора: рифмованные стишки, посредством произнесения которых проводится жеребьевка в играх детей. Считалки исполняются в особой манере, так, чтобы ударный слог или отдельное слово совпадали с указанием на одного из участников игры; тот, на которого пришелся заключительный слог, выбывает из жеребьевки. Считалка произносится до тех пор, пока не останется последний, которому выпадает водить в игре.

Я – зверек

И ты – зверек,

Я – мышонок,

Ты – котенок.

Ты хитер,

А я умен.

Кто умен,

Тот вышел вон.

Жанр уникален в том отношении, что является стихотворным, но не песенным.

Колыбельные песни — песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели. Колыбельная песня является одним из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега.

Только звездам, только ночке

В синей сини над селом…

А для нашего сыночка

Сами песню мы споем.

Мы сыночка покачаем

Под припевочку свою:

В ней начало: «Баю-бай!»

А конец: «Баю-бай!».

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни.

Кушай, кушай, котик!

Открывай свой ротик:

Кашку и оладушки,

Да сыграй нам "Ладушки"

Ладушки, ладушки,

Вкусные оладушки!

Прибаутка (от слова баять, то есть рассказывать) —это небольшой стишок, в котором присутствует сюжет — действующим персонажем может быть любое животное, птица или человек.

Помимо того, что прибаутки помогают ребенку познавать окружающий мир в веселой игровой форме, они развивают в нем позитивное восприятие. В прибаутках для детей используются слова, которые несут сильную эмоциональную окраску, настраивая ребенка на будущее здоровье, счастье и радость.

— стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Коровушка-буренушка,

Встает она до солнышка,

Травку в полюшке жует,

Молочко домой несет!

Девочкам и мальчикам -

Всем нальет в стаканчики:

"Пейте, пейте, пейте,

И еще налейте!"

Заклички. Один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Радуга-дуга,

Перебей дождя –

Опять в ночь

Льет во всю мочь;

Перебей гром,

Не попал бы в дом.

Дразнилки тесно связаны с прозвищами, употребление которых уходит корнями в древнюю Русь. В крестьянской среде фамилий не было, их заменяли прозвища, которые давались человеку окружавшими его людьми. В каждом из прозвищ отражалась какая-нибудь внешняя примета его носителя, чаще всего – иронически преувеличенная. От таких прозвищ и произошли дразнилки, которые по значению и представляют собой рифмованные прозвища, развернутые в небольшие стихотворения.

Плакса, вакса, гуталин,

На носу горячий блин.

Плакать не годиться,

Можно простудиться.

Игры детский фольклор стимулирует творческие проявления ребёнка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становиться более интересной и содержательной. Используя детский фольклор, через движения мы знакомим детей с народными обычаями, традициями, используем народные игры, потешки, приговорки.

Загадки жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ. Как правило, большинство загадок построено на перечислении признаков загаданного предмета. Значение загадок трудно переоценить. Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность. Загадки развивают в детях догадливость, воображение.

Вместо шубки лишь иголки.

Не страшны ему и волки.

Колкий шар, не видно ножек,

Звать его конечно.

(Ежик)

Сказки повествовательный жанр фольклора.

    Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей.

   Сказка может не только воспитывать, но и корректировать поведение, во многих случаях снимать сложные психологические проблемы и стрессы, тревожащие неокрепшую психику ребенка. Но самая главная мораль – что есть зло, а что добро. В наших сказках именно это и выражено. В результате ребенок сравнивает себя с хорошим персонажем и знает, что зло наказуемо. Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла.

    Первые сказки для ребенка должны быть несложными и короткими. Их смысл должен быть хорошо уловим, а слова - простыми и понятными. Малышам от 1-3 лет хорошо подойдут простые народные сказки с простыми предложениями и с множеством повторений например: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок» и т.д

Лучше всего, чтобы главными героями сказок для детей этого возраста были знакомые ребенку животные, дети или взрослые.  Рассказывая сказку можно подражать голосам животных, корчить рожицы и жестикулировать – это ребенку очень понравится. Читать малышам сказки данного возраста нужно медленно, нараспев, с выражением, чтобы малыш мог ясно представить себе всех героев сказки.

 

Скороговорка — зародились на Руси в глубокой древности. Они выполняли очень важную функцию: помогали научить ребенка быстро и отчетливо говорить. Употребление скороговорок детьми также помогало освоить произношение трудных сочетаний звуков, которые встречаются в некоторых словах. Скороговорки широко распространены и в современной жизни. Они используются и как развлечение (одна из игр, и как своеобразное лечебное средство, с помощью которого можно избавиться от косноязычия.

Уж бежал кривой дорожкой,

Ни одной не топал ножкой.

Он бы топнул да не мог,

Потому что был без ног.

Пословица — представляют собой краткие народные изречения применительно к различным явлениям жизни. Обычно пословицы состоят из двух частей, которые рифмуются между собой. Пословицами называют один из наиболее древних жанров народного творчества. Они возникли еще во время первобытнообщинного строя, задолго до появления первых литературных памятников. Поскольку они передавались из уст в уста, то главной их особенностью стали точность и лаконичность содержания. Чтобы передать нужную информацию, авторам пословиц приходилось быть предельно осторожными в выборе тех или иных слов.

Поскорее подрастай да к работе поспевай.

Поговорками называются выражения, употребляемые в разговоре, чаще всего, в форме сравнений, для того, чтобы придать речи особую наглядность. Поговорки называются также «присловьями» и «присказками». Поговорки

«золотой запас» русского языка, поскольку являются одним из ярких изобразительных приемов.

Как рак на горе свистнет

Приговорки - общение с природой один на один. Приговорки» обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Приговорка, построенная по принципу просьбы - пожелания, самим словесным строем настраивает ребёнка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде. Для каждого растения своё определение, ласковое слово:

Божья коровка,

Что завтра будет:

Дождь или погодка?

Как теперь – то лети!

Как в четверг – то сиди!

Приговорки во время игр - это своеобразные просьбы к природе в доброй помощи:

Дети их еще называют «приворожилками». Приговорки — обращение детей к животным, насекомым, птицам.

Улитка, улитка,

Высунь рога!

Дам кусок пирога

Да кувшин молока.

 

Божья коровка,

Полети на небо,

Принеси нам хлеба!

Черного и белого,

Только не горелого.

Чтобы избавиться от воды, попавшей в ухо, дети прыгают на одной ноге, прижимая к уху ладонь, приговаривая в такт прыжкам:

Мышка, мышка,

Вылей воду

За косую огороду!

 

Водолей, водолей,

Вылей воду из ушей!

 

Заключительная часть.

       Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. По словам А.П. Усовой "Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности". Его влияние на развитие речи детей неоспоримо.

       С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.

        Фольклор всегда считается элементом народной педагогики, накапливаем опыт воспитания детей целых поколений. Обращение к истокам народной мудрости было актуально во все времена, но особенно в наше время, когда утрачивается духовная связь поколений. Мудрые, доступные детям истины помогают им адаптироваться среди людей, овладеть опытом человеческих взаимоотношений.

Умелое использование фольклора в воспитательной работе с детьми раннего возраста позволяет педагогам установить прочную связь с ребенком, помогает принять ребенку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл СТАТЬЯ28.87 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННО БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №110 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА РОССИЯ

ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА

В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

                                                                                       ГУДКОВА НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА

                                                                                                                                  (Воспитатель)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2020г.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что одной из главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является развитие речи.

         «Осваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова , но и бесконечное множество понятий, воззрений и предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро, в два – три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово»  

 (как считал К.Д. Ушинский).

          Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки – всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.

Русское народное творчество способствует развитию образности речи детей, развитию связной речи, формированию словаря, развитию речевой среды, развитию умения вслушиваться в речь, улавливать её ритм, слышать отдельные звукосочетания и проникать в их смысл, формированию творчества у детей, формированию самостоятельности мысли, нравственному развитию.

Тот ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности.

   Использование  малых фольклорных форм, знакомит детей с устным народным творчеством. Учит  внимательно слушать и запоминать художественные произведения, принимать участие в драматизации сказок, воспитывает положительное отношение к режимным моментам: умыванию, приёму пищи и т. д. используя при этом методы:

- создание игровых ситуаций

- обыгрывание игрушек, предметов

- сюрпризность, эмоциональность

- показ предметов в разных действиях.

- договаривание слова в конце фразы

- повторение слова за воспитателем;

- пояснение;

- напоминание;

- использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки).
- показ предметов, игрушек.
- наблюдение явлений природы, труда взрослых.
- рассматривание живых объектов.
- показ образца.
- использование кукольного театра, теневого, настольного, кавролина.

Содержательная, результативная деятельность детей, которая создает благоприятные условия для развития - совместной деятельности с использованием фольклора:

Наблюдения

Игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения.

Слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок.

Сценарии развивающего общения.

Инсценирование и элементарная  драматизация литературных произведений.

Дидактические игры и упражнения.

Бытовые и игровые ситуации.

Элементарное экспериментирование.

Для использования малых форм фольклора, и ознакомлению с произведениями русского народного творчества нужно создать  все  условия  речевого взаимодействия ребёнка со взрослым. Использовать наглядные средства (игрушки, картинки, пособия), закреплять и расширять знания детей.

     Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста.

Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет.

Жизненные процессы, такие как одевание, купание, сопровождающиеся словами очень помогают малышу. В эти моменты он запоминает и откликается, сопровождает слова действиями — играет в ладушки, притоптывает ногами, приплясывает, двигаясь в такт. Это не только забавляет, но и радует ребенка. При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие.

Малую форму фольклора можно обыграть разными способами. При этом можно использовать театр (пальчиковый, маски и т. д.). Так же могут быть использованы разные игрушки. Играя в театр и игрушки, дети быстро представляют и запоминают сказки, потешки и т. д. Надевая маску или костюм, ребенок представляет себя тем или иным персонажем.

Потешки

Это короткие стишки (реже песенки, предназначенные для развлечения детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания потешек, их содержание разыгрывалось с помощью пальцев, рук, мимики, при этом сами дети вовлекались в игру. Назначение потешек — позабавить, развеселить ребенка, вызвать хорошее эмоциональное состояние.

Пример:

Трушки ту-тушки!

Пекла бабка ватрушки.

Всем по ватрушки

Да молока по кружке.

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Всех угощала.

Считалки — вид русского игрового фольклора: рифмованные стишки, посредством произнесения которых проводится жеребьевка в играх детей. Считалки исполняются в особой манере, так, чтобы ударный слог или отдельное слово совпадали с указанием на одного из участников игры; тот, на которого пришелся заключительный слог, выбывает из жеребьевки. Считалка произносится до тех пор, пока не останется последний, которому выпадает водить в игре.

Я – зверек

И ты – зверек,

Я – мышонок,

Ты – котенок.

Ты хитер,

А я умен.

Кто умен,

Тот вышел вон.

Жанр уникален в том отношении, что является стихотворным, но не песенным.

Колыбельные песни — песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели. Колыбельная песня является одним из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега.

Только звездам, только ночке

В синей сини над селом…

А для нашего сыночка

Сами песню мы споем.

Мы сыночка покачаем

Под припевочку свою:

В ней начало: «Баю-бай!»

А конец: «Баю-бай!».

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни.

Кушай, кушай, котик!

Открывай свой ротик:

Кашку и оладушки,

Да сыграй нам "Ладушки"

Ладушки, ладушки,

Вкусные оладушки!

Прибаутка (от слова баять, то есть рассказывать) —это небольшой стишок, в котором присутствует сюжет — действующим персонажем может быть любое животное, птица или человек.

Помимо того, что прибаутки помогают ребенку познавать окружающий мир в веселой игровой форме, они развивают в нем позитивное восприятие. В прибаутках для детей используются слова, которые несут сильную эмоциональную окраску, настраивая ребенка на будущее здоровье, счастье и радость.

— стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Коровушка-буренушка,

Встает она до солнышка,

Травку в полюшке жует,

Молочко домой несет!

Девочкам и мальчикам -

Всем нальет в стаканчики:

"Пейте, пейте, пейте,

И еще налейте!"

Заклички. Один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Радуга-дуга,

Перебей дождя –

Опять в ночь

Льет во всю мочь;

Перебей гром,

Не попал бы в дом.

Дразнилки тесно связаны с прозвищами, употребление которых уходит корнями в древнюю Русь. В крестьянской среде фамилий не было, их заменяли прозвища, которые давались человеку окружавшими его людьми. В каждом из прозвищ отражалась какая-нибудь внешняя примета его носителя, чаще всего – иронически преувеличенная. От таких прозвищ и произошли дразнилки, которые по значению и представляют собой рифмованные прозвища, развернутые в небольшие стихотворения.

Плакса, вакса, гуталин,

На носу горячий блин.

Плакать не годиться,

Можно простудиться.

Игры детский фольклор стимулирует творческие проявления ребёнка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становиться более интересной и содержательной. Используя детский фольклор, через движения мы знакомим детей с народными обычаями, традициями, используем народные игры, потешки, приговорки.

Загадки жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ. Как правило, большинство загадок построено на перечислении признаков загаданного предмета. Значение загадок трудно переоценить. Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность. Загадки развивают в детях догадливость, воображение.

Вместо шубки лишь иголки.

Не страшны ему и волки.

Колкий шар, не видно ножек,

Звать его конечно.

(Ежик)

Сказки повествовательный жанр фольклора.

    Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей.

   Сказка может не только воспитывать, но и корректировать поведение, во многих случаях снимать сложные психологические проблемы и стрессы, тревожащие неокрепшую психику ребенка. Но самая главная мораль – что есть зло, а что добро. В наших сказках именно это и выражено. В результате ребенок сравнивает себя с хорошим персонажем и знает, что зло наказуемо. Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла.

    Первые сказки для ребенка должны быть несложными и короткими. Их смысл должен быть хорошо уловим, а слова - простыми и понятными. Малышам от 1-3 лет хорошо подойдут простые народные сказки с простыми предложениями и с множеством повторений например: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок» и т.д

Лучше всего, чтобы главными героями сказок для детей этого возраста были знакомые ребенку животные, дети или взрослые.  Рассказывая сказку можно подражать голосам животных, корчить рожицы и жестикулировать – это ребенку очень понравится. Читать малышам сказки данного возраста нужно медленно, нараспев, с выражением, чтобы малыш мог ясно представить себе всех героев сказки.

Скороговорка — зародились на Руси в глубокой древности. Они выполняли очень важную функцию: помогали научить ребенка быстро и отчетливо говорить. Употребление скороговорок детьми также помогало освоить произношение трудных сочетаний звуков, которые встречаются в некоторых словах. Скороговорки широко распространены и в современной жизни. Они используются и как развлечение (одна из игр, и как своеобразное лечебное средство, с помощью которого можно избавиться от косноязычия.

Уж бежал кривой дорожкой,

Ни одной не топал ножкой.

Он бы топнул да не мог,

Потому что был без ног.

Пословица — представляют собой краткие народные изречения применительно к различным явлениям жизни. Обычно пословицы состоят из двух частей, которые рифмуются между собой. Пословицами называют один из наиболее древних жанров народного творчества. Они возникли еще во время первобытнообщинного строя, задолго до появления первых литературных памятников. Поскольку они передавались из уст в уста, то главной их особенностью стали точность и лаконичность содержания. Чтобы передать нужную информацию, авторам пословиц приходилось быть предельно осторожными в выборе тех или иных слов.

Поскорее подрастай да к работе поспевай.

Поговорками называются выражения, употребляемые в разговоре, чаще всего, в форме сравнений, для того, чтобы придать речи особую наглядность. Поговорки называются также «присловьями» и «присказками». Поговорки

«золотой запас» русского языка, поскольку являются одним из ярких изобразительных приемов.

Как рак на горе свистнет

Приговорки - общение с природой один на один. Приговорки» обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Приговорка, построенная по принципу просьбы - пожелания, самим словесным строем настраивает ребёнка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде. Для каждого растения своё определение, ласковое слово:

Божья коровка,

Что завтра будет:

Дождь или погодка?

Как теперь – то лети!

Как в четверг – то сиди!

Приговорки во время игр - это своеобразные просьбы к природе в доброй помощи:

Дети их еще называют «приворожилками». Приговорки — обращение детей к животным, насекомым, птицам.

Улитка, улитка,

Высунь рога!

Дам кусок пирога

Да кувшин молока.

 

Божья коровка,

Полети на небо,

Принеси нам хлеба!

Черного и белого,

Только не горелого.

Чтобы избавиться от воды, попавшей в ухо, дети прыгают на одной ноге, прижимая к уху ладонь, приговаривая в такт прыжкам:

Мышка, мышка,

Вылей воду

За косую огороду!

 

Водолей, водолей,

Вылей воду из ушей!

Заключительная часть.

       Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. По словам А.П. Усовой "Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности". Его влияние на развитие речи детей неоспоримо.

       С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.

        Фольклор всегда считается элементом народной педагогики, накапливаем опыт воспитания детей целых поколений. Обращение к истокам народной мудрости было актуально во все времена, но особенно в наше время, когда утрачивается духовная связь поколений. Мудрые, доступные детям истины помогают им адаптироваться среди людей, овладеть опытом человеческих взаимоотношений.

Умелое использование фольклора в воспитательной работе с детьми раннего возраста позволяет педагогам установить прочную связь с ребенком, помогает принять ребенку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по теме: " Дидактические возможности русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

Данная презентация показывает как можно использовать народный фольклор в развитии речи детей раннего возраста...

«Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Контрольная работа по «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»...

Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста

Статья об использовании устного народного творчества на занятиях по развитию речи детей раннего возраста....

Опыт работы «Дидактические возможности русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Что заботило, радовало и тревожило р...

Влияние фольклора на развитие речи детей раннего возраста

Развитие речи детей раннего возраста посредством устного народного творчества - фольклора....