Стимулирующее значение развития мелкой моторики рук в формировании речи детей раннего возраста
статья по логопедии

Туганаева Елена Загфаровна

На большое стимулирующее значение функции руки указывают исследования деятельности детского мозга, психики детей. Уровень развития их речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. С физиологической точки зрения,  речь является моторным процессом, состоящим из тонких моторных движений. Развитие моторики имеет значение как для общего развития человека, так и для развития речи. Сформированность двигательных навыков ребенка создает основу для развития речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

На большое стимулирующее значение функции руки указывают исследования деятельности детского мозга, психики детей. Уровень развития их речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. С физиологической точки зрения,  речь является моторным процессом, состоящим из тонких моторных движений. Развитие моторики имеет значение как для общего развития человека, так и для развития речи. Сформированность двигательных навыков ребенка создает основу для развития речи.

Каждый грудной ребенок развивает свою моторную систему сначала благодаря нескоординированным движениям. Ребенок испытывает потребность в движениях. Педагогическая задача состоит в том, чтобы использовать эту потребность для целенаправленных движений. Ни в коем случае нельзя подавлять потребность в движениях, как это делается по незнанию из-за неправильных представлений о дисциплине. Этим ограничивается биологический обмен веществ и нарушаются условия гармонического развития личности. Если потребность в движениях значительно ограничивается или насильно подавляется, то вызванный этим  застой в моторном развитии может привести к нарушениям поведения или способствовать их возникновению.

Если потребность в движениях отсутствует или выражена очень слабо, то следует употребить максимум усилий, чтобы вызвать у ребенка эту потребность. Координированные движения развиваются в процессе взаимодействия с окружающей средой. Это развитие может ускоряться постоянно повышающимися и тормозиться заниженными требованиями. Жизнь ребенка дает много возможностей для стимуляции развития моторики. Для развития речи особое значение имеет развитие моторики рук и органов речи.

Мать должна следить за тем, чтобы дома ребенок выполнял посильную работу по самообслуживанию. Возникающие при этом трудности, например, при самостоятельном одевании, не должны освобождать ребенка от этого задания. Нужно найти время для упражнений, развить нужный навык. Ребенка следует побуждать к выполнению задания. В дошкольном возрасте важно развитие тонких навыков, как завязывание банта, застегивание пуговиц, умение пользоваться вилкой при еде и т.д. Многие игры служат для формирования ручных навыков. Подвижность органов речи лучше всего развивается в процессе речевой деятельности, помогают также разнообразные игры, например, выдувание мыльных пузырей, танцы с мячом. С большим интересом дети учатся свистеть.

Систематическое развитие моторных навыков предусматривается программами детских яслей, детских садов и школ.

Известно, что у многих детей с задержкой речевого развития при неврологическом и нейропсихологическом  исследовании обнаруживаются легкие и латентные формы двигательных нарушений, которые являются следствием раннего органического повреждения головного мозга /Ю.И. Дауленскене,1973г.; Ю.Г. Демьянов,1971г.; И.Р.Марковская,1982г./. Однако даже негрубая дисфункция двигательной сферы без своевременных и целенаправленных коррекционных воздействий может привести к вторичному недоразвитию более сложных и дифференцированных движений и действий, что отрицательно сказывается на становлении навыков письма, рисования, конструирования и других форм ручной деятельности ребенка.

Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обуславливает истощаемость и утомляемость мышц кистей рук. Недостаточная дифференцированность иннервации мышц пальцев и кистей рук делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие могут привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание надо предлагать ребенку в игровой форме, которая не только вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а следовательно, и улучшению работоспособности в целом.

Важное место в работе по развитию тонкой моторики детей с нарушением речи занимает ритмическая организация движения, оказывающая положительное влияние на совершенствование слуходвигательной и слухо-зрительно-двигательной координации движений. Достигается это в упражнениях, суть которых состоит в том, что ребенок должен воспроизвести движениями определенный ритмический рисунок в виде единой плавной «кинетической» мелодии. Такими движениями могут быть хлопки, постукивание деревянной палочкой по столу и т.п. Эти задания выполняются при совместном действии взрослого и ребенка, по показу, по слуховому восприятию (с использованием экрана).

Эмоциональная стимуляция и смысловая организация этих действий осуществляется с помощью речевых команд.

В процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движений, кинестетический и динамический праксис) у детей с задержкой речевого развития совершенствуется произвольное внимание, развиваются навыки контроля и планирования целостного действия.

С 6-7 месяцев можно приступать к тренировкам пальцев рук –массажу кистей рук, каждого пальчика, каждой его фаланги. Разминать и поглаживать их в течение 2-3 минут надо ежедневно. А с 10 месяцев подключают и активные упражнения для пальцев рук: малыши должны катать небольшие мячи, играть кубиками, пирамидками, учиться перекладывать некрупные предметы из одной кучки в другую. Хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки:

Сорока-белобока

Кашку варила,

Детишек кормила

Этому дала… и.д.

При этом указательный палец одной руки выполняет круговые движения по ладони другой руки. Затем поочередно загибаются пальцы рук с мизинца до большого.

Другой вариант этой потешки – большой палец не загибается:

… А этому не дала

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил –

Тебе ничего нет!

Дети загибают в кулачок и разгибают поочередно пальчики левой и правой руки. Мама помогает удерживать их от непроизвольных движений. Можно использовать и такие стишки:

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик мамочка

Этот пальчик –я (Саша)

Или:

Этот пальчик хочет спать

Этот пальчик – прыг в кровать

Этот пальчик - прикорнул

Этот пальчик – уж заснул

Встали пальчики – Ура!

В детский сад идти пора.

Для тренировки пальцев рук можно использовать упражнения и без речевого сопровождения. Сначала все упражнения родители демонстрируют сами. Например, «пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца;  «человечки побежали» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу4 «слоненок» - средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный – ноги. Слоненок идет по столу. Если у родителей богатое воображение, они придумают и расскажут сказки, сопровождая их изображением различных фигурок, сложенных из пальцев. Занятия должны приносить ребенку радость и выполняться им легко, без лишнего напряжения.

Хочется ещё раз обратить внимание родителей, что второе полугодие жизни – период освоения ребенком мира предметов и их свойств. Существенно вырастает двигательная активность ребенка: он ползает, требует игрушки, пытается выпрыгнуть за пределы манежа. Ушибы, физическая боль не самые опасные последствия нового периода жизни во второй половине первого года жизни малыша. Гораздо хуже, если активность младенца вызывает неприятие взрослого, торопящегося поскорее завершить необходимый уход за ребенком  и поскорее уложить его спать. Очень часто одни и те же события имеют для взрослого и ребенка разную психологическую ценность. То, что взрослому кажется пустяком, часто оказывается очень важным для ребенка. Например, в ванне малыш заинтересовался блестящими кранами, рассматривает и изучает их. Взрослый хочет побыстрее закончить купание и насильно отрывает ребенка от кранов, тот кричит от возмущения. Ребенка нужно понять – прервано обследование, формирующее в данный момент психологические механизмы восприятия, создающее индивидуальные установки на преодоление препятствий и самостимуляцию познавательной активности.

Развитие интеллекта, памяти, внимания малыша в этом возрасте во многом зависит от разнообразия предоставленных возможностей его действий с предметами и , поэтому, искусственное прерывание санитарной активности вашего малыша может тормозить его интеллектуальное развитие.

В коррекционную работу рекомендуется включать серию подготовительных упражнений, обеспечивающих формирование зрительно-моторной координации, а также развитие тонкой моторки пальцев рук. Одновременно у ребенка формируется умение точно и ловко выполнять те или  иные движения.

Основные задачи коррекционной работы:

  1. Научить  детей ходить в определенном направлении (по прямой, по кругу) под заданный ритм.
  2. Научить детей подниматься на 2-3 ступеньки, сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно.
  3. Научить детей спускаться с лестницы шагом, а затем небольшими прыжками.
  4. Научить детей стоять попеременно на правой (левой) ноге.
  5. Научить детей подпрыгивать на двух ногах, затем на правой, левой ноге.
  6. Научить детей попеременно вставать, приседать под счет.
  7. Научить детей поднимать руки вверх, вперед, в стороны, на пояс; вытягивать руки вперед; отставить ногу в сторону; опустить голову вниз; наклоны вперед, в сторону, назад; левую руку к плечу, правую на голову; выставить правую ногу вперед, на пятку, на носок.
  8. Научить детей ловить мяч двумя руками, одной рукой.
  9. Научить детей ловить мяч после удара по полу, по стене.
  10. Научить детей ловить мяч после нескольких ударов об пол (удары об пол левой, правой рукой с попеременным чередованием).
  11. Научить детей катать мяч по полу с попаданием в заданную цель (ворота).
  12.  Научить детей перекатывать (перебрасывать) мяч с одной руки на другую.
  13. Научить детей передачам мячей с небольшого расстояния в шеренгах.
  14.  Научить детей расстегивать и застегивать пуговицы на пальто, платье, кофточке, штанишках (затем перейти  к кукольным вещам).
  15. Используя ленты, а потом веревочку, научить детей завязывать и развязывать узел, бант.
  16. Научить детей сжимать и разжимать кулаки.
  17. Научить детей сильно сжимать одну руку другой, пожимать мамину, папину руку.
  18. Научить детей поочередно сгибать и разгибать пальцы правой, левой руки, делать решетку из пальцев.
  19. Научить детей поочередно соединять большой палец и указательный, средний, безымянный, мизинец.
  20. Научить детей ритмично выполнять движения «ладонь-кулак-ладонь».

Правильная оценка недостаточности в сфере моторной деятельности необходима для выявления закономерностей аномального развития детей с речевыми нарушениями и построение системы коррекционных воздействий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский образовательный проект:«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»

  Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и ре...

Развитие мелкой моторики как основа формирования речи детей раннего возраста.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает ...

Проект «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»

   Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орг...

Проект «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»

laquo;Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»...

«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»

laquo;Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»...

«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста с ОВЗ в условиях семьи»

 Совместная работа  по развитию мелкой моторики и координации движений, родителей и детей с ОВЗ положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, пам...