«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста с ОВЗ в условиях семьи»
методическая разработка по логопедии (младшая группа)
Совместная работа по развитию мелкой моторики и координации движений, родителей и детей с ОВЗ положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, а также на развитие речи и готовит к овладению навыкам письма.В данной статье предлагаются вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которые можно использовать в процессе бытового общения с ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami_razvitie_melkoy_mooriki.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по работе с родителями на тему:
«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ»
Н.Г. Ярдухина, учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад № 54» г. Чебоксары
2023г.
В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Наблюдения показывают, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Таким образом, тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка с ОВЗ. Оно способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки руки к письму, повышает работоспособность головного мозга.
Начинать работу по развитию мелкой моторики рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом и не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Родителям рекомендуется научить ребенка с ОВЗ манипулировать предметами – среди его игрушек должны быть пирамидки, матрешки, машины, строительный материал, конструкторы. Не надо упускать возможность познакомить ребенка с различными продуктами во время приготовления пищи. Пусть он поможет вам перебрать рис, пшено, насыпать соль, сахар. Малышу нравится раскладывать начинку, лепить пельмени и вареники. Желательно научить его размешивать, наливать, держать ложку, вилку, перелить воду из одной емкости в другую, закрыть и открыть пластиковые контейнеры и т.д. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которые можно использовать в процессе бытового общения с ребенком:
- Волшебный поднос. На яркий поднос тонким слоем насыпать манную крупу. Провести пальчиком ребенка по крупе. Получится контрастная линия. Предложить ребенку нарисовать волны, круг, квадрат, лодку, солнышко, домик и т.д.
- Забавные картинки. На листе картона равномерно распределить слой пластилина. Горошинами или другой крупой ребенок выкладывает различные картинки: цветы, море, кораблик, рыбки и т.д.
- Пальчиковый театр – это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на пальчик. Это могут быть отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки, которые сделаны из картона, бумаги, ткани, из бросового и природного материала.
- Шнуровки. Шнуровки бывают готовые в форме пуговиц, башмаков, домиков, животных и т.п. Можно вырезать из картона или другого плотного материала, проделать по контору дырочки. С помощью обычного шнурка ребенок зашнурует игрушечную обувь и др.
- Золушка. В миске смешивают белую и цветную фасоль (рис, гречку). В другие две миски ребенок сортирует крупу. Игра проводится под присмотром взрослого.
- Разноцветные прищепки. Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Вырежьте из картоны простые формы (круг для солнышка, полукруг для ежика, треугольник для елочки). Прицепить прищепку тремя пальцами к картону.
- Бусы. Отлично развивает мелкую моторику разнообразное нанизывание. Нанизывать можно: бусы, пуговицы, макаронные изделия, сушки и т.п. Можно составлять бусы из кружочков, квадратиков, листьев деревьев, сердечек, в том числе сухих, ягод рябины.
- Занятия продуктивной деятельностью. Развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (аппликация, рисование, лепка из соленого теста, конструирование, вязание, плетение и т.д.).
- Рисуем пальцами. Педагоги и психологи советуют для развития моторики упражнения с красками. Ребенок обмакивает пальчик в акварельную краску или гуашь, затем наносит рисунок на лист бумаги.
- Игры с конструктором, мозаикой, узоры из счетных палочек развивают образное мышление и фантазию. Ребенок выкладывает квадраты, елочки, снежинки, цветы, различных животных, птиц, волшебных героев и т.д.
- Штриховка способствует укреплению мышц руки. Малыши учатся правильно держать карандаш, видеть границы штриховки, проводить различные фигурные и непрерывные линии ровно и красиво.
- Центр «Песок-вода» — это огромный заряд положительных эмоций и внутренней раскрепощенности. Организуя игры с водой и песком, мы знакомим со свойствами различных материалов. У детей закрепляются представления о форме, величине и цвете предметов.
Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей с ОВЗ положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, а также на развитие речи и готовит к овладению навыкам письма.
Таким образом, можно сделать вывод, что движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Речь способствует развитию личности ребенка с ОВЗ в целом, расширяет его знания, кругозор, помогает общаться с окружающими.
Литература
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд. Испр, и доп. – М.: Мозаика-синтез, 2015. – 368 с.
- Боричева Г.А., Сазонова А.В. Узоры для развития тонкой моторики дошкольников. – СПб, Детство-Пресс, 2007.
- Агаян Г.Г. У солнышка в гостях. Пальчиковые игры. - М.: Карапуз, 2004.
- Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М., Мозаика-синтез, 2007.
- Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
- Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Санкт – Петербург: 2005. - 40 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский образовательный проект:«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и ре...
Развитие мелкой моторики как основа формирования речи детей раннего возраста.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает ...
Консультация для родителей Тема:"Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего возраста"
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно. Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомосаж (пальчиковые...
Проект : "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возроста"
Срок реализации проекта 1 год. Проект творческий....
Доклад : "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста"
Доклад на семинар....
Проект «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»
laquo;Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»...
«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»
laquo;Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»...