Доклад : "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста"
статья (младшая группа)

Кладеева Анастасия Алексеевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                              «Детский сад №43» - «детский сад №33»

        

                                                    Доклад:

Тема: «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей                 раннего возраста»

        

                                                                                   Автор: Кладеева А.А.

        Воспитатель филиала                                  

        МБДОУ «Детский сад№43»-

        «детский сад№33»

        Славгород 2020г.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической.

Речь – средство уникальное и незаменимое. Современная школа требует от ребенка высокого уровня речевого развития. Если этот уровень высок, то дети хорошо читают и грамотно пишут, лучше понимают и воспринимают изучаемое, четко излагают свои мысли. Для дошкольника хорошая речь – залог успешного обучения и развития в школе.

Родителей интересуют вопросы о том, что нужно сделать, чтобы избежать неправильного речевого развития ребенка, научить общаться со сверстниками, как добиться чистого звукопроизношения, как сделать процесс овладения родным языком радостным и желанным.

2 В педагогической практике наблюдается следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.

Работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с самого раннего возраста.

Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память. Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

3 Этим и был обусловлен выбор темы моего проекта.

На следующем слайде хочу представить вашему вниманию паспорт моего творческого долгосрочного проекта. 4

5  Начиная свою работу по данному направлению, я поставила цель и определила следующие задачи.     (пауза для просмотра)

6Ожидаемый результат на этапе завершения реализации проекта следующий.

Проект включает в себя три этапа

7 Подготовительный :

Изучение методической литературы по данной проблеме,определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-методического обеспечения. Определение содержания деятельности всех участников проекта.

8 Основной:

Для реализации основного этапа проекта мною был разработан перспективный план работы по развитию мелкой моторики.

9 на следующем слайде представлен его фрагмент.

Отличные результаты в развитии мелкой моторики даём массаж, поэтому ему необходимо уделять особое внимание.10 При проведении массажа использую четыре основных приёма: поглаживание, разминание, растирание, постукивание.

11Важной частью работы по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика. Много игр требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "справа", "слева", "вверх", "вниз" и тому подобное. На сегодняшний день достаточно много практических пособий, включающих «пальчиковые игры». Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Оптимально проводить пальчиковые игры в форме физкультминуток.

13 Игры со счетными палочками и спичками необходимы для того, чтобы ребенок развивал мелкую моторику рук и мышление. В процессе обучения можно усложнять игру, например, строить стороны домика из нескольких спичек или палочек, пристроить к домику трубу, забор, окна, ступеньки и так далее. Итак, день за днем ребенок освоит игры с палочками от простого к сложному, а так же разовьет фантазию и мышление.

14 Интересна и увлекательна и работа с «колючими» мячиками. С их помощью дети производят самомассаж кистей и пальцев рук.

15 Игры с четками: перебирание пальцами чёток позволяет сосредоточить внимание на форме перебираемых чёток, постепенно снижая (для возбудимых детей с повышенным темпом деятельности) или увеличиваея темп (для детей с замедленным темпом деятельности, нормализует ритм дыхания, успокаивает. Полезно перебирать чётки или бусы, сопровождая движения рук речью – чтением стихотворения либо скороговорками.

16 Игры с пуговицами — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой-маленький.

17 Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы.

Фасолевые ванны — в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Ребенок запускает руки в фасоль и выискивает игрушки.

Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.

17-38 (пролистывание слайдов)

Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе. Используйте творческий подход, занимаясь с детьми. Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект.

И какое бы Вы не выбрали занятие, важно, чтобы у детей осталось впечатление, что оно легкое, тогда они с удовольствием будут выполнять его в следующий раз.

Вывод: Работая с детьми  младшей группы, хочется отметить, что работа не прошла впустую. Систематически развивая мелкую моторику, как средство формирования речи детей раннего возраста я получила хорошие результаты, а именно:

- дети научились выражать свои мысли словом, стали озвучивать выполняемые действия (это плавный переход от внутренней речи к внешней);                                                                                                                   - расширился активный словарь, что можно было наблюдать в самостоятельной речи детей;                                                                                                                                                 - дети знают и играют в пальчиковые игры;                                                                        - у детей развиваются мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление;                                                                                                                                                     - в речи детей появились простые предложения.

     В целом динамика обучения показала, что развитие мелкой моторики, как средства формирования речи детей раннего возраста дает положительный результат.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский образовательный проект:«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»

  Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и ре...

Развитие мелкой моторики как основа формирования речи детей раннего возраста.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает ...

Проект «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»

   Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орг...

Проект «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»

laquo;Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»...

«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»

laquo;Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»...

«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста с ОВЗ в условиях семьи»

 Совместная работа  по развитию мелкой моторики и координации движений, родителей и детей с ОВЗ положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, пам...