Главные вкладки

    Доклад : "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста"
    статья (младшая группа)

    Кладеева Анастасия Алексеевна

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                              «Детский сад №43» - «детский сад №33»

            

                                                        Доклад:

    Тема: «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей                 раннего возраста»

            

                                                                                       Автор: Кладеева А.А.

            Воспитатель филиала                                  

            МБДОУ «Детский сад№43»-

            «детский сад№33»

            Славгород 2020г.

    Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической.

    Речь – средство уникальное и незаменимое. Современная школа требует от ребенка высокого уровня речевого развития. Если этот уровень высок, то дети хорошо читают и грамотно пишут, лучше понимают и воспринимают изучаемое, четко излагают свои мысли. Для дошкольника хорошая речь – залог успешного обучения и развития в школе.

    Родителей интересуют вопросы о том, что нужно сделать, чтобы избежать неправильного речевого развития ребенка, научить общаться со сверстниками, как добиться чистого звукопроизношения, как сделать процесс овладения родным языком радостным и желанным.

    2 В педагогической практике наблюдается следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.

    Работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с самого раннего возраста.

    Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память. Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

    3 Этим и был обусловлен выбор темы моего проекта.

    На следующем слайде хочу представить вашему вниманию паспорт моего творческого долгосрочного проекта. 4

    5  Начиная свою работу по данному направлению, я поставила цель и определила следующие задачи.     (пауза для просмотра)

    6Ожидаемый результат на этапе завершения реализации проекта следующий.

    Проект включает в себя три этапа

    7 Подготовительный :

    Изучение методической литературы по данной проблеме,определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-методического обеспечения. Определение содержания деятельности всех участников проекта.

    8 Основной:

    Для реализации основного этапа проекта мною был разработан перспективный план работы по развитию мелкой моторики.

    9 на следующем слайде представлен его фрагмент.

    Отличные результаты в развитии мелкой моторики даём массаж, поэтому ему необходимо уделять особое внимание.10 При проведении массажа использую четыре основных приёма: поглаживание, разминание, растирание, постукивание.

    11Важной частью работы по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика. Много игр требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "справа", "слева", "вверх", "вниз" и тому подобное. На сегодняшний день достаточно много практических пособий, включающих «пальчиковые игры». Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Оптимально проводить пальчиковые игры в форме физкультминуток.

    13 Игры со счетными палочками и спичками необходимы для того, чтобы ребенок развивал мелкую моторику рук и мышление. В процессе обучения можно усложнять игру, например, строить стороны домика из нескольких спичек или палочек, пристроить к домику трубу, забор, окна, ступеньки и так далее. Итак, день за днем ребенок освоит игры с палочками от простого к сложному, а так же разовьет фантазию и мышление.

    14 Интересна и увлекательна и работа с «колючими» мячиками. С их помощью дети производят самомассаж кистей и пальцев рук.

    15 Игры с четками: перебирание пальцами чёток позволяет сосредоточить внимание на форме перебираемых чёток, постепенно снижая (для возбудимых детей с повышенным темпом деятельности) или увеличиваея темп (для детей с замедленным темпом деятельности, нормализует ритм дыхания, успокаивает. Полезно перебирать чётки или бусы, сопровождая движения рук речью – чтением стихотворения либо скороговорками.

    16 Игры с пуговицами — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой-маленький.

    17 Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы.

    Фасолевые ванны — в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Ребенок запускает руки в фасоль и выискивает игрушки.

    Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.

    17-38 (пролистывание слайдов)

    Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе. Используйте творческий подход, занимаясь с детьми. Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект.

    И какое бы Вы не выбрали занятие, важно, чтобы у детей осталось впечатление, что оно легкое, тогда они с удовольствием будут выполнять его в следующий раз.

    Вывод: Работая с детьми  младшей группы, хочется отметить, что работа не прошла впустую. Систематически развивая мелкую моторику, как средство формирования речи детей раннего возраста я получила хорошие результаты, а именно:

    - дети научились выражать свои мысли словом, стали озвучивать выполняемые действия (это плавный переход от внутренней речи к внешней);                                                                                                                   - расширился активный словарь, что можно было наблюдать в самостоятельной речи детей;                                                                                                                                                 - дети знают и играют в пальчиковые игры;                                                                        - у детей развиваются мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление;                                                                                                                                                     - в речи детей появились простые предложения.

         В целом динамика обучения показала, что развитие мелкой моторики, как средства формирования речи детей раннего возраста дает положительный результат.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Детско-родительский образовательный проект:«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»

      Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и ре...

    Развитие мелкой моторики как основа формирования речи детей раннего возраста.

    Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает ...

    Проект «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»

       Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орг...

    Консультация для родителей Тема:"Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего возраста"

    Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно. Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомосаж (пальчиковые...

    Консультация для родителей. " Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей дошкольного возраста"

    Консультация для родителей. " Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей дошкольного возраста"...

    Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей дошкольного возраста».

    Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание...