Главные вкладки

    Проект : "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возроста"
    проект (младшая группа)

    Кладеева Анастасия Алексеевна

    Срок реализации проекта 1 год. Проект творческий.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    1. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
    2.         «Детский сад№43»-«детский сад№33»
    3. Проект:
    4. «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей                 раннего возраста»

    1.                                                                                 Автор: воспитатель филиала                                                                                
    2.                                                                          МБДОУ «Детский сад№43»-
    3.                                                         «детский сад№33»
    4.         Кладеева А.А.
    5. Славгород 2020г.
    6. Детско-родительский образовательный проект:                                                 «Развитие мелкой моторики  как средство формирования речи детей                 раннего возраста»
    7. Проблема: Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.
    8. Паспорт проекта.
    9. Вид проекта: творческий.

    Продолжительность проекта: 1 год.

    Участники проекта.

    1. Воспитатели первой младшей группы.
    2. Дети первой младшей группы.
    3. Родители и другие члены семьи.

    Образовательная область:                                                                          сенсомоторное и речевое развитие детей раннего возраста.

     Актуальность разработки и реализации педагогического проекта.                  

         Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

         Л.С. Выгодский отмечал, что "если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому". Этим и обусловлен выбор темы моего проекта.

         Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику. Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.

    Мелкую моторику рук развивают:                                                                                                            

         Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;                                                                                                          Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);                                                                                                                                               Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т.д.;                                                   Рисование карандашом (фломастером, кистью);                                                                         Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц;                                                                                    Одевание и раздевание игрушек;                                                                                              Лепка из пластилина и теста.

         Игры с пальчиками не только  эффективно развивают мелкую моторику и речь, но и способствуют радостному общению малыша и его близких. Ведь проведение таких игр, подразумевает теплые нежные прикосновения, поглаживание маленьких пальчиков, щекотание. Такое близкое общение обязательно доставит малышу море положительных эмоций.

         Предлагаемый мной проект позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

    Цель проекта: формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.

    Объект исследования: процесс формирования речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики

    Предмет исследования: развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей раннего возраста.

    Гипотеза: процесс формирования речи у детей раннего возраста будет более эффективен при целенаправленном развитии мелкой моторики.

    Задачи для детей:

         Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка

    Задачи для родителей:
        Создавать в семье благоприятные условия для развития речи ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.

    Задачи для педагога:

    1. Анализ и сбор информации из различных источников.
    2. Разработка перспективного и тематического планирования по проекту.
    3. Создание предметно-развивающей среды.
    4. Мониторинг результатов.

    Ожидаемый результат:

    1. Пополнение предметно-развивающей среды группы.
    2. Развитие мелкой моторики детей раннего возраста.
    3. Формирование речевых навыков у детей раннего возраста.
    4. Интеллектуальное развитие детей.
    5. Обогащение родительского опыта в воспитании детей.

    I Подготовительный этап.

    1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
    2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

    II Основной этап реализации проекта.

    1. Работа с детьми.                                                                                                                           2. Взаимодействие с родителями.

    - Создание клуба «Мир на кончиках пальцев».
    - Один раз в квартал проводится совместное заседание клуба родители и дети.
    - Создание информационного пространства (информационный стенд).

    III . Заключительный этап.

         Диагностика и подведение результатов работы.

         Работая с детьми первой младшей группы, хочется отметить, что работа не прошла впустую. Систематически развивая мелкую моторику, как средство формирования речи детей раннего возраста я получила хорошие результаты, а именно:

    - дети научились выражать свои мысли словом, стали озвучивать выполняемые действия (это плавный переход от внутренней речи к внешней);                                                                                                                   - расширился активный словарь, что можно было наблюдать в самостоятельной речи детей;                                                                                                                                                 - дети знают и играют в пальчиковые игры;                                                                        - у детей развиваются мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление;                                                                                                                                                     - в речи детей появились простые предложения.

         Динамика обучения показала, что развитие мелкой моторики, как средства                                    формирования речи детей раннего возраста дает положительный результат.                                                        

         Наша гипотеза подтверждена. Это можно увидеть в диаграмме.                           Диаграмма показывает, что показатели формирования речи у детей значительно улучшились по сравнению с началом обучения.

    Диагностика среднего и высокого уровней формирования речи детей раннего возраста в процессе развития мелкой моторики на 2019-2020 учебный год (один год).

    OLE-объект

    Диагностика среднего и высокого уровней формирования речи детей раннего возраста в процессе развития мелкой моторики на 2019-2020 учебный год (первый год).

    OLE-объект

    Диагностика среднего и высокого уровней формирования речи детей раннего возраста в процессе развития мелкой моторики на 2019-2020 учебный год (второй год).

    OLE-объект

        Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
                                                                                                                                             
    Перспектива на будущее:
       
    Разработать проект “Мир на кончиках пальцев” для второй младшей группы.

         Опираясь на концептуальные подходы и, принимая во внимание особенности детей, мной разработан и апробирован цикл развивающих мероприятий.                             Практическая значимость заключается в использовании разработанного материала.

         И, хотя в речевом и мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, заниматься мелкой моторикой необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей. Продолжая и в дальнейшем развитие мелкой моторики, воспитатели подготавливают детей к очень трудному этапу в их жизни - школьным годам.

     

    Перспективный план клуба «Мир на кончиках пальцев».

    Месяц

    Тема

    Содержание

    Ноябрь

    «Рисуем на манке»

    Родители совместно с детьми учатся использовать манную крупу с целью развития мелкой моторики и речи ребенка

    Февраль

    Консультация «Развитие моторно-двигательной координации руки ребенка-дошкольника в домашних условиях»

    Информирование родителей, как правильно обеспечить полноценное развитие ребенка в раннем дошкольном возрасте. Познакомить с играми для развития мелкой моторики, которые будут использоваться родителями в домашних условиях

    Май

    Консультация «Пальчиками играем – стихи повторяем!

    Родители, используя пальчиковые игры с сопровождением стихотворного текста, развивают у детей тонкую моторику рук и связную речь

     

    ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ                                                      ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

    Месяц  

    Раздел образовательной деятельности

    Темы игр-занятий

    Оборудование

    сентябрь

    «Игры из ничего»

    «Прищепки в корзинке»

    Прищепки, корзина

    «Перекладывание двумя пальчиками»

    Поднос, поролоновые шарики, макаронные изделия средней величины, две пиалы

    «Скрути нитку в клубок»

    Поднос, клубок шерстяных ниток

    «Вышивание на картоне»

    Лист картона с нарисованными на нем линиями, шнурок

    октябрь

    «Игры из ничего»

    «Игры с карандашом»

    Карандаш с гранями

    «Игры со шнурками»

    Разноцветные веревочки

    «Игры с шариком»

    Шарик, игрушка

    «Идеальный урок»

    Кусок плотной ткани, застежки разного типа

    ноябрь

     

    «Игры из ничего»

    «Наждак»

    Кусочки наждачной бумаги разной степени шероховатости

    «Нанизывание»

    Колечки, шнурки

    «Игры на кухне»

    «Маленький помощник»

    Миска с водой, овощи

    «Взбиваем крем»

    Венчик для взбивания крема, миска с водой, немного шампуня

    декабрь

         

    декабрь          

    «Игры с крупой»

    «Игры с крупой»

    «Помочь Золушке»

    Поднос, две миски (одна из которых с фасолью им горохом)

    «Волшебное сито»

    Сито, две миски (в одной из которых рис и манка)

    «Пересыпаем ложкой»

    Поднос, две чашки: слева — чашка с крупой, а справа — пустая (обе чашки должны быть сухими) и ложка

    «Рисуем дорожки»

    Спички, манная крупа

    январь

    «Игры с крупой»

    «Сюрприз»

    Банка или глубокая миска с крупой, одна — две маленькие игрушки

    «Шуршалки и гремелочки»

    Разноцветные лоскутки, крупы (фасоль, горох, соль), сухие листья, коробочка из-под вазелина, футлярчик из-под фотопленки, бусинки и т. д.

    «Пальчиковые игры с бумагой»

    Игрушки из комканой бумаги

    Корзина для бумаги (или заменитель: шляпа, коробка), старые газеты, обои, резиновый шнур, пластиковые бутылки

    февраль

                     

    «Наш разноцветный мир»

    «Сгибаем бумагу»

    Листы бумаги

    «Рвем бумагу»

    Папиросная бумага, газетная бумага, разноцветная бумага, бумага-ватман

    «Пальчиковые игры на бумаге»

    Лист бумаги, краски, пальчики

    «Рисунки ладошками»

    Тюбики с красками, большие листы бумаги (обои)

    март

    «Игры в ванной комнате»

    «Водяные струйки»

    Пустой флакон из-под шампуня или пластиковая бутылка с несколькими дырочками

    «Шариковые бои»

    Пустой флакон из-под шампуня или пластиковая бутылка с несколькими дырочками

    «Напои зверей»

    Пустые емкости разной величины, животные и птицы (резиновые или пластмассовые) разной величины

    «Игры с водой»

    Поднос, две миски

    апрель

    «Игры в ванной комнате»

    «Игры с водой»

    Пластиковый стакан, чайная ложечка, кисточка и зубная щетка

    «Игры с водой»

    Разные по размеру и цвету мыльницы с крышками

    «Выловим из воды»

    Поднос, две миски (одна из них с водой), ситечко с ручкой. В воде плавают 3—4 шарика (разного цвета)

    «Выжимание губки»

    Поднос, две миски (одна из них с водой), средней величины губка (рассчитанная на ручку ребенка)

    май

    «Игры в ванной комнате»

    «Капли в ячейках»

    Поднос, платформа с ячейками,  пузырек с чуть подкрашенной водой

    «Расти, расти, цветочек»

    Игра во время купания в ванной комнате с использованием душа

    май

    «Чудеса на песке»

    «Отпечатки наших рук»

    Поднос с песком, ванночка с водой

    «Что же спрятано в песке»

    Мелкие игрушки, которые можно прятать в песочнице

    июнь

    Самомассаж

    «Массаж своими руками»

    Массажный шарик, чайная ложка, мыльница-ежик, жесткая зубная щетка, грецкие орехи, карандаши с гранями

    «Ласковые игры для пальчиков»

    Варианты игр

    Мягкие игрушки, «чудесный мешочек», матрешки, пирамидки, кубики и т. п.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Детско-родительский образовательный проект:«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»

      Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и ре...

    Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста"

    Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста....

    Детско-родительский образовательный проект: "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей младшего дошкольного возраста"

    "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей младшего дошкольного возраста"...

    «Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста»

    познакомить родителей с приёмами развития мелкой моторики у детей в процессе использования дидактической игры. Дать рекомендации для родителей по применению дидактических игр для развития мелкой мотор...

    Развитие мелкой моторики как основа формирования речи детей раннего возраста.

    Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает ...

    Проект «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»

       Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орг...