ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАМЕШКОВ «МАРБЛС» В ПРЕОДОЛЕНИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация по логопедии

Мальцева Ольга Николаевна

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_kameshkov.docx445.31 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ https://media.istockphoto.com/photos/bright-real-gems-collection-on-the-white-background-picture-id488262371

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»

141612, Московская область, г. Клин, ул. К.Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАМЕШКОВ «МАРБЛС» В ПРЕОДОЛЕНИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

 

Подготовила:

                                                                                     учитель-логопед Мальцева О.Н.

2019 г

Слайд 2.  Ведущим видом деятельности в детском саду, как известно, является игра, именно в игре ребёнок раскрепощается, получает эмоциональный заряд, обучается различным навыкам. И поэтому процесс обучения ребенка не может проходить без нее.

Упражнения на развитие мелкой моторики, тактильные ощущения, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Поэтому нам, педагогам, нужно учитывать, что моторика - это двигатель, запускающий речь ребенка, и помнить слова В. Сухомлинского, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Для успешной реализации   требований, изложенных в ФГОС, мы должны обеспечить разностороннее развитие детей с учётом их возраста и индивидуальных особенностей, а для достижения этих целей необходимо сформировать чистую, грамматически правильную, выразительную речь. Навык красивой, правильной, грамотной речи легче формировать в игровых ситуациях.

Основной формой обучения для детей с тяжёлыми нарушениями речи, является коррекционная деятельность, где осуществляется развитие языковой системы, с помощью традиционных и нетрадиционных методов и технологий.

Один из нетрадиционных приемов обучения - это применение камешков Марблс в коррекционной деятельности.

Марблс - это потомки глиняных шариков, которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Шарики получили своё название от английского «марбл» (то есть мраморные). Эстетическая привлекательность разноцветных камней  марблс вызывает интерес у современных детей. Они красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, приятны на ощупь, ребёнку легко выкладывать их на поверхность.

Слайд 3 (задачи)

Марблс можно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях, учитывая поставленные цели и задачи в устранении речевого дефекта дошкольников. Разноцветные шарики и камешки помогают развитию сенсорных способностей, мелкой моторики рук, внимания, речи, памяти и мышления детей.

Цель использования камешков МАРБЛС:

Разнообразить педагогический процесс, повысить интерес детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями к коррекционно – развивающим заданиям, развивать мелкую мускулатуру рук, активизировать познавательную и мыслительную деятельность.

Используя этот материал в коррекционной работе с детьми ТНР, позволяет решать множество коррекционных задач. (на слайде 3)

Различные виды игр и игровые упражнения предоставляют большие возможности для совершенствования мелкой моторики, зрительно-моторной координации, развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности и познавательной деятельности.

Вариантов игр с камешками множество, можно придумывать их самим по своему определенному игровому сюжету. Применять камешки Марблс в своей работе с детьми дошкольного возраста может любой педагог ДОУ.

Приведем несколько вариантов игр с камешками МАРБЛС, которые я использую в коррекционно-развивающей работе с детьми имеющих тяжёлые нарушения речи.

Слайд 4

Использование камешков МАРБЛС при изучении лексических тем

Такие игры как:

- «Весёлые кружочки»

- «Выложи по контуру»  

Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация

- «Собери по образцу». Предлагается картинка - образец, как в -мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.

- «Четвёртый лишний» Цель: Развитие умения классифицировать предметы по одному признаку.

- «Найди где» (классификация по лексическим темам)

Цель: Активизация словарного запаса по лексическим темам. Развитие мышления и внимания дошкольников.

Слайд 5

Составление звукового анализа слов.

Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза, закрепление цветовых обозначений звуков.

Такие игры как:

- «Угадай, какой звук?» -мягкий или твёрдый, гласный или согласный

- Составление звуковой схемы слов по картинке. Ребёнок определяет характеристику заданного звука, берет камешек нужного цвета и кладет на картинку.

Слайд 6

Работа по коррекции звукопроизношения.

- «Лабиринты» и «Звуковые улитки»

Цель этих автоматизация и закрепление произношения уже автоматизированного звука;

Ход игры: Выкладывание камешков – марблс с проговариванием звука, слогов и  слов с поставленным звуком.

- Игра «Божья коровка»

Автоматизация звуков в начале слова. Здесь представлен звук [ж].

Ход игры: У божьей коровки не хватает пятнышек. Украсим её пятнышками, выбрав и назвав картинки которые начинаются со звука [ж]. В последствии картинки и звуки можно менять.

- «Украсим цветы» игра на дифференциацию звуков.

Слайд 7

- Игра «Цветочная поляна»

Цель: Формирование навыков фонематического анализа.

Ход игры: Заполняем недостающие части на цветах. Камешек можно положить тогда, когда назовешь правильно первый звук в слове. Например, Аист – «а», сом – «с», Удочка – «у». Слова подбираются любые.

- Игра «Гроздь винограда»

Цель: Совершенствование умения делить слова на слоги.

Ход игры: Нужно на ветку прикрепить ягоды винограда синего, зеленого, черного, фиолетового цвета (на выбор ребенка).

Взрослый показывает картинку и называет слова, а ребенок делит слово на слоги и на ветке винограда ищет маленькую ветку из нужного количества слогов. Одна маленькая веточка – слово из одного слога, один камешек, две веточки – слово из двух слогов, два камешка и т.д.

- Игра «Тучка и дождик»

Цель: Совершенствование фонематических процессов.

Ход игры: положить на лист сверху тучку, а снизу выложить полянку из цветов. Цветы давно не поливал дождик. Набежала туча, необходимо полить каждый цветок. Подбирай слова с заданным звуком и выкладывай камешками струйку дождя: на каждый цветок капельки, от тучи вниз к цветку

Например, полей первый цветок, называя слова, которые начинаются со звука [Ш]: шапка, шуба, шкаф, шайба и.т.д.

Второй цветок польет дождь, когда ты назовешь слова со звуком [С] в середине слова: маска, миска, каска, лиса, коса, оса.

Третий цветок польет дождь, когда ты придумаешь слова, где звук [Л] слышится в конце: гол, пенал, пол, зал, бокал, шакал.

- «Сосчитай, не ошибись»

Цель: Закрепление умения делить слова на слоги.

Ход игры: Ребенок делит слова на слоги с одновременным выкладыванием камешков. Нужно выложить столько камешков, сколько слогов в этом слове.

Можно сравнить слова: где камешков больше? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?

Слайд 8

Профилактика дисграфии

- Игра «Техники». Восстанавливаем сломанные слоги.

Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.

- Игра «Буква» Выложить букву по контурам, по образцу, или самостоятельно (по памяти).

- «На какую букву начинается слово?»  Ребенок выкладывают «тропинки» разной протяженности из камешков, от картинки к нужной букве.

Слайд 9

Данные игры и упражнения способствуют повышению речевой активности детей. При использовании камешков Марблс у детей обогащается речь, развивается мелкая моторика рук, внимание, мышление и творческое воображение. Дети становятся уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями.

Эти игры и упражнения можно применять не только в коррекционной работе, но и в общеразвивающих группах, а также в домашних условиях.

«Волшебный мешочек»

 Достаём из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумываем слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).

Слайд 10

Спасибо за внимание

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование камешков Марблс в преодолении речевых нарушений.

В материале представлены игры для развития мелкой моторики, игры для звукобуквенного анализа слов, игры по коррекции дисграфии, для развития пространственных представлений, игры-лабиринты, массаж каме...

Консультация «Использование психомоторной коррекции в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Вопросы преодоления задержек и нарушений в развитии речи в раннем возрасте являются приоритетными в практике дошкольного образования. Эта задача может быть решена на основе правильной диагностики и ис...

«Марблс» в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАМНЕЙ «Марблс» в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста...

Использование камушков Марблс в преодолении речевых нарушений у детей

Применение камушков «Марблс» — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Марблс — в переводе означает «мраморн...

Использование камешков «Марблс» в преодолении речевых нарушений

    У современных детей, имеющих речевую патологию, отмечаются, как правило, комплексные нарушения. У многих нарушены неречевые психические процессы (память внимание, восприятие); у н...

Консультация для педагогов «Использование камешков Марблс для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Дошкольное детство – это период, когда у детей закладывается фундамент познавательной и личностной сфер, когда ребенок, словно маленький исследователь, с радостью и удивлением отк...

Семина-практикум для воспитателей: «Использование артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастики в работе педагога для преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Материал предназначен для педагогов-дошкольников. Как правильно и поэтапно использовать в работе с детьми артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику для преодоления речевого нарушения у де...