Использование кинезеологических упражнений на координационной лестнице в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи.
методическая разработка по логопедии

Цель: развивать моторное планирование движений общего и артикуляционного праксиса.

Задачи: развивать координацию, общую и мелкую моторику с регуляцией мышечного тонуса, закреплять правильные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти, необходимых для четкого произношения конкретного звука (или группы звуков); навык быстрого изменения положения губ, щек и языка; зрительное внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx157.06 КБ

Предварительный просмотр:

Использование кинезеологических упражнений на координационной лестнице в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи.

          Актуальность проблемы связана с тем, что у детей, имеющих нарушения речи, как правило, наблюдаются и другие нарушения – в области психических функций, эмоционально-волевой сферы, двигательной и других сферах, что свидетельствует о той или иной степени нарушений со стороны центральной нервной системы в целом. Во многих случаях выявляется незрелость определенных функций головного мозга, дисгармония его созревания, нарушение межполушарного взаимодействия. Единство работы мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Как показывают современные исследования, межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных двигательных («кинезиологических») упражнений. Это специально организованные движения, оптимизирующие и гармонизирующие взаимодействие деятельности мозга и тела. Перекрестные движения помогают работать одновременно правое и левое полушарие. Когда они функционируют вместе, то взаимодействие между ними, осуществляемое через мозолистое тело, а это своеобразный мост между правым и левым полушариями, – улучшается. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья. Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоций, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка. Кинезиология призвана сыграть здесь значительную роль. Многие упражнения направлены на сохранение здоровья детей и профилактику отклонений в их развитии. Упражнения кинезиологии универсальны. Они помогают и взрослым, и детям. Они очень просты в исполнении и не требуют специальной физической подготовки. При регулярном выполнении этих упражнений снимается усталость, повышается концентрация внимания, возрастает физическая и умственная активность. Каждое упражнение выполняется по 1–2 минуты, их можно выполнять в различном порядке и сочетании. Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и накапливающийся эффект, повышая умственную работоспособность и оптимизируя психоэмоциональное состояние.

          В своей работе я решила использовать тренажёр- координационную лестницу. Координационная лестница— это перекладины, связанные между собой веревками (стропами), что делает все это вместе сходным с веревочной лесенкой. Уложенное на пол такое приспособление напоминает также нанесенную мелом разметку для игры в «классики». Лестница для координации — универсальный, компактный тренажер, который прост в сборке и мобилен. Занятия на лесенке улучшают координационные способности; развивают скорость, силу и прыгучесть, вестибулярный аппарат, ориентирование в пространстве; укрепляют опорно-двигательный аппарат; формируют правильную осанку; помогают ребенку осознать природу ходьбы, прыжков и бега; дают навыки преодоления препятствий и способов сохранения равновесия; улучшают координационные способности и общее функциональное состояние организма; развивают зрительно-двигательную ориентировку. Разработала несколько комплексов кинезеологических упражнений с использованием координационной лестницы, усложняя когнитивную нагрузку и добавляя элементы артикуляционных упражнений.

Упражнения, которые включены в данные комплексы помогают отрабатывать:

- моторное планирование движений общего и артикуляционного праксиса;

- правильные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти, необходимых для четкого произношения конкретного звука (или группы звуков);

- навык быстрого изменения положения губ, щек и языка;

- соматогнозис;

-зрительное внимание;

- общую и мелкую моторику с регуляцией мышечного тонуса.

1. Комплекс «Лошадка».

1. Исходное положение — стоя, лицом к лестнице, ноги вместе, руки на пояс. Спину держать прямо, смотреть вперед.

1. Шаг правой ногой с высоким подниманием колен в первую ячейку лестницы.

2. Шаг левой ногой с высоким подниманием колен в первую ячейку лестницы (левую ногу приставить к правой ноге).

Выполнить упражнение до конца лесенки.

2. Усложняем: добавление когнитивной нагрузки с сохранением предыдущей моторной программы. Чередуем хлопки- в первой ячейке лестницы хлопок перед собой, во второй- хлопок по коленям. Выполнить упражнение до конца лесенки.

3. Усложняем: добавление артикуляционной гимнастики.

В первой ячейке лестницы после хлопка перед собой выполняем упражнение "Лягушка" (улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта "пять", затем вернуть губы в исходное положение).

Во второй – после хлопка по коленям упражнение "Слоник" (сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта "пять", вернуться в исходное положение).

2. Комплекс «Рачки».

1. Исходное положение — стоя, спиной к лесенке, ноги вместе, руки на пояс. Спину держать прямо, смотреть вперед.

1. Шаг правой ногой в первую ячейку лестницы.

2. Шаг левой ногой в первую ячейку лестницы (левую ногу приставить к правой ноге).

Выполнить упражнение до конца лесенки.

2. Усложняем: добавление когнитивной нагрузки с сохранением предыдущей моторной программы. Чередуем хлопки- в первой ячейке лестницы хлопок справа, во второй- хлопок слева. Выполнить упражнение до конца лесенки.

3. Усложняем: добавление артикуляционной гимнастики.

В первой ячейке лестницы после хлопка справа выполняем упражнение "Часики" (улыбнуться, открыть рот. Тянемся языком к правому углу рта, нижняя челюсть при этом неподвижна. Во второй – после хлопка слева тянемся языком к левому углу рта, нижняя челюсть при этом неподвижна).

3. Комплекс «Кузнечик»

1. Исходное положение — стоя, лицом к лестнице, ноги слегка расставлены и согнуты в коленях, руки на поясе.

1. Прыжком ноги врозь, поставив ноги снаружи первой ячейки лестницы.

2. Прыжком ноги вместе, поставив ноги в первую ячейку лестницы.

3. Выполнить упражнение до конца лесенки. 

2. Усложняем: добавление когнитивной нагрузки с сохранением предыдущей моторной программы. Чередуем хлопки- в первой ячейке лестницы хлопок над головой, во второй- хлопок за спиной. Выполнить упражнение до конца лесенки.

3. Усложняем: добавление артикуляционной гимнастики.

В первой ячейке лестницы после хлопка над головой упражнение «Сытый хомячок» (нужно набрать полный рот воздуха. Далее надуваются щеки и удерживаются в таком положении). Во второй – после хлопка за спиной упражнение «Голодный хомячок» (щеки втягиваются внутрь).

       Регулярное выполнение таких упражнений, сочетая их в комплексы способствует активизации межполушарного взаимодействия, улучшает работу полушарий головного мозга, способствует эмоциональному настрою, снижает утомляемость на занятиях, улучшает самоконтроль, а в свою очередь происходит коррекция недостатков речевого развития дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи и опорно-двигательного аппарата"

Презентация из 2 частей о логопедической работе  с детьми с использованием элементов различных здоровьесберегающих технологий: использование оздоровительных поз, зрительной гимнастики, ортопедиче...

Логоритмические упражнения в системе коррекционной работы с детьми с нарушением речи

В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным, только 10% новорожденных появляются на свет абсолютно здор...

мастер-класса «Использование театрализованных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи

Использование театрализованных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи...

Статья «Логоритмические упражнения в системе коррекционной работы с детьми с нарушением речи».

Логоритмика -одна из эффективных коллективных форм работы с детьми по исправлению нарушения речи....

«Использование координационной лестницы в комплексной работе с детьми с нарушениями развития речи»

Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, координации движений. Дыхание у таких детей поверхностное, ключичное. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что...