Развитие речи неговорящего ребёнка
консультация по логопедии

Ионова Ольга Юрьевна

Как правильно строить диалог с неговорящим ребенком

Что делать и как разговаривать с ним, чтобы его речь развивалась

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razgovorit_rebenka.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи неговорящего ребёнка

Как правильно строить диалог с неговорящим ребенком?

Что делать и как разговаривать с ним, чтобы его речь развивалась?

Тактильный контакт

Обнимашки, веселые барахтанья, посиделки на коленках у взрослого, танцы, взявшись за руки, вызывают доверие, ощущение защищенности и комфорта. Когда ребенок доверяет, он открыт ко всем Вашим затеям, не боится осуждения и критики. Хвалите ребенка. Следом за уверенностью в себе появляется стремление к  самовыражению. В том числе и в речи.

Жестовая речь

Как быть, если ребенок очень выразительно жестикулирует, но не хочет говорить?

  • Начните работу с себя. Если Вы бросаетесь выполнять желание ребенка ещё до того момента, как оно успело оформиться у него в голове – речи ждать придется довольно долго. Зачем ребёнку говорить, ведь и так всё хорошо, все потребности удовлетворены и желания выполнены.
  • «Оречевляем» жест ребёнка. Что ты хочешь? – пауза — Ты хочешь рисовать! Да! Будем рисовать! Такое построение фразы даёт уверенность в том, что мама понимает (в отличие от игнорирования жестовых просьб), мама поможет.
  • Провоцируем на просьбу или отказ. Соблюдаем правила формального диалога: «Хочешь покатать машинку? Да (кивок головой). На», «Будешь пить сок? Не будешь (покачиваем головой из стороны в сторону). Нет». Озвучивать жест необходимо всегда до того момента, пока малыш не начнет делать попытки заговорить самостоятельно.

Поддержите, похвалите за попытку сказать что-либо, пусть даже и не совсем удачную.

Лепетные слова

Часто взрослые недооценивают речевые возможности ребенка. При ответе на вопрос «Сколько слов говорит ребенок?» не следует забывать короткие лепетные слова «топ-топ», «би-би», «ам».

Слоги, которые малыш произносит без отнесения к какой-либо ситуации можно превратить в слова. Запишите все те звуки, слоги, слова, которые ребенок уже может произносить. Это даст Вам представление об артикуляционных возможностях и поможет подобрать доступный речевой материал. Например: слогом «ти» можно заменить слова кати, лети, птичка, тихо…


«Повтори»  и «Скажи» - не помощники

Не просите ребенка сказать или повторить.  Очень часто подобные просьбы приводят к речевому негативизму.

Как быть?  Играйте и во время игры озвучивайте то, что делаете. Слова должны быть простыми, а фразы – максимально короткими. («Ляля топ-топ. Ляля идёт», «Кубик (мячик) бух! Упал» Используйте в речи разные интонации – так ребенок не только научится повторять простые слова, но и будет делать это эмоционально, выразительно.

Вы задали ребенку вопрос, а он на него не ответил? После короткой паузы ответьте сами (формальный диалог). Этим Вы дадите речевой эталон, который поможет ему в дальнейшем.

Не ждите быстрых результатов. Пройдет несколько дней, а может и недель, прежде чем ребенок начнет повторять за Вами. Главное – спокойно общаться, вовлекая в свою игру или присоединяясь к его.

Игрушки и  речь

Игрушки помогают привлечь внимание к речи, знакомят с новыми словами, учат пользоваться предлогами и строить фразы. Важно помнить, что развивает не сама по себе игрушка, предмет, а те действия и манипуляции, которые малыш с ними производит, которые вы оречевляяете.

Как правильно играть с предметами, чтобы в речи  появлялись новые слова?

Существительные. Возьмите куклу, покажите, назовите, что это: «Смотри – кукла!» Продемонстрируйте все те разнообразные действия, которые с ней можно выполнять. Сначала новое слово тесно связывается с тем предметом, который так назвали. Расширение понятия «кукла», идет постепенно.

Глаголы. Просите ребенка совершить с игрушкой какие-либо действия (куклу можно кормить, баюкать…). Появление в речи ребёнка глаголов – хороший знак Они очень хорошо «притягивают» к себе существительные, прилагательные, формируя фразу.

Прилагательные.  Рассказывайте в игре о различных качествах того предмета, которым вы в настоящий момент играете. Кукла может быть нарядная, большая или маленькая... Любимая мягкая игрушка – мягкая, пушистая, нежная, ласковая, тёплая. «Потрогай, какая собачка у нас мягонькая. Вот какая! Пушистая, белая. Давай собачку погладим. Вот так, вот так - смотри, как ей приятно».

Наречия. И снова комментируем. Мячик летит высоко, далеко; машинка едет быстро, а черепашка ползет – медленно. У мишки каши много, а у собачки – мало. В комнате игрушки прибрали: «Вот как стало чисто!».

Чтобы слова появились и закрепились в речи необходимо многократное повторение. Озвучивайте признаки предметов и действий, и ребенок начнет использовать их в своей речи. Фразы, которые Вы используете в игре, являются эталоном, поэтому не усложняйте их. Оптимальным будет простое предложение из 2-4 слов.

Детская литература

Книги должны быть с хорошими красочными иллюстрациями каждого сюжета. Читайте народные сказки с повторами, чтобы побуждать  к повторению («Колобок, колобок, я тебя...).

Эффективно и договаривание последних слогов, а потом и слов в ритмичных стихотворениях (Ехали медве... на велосипе...). Станьте артистами, покажите(инсценируйте) с ребенком знакомые стихи (короткие), сказки с незамысловатым сюжетом

Речь в повседневной жизни

Чтобы речь малыша развивалась, вовсе не обязательно организовывать специальные занятия и тратить час-полтора ежедневно  на логопедические игры! Проговаривайте всё, что делаете: манипулируя игрушками, называйте их цвет и те действия, которые можно с ней производить. Используйте  режимные моменты (подъем  и отход ко сну, умывание, одевание…)  для пополнения словаря новыми словами и закрепления уже знакомых.

Иногда ребенок не понимает наши словесные просьбы и инструкции, так как действие слишком обобщено. Например: «Прибери игрушки!» Что значит «прибери»? Куда их прибрать? Что сначала убрать,  что потом?»  Делите деятельность на составляющие её действия и озвучивайте их: «Давай приберем игрушки. Сначала машинки поставим в гараж – вот. Поставили. Теперь давай мячи положим в корзину. Положили. Теперь кубики нужно собрать. Давай уберем их в коробку». Так ребенок не только пополняет словарь, но еще и учится понимать и использовать в речи предлоги, правильно строить простые фразы.

В заключении. Все ваши предложения должны быть короткими и простыми. Делайте паузы, а если задаёте вопрос – давайте ребенку возможность ответить. Даже если он произнес что-то непонятное или вовсе молчит – непременно ответьте ему. Со временем он и сам охотнее начнет озвучивать свои желания и действия. Первые фразы будут состоять из двух слов (существительное и глагол).

Дайте ребенку почувствовать, что речь – это здорово, интересно, полезно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л.П. Голубева Развитие речи неговорящих детей

Развитие произносительной стороны речи находится в тес­ной взаимосвязи с развитием понимания речи, С работой над развитием представлений, восприятий, чтением, письмом. Расширение кругозора...

«Влияние зрительного восприятия на развитие речи неговорящего ребенка раннего и младшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи».

Статья будет полезна логопедам, воспитателям, родителям, столкнувшимся с проблемой - неговорящий малыш! Как опираясь на зрительное восприятие, можно вызвать речь, стимулировать ее развитие. В статье п...

Советы логопеда по развитию речи неговорящих детей

Практические рекмендации для родителй по развитию речи неговорящих детей....

Развитие речи неговорящих детей. В помощь родителям.

Ребенку нужно научиться: Подражать звукам окружающей среды и повторять простые звуковые комплексы.  Обучение ребенка произнесению простых звуковых комплексов и звукоподражаний животных – хор...

Родителям о развитии речи неговорящих детей

рекомендации для родителей по развитию импрессивной речи...

Развитие речи неговорящих детей.

Развитие речи неговорящих детей....

"Развитие речи неговорящих детей"

Ребенку нужно научиться:Подражать звукам окружающей среды и повторять простые звуковые комплексы.  Обучение ребенка произнесению простых звуковых комплексов и звукоподражаний животных – хор...