Еженедельная совместная работа логопеда и воспитателей.
картотека по логопедии (подготовительная группа)

ПАЛАПИНА СВЕТЛАНА БОРИСОВНА

Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы: • логопедические пятиминутки; • подвижные игры и пальчиковая гимнастика; • игры на развитие лексико – грамматических категорий и связной речи; • индивидуальная работа; • рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vechernee_zadanie_vospitatelyam_podgotovitelnaya_gruppa.docx152.65 КБ

Предварительный просмотр:

Дата                              

ТЕМА:                   «Осень в стихах поэтов».

               Вечернее задание

УЧЁТ

Упражнение на дыхание

«Осенние листочки». На уровне рта на ниточках подвешены разноцветные листья деревьев. Медленно набираем воздух через нос. Следим, плечи не поднимаются. Вытягиваем губы трубочкой, дуем, не раздувая щёк.

       Пальчиковая гимнастика

«Осень»;

«Вышел дождик на прогулку».

Художественная

литература

А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Унылая пора! Очей очарование…»

Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Л.Толстой «Осень обсыпается весь наш бедный сад…»

П.Н. Плещеев «Осень наступила…»

Связная речь

Заучивание наизусть стих-ия «Осень»,

повторить стихотворение «Дуб».

Лексика

Осень. Месяцы. Периоды. Приметы. Рассматривание картины Левитана «Золотая осень», картины Шишкина.

Грамматика

Употребление в речи относительных прилагательных.

-Упражнение «Сосчитай листочки».

Игры по лексической теме:

«Подбери признаки» - осень- ранняя, золотая, дождливая и т.д.

«Узнай стихотворение по отрывку»

«Подбери действия» -осень – наводит грусть, …

Звуко-слоговая структура слов, фонематический слух

Индивидуально-подгрупповая работа:

Дата                            

ТЕМА:                «Фрукты. Сад. Овощи. Огород».

               Вечернее задание

УЧЁТ

Упражнение на дыхание

«Узнай овощ, фрукт» - понюхать и узнать по запаху предложенный овощ или фрукт.

Пальчиковая гимнастика

«Хозяйка однажды с базара пришла…», «Капуста»;

«Апельсин», «Компот».

«Слива»(игра с массажными мячиками)

Художественная

литература

Л.Н.Толстой «Косточка»

Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники»

Я. Тайц «По ягоды»

РНС «Вершки и корешки»

Связная речь

-Составление рассказов об овощах по алгоритмам.

-Составление загадок – описаний о фруктах с опорой на картинки.

-Пересказ рассказа «Как яблоки собирают».

Лексика

-Актуализация словаря по теме. Отгадывание и толкование загадок.

-Игра «В огороде у козы Лизы»

Грамматика

«Весёлый повар» - образование относительных прилагательных по теме.

Игры по лексической теме:

«IV лишний»(овощи – фрукты; по цвету; по форме; едят сырыми – готовят)

«1-2-5» посчитай фрукты, овощи.

«Разрезные картинки» (по теме)

Звуко-слоговая структура слов, фонематический слух

Слоговой анализ слов – названий фруктов и овощей:

-«Погрузи урожай»

-«Кто больше составит слов?»

Индивидуально-подгрупповая работа:

Дата                              

ТЕМА:                      «Детский сад. Игрушки».

                 Вечернее задание

УЧЁТ

Упражнение на дыхание

«Мыльные пузыри» (или надувать шарики)

Пальчиковая гимнастика

«Игрушки»

Художественная

литература

В. Катаев «Цветик – семицветик»

Е. Серова «Нехорошая история»

А. Барто «Игрушки»

С. Я. Маршак «Мяч»

Связная речь

Составление описательного рассказа «Моя любимая игрушка»

Лексика

Актуализация словаря по теме. Отгадывание и толкование загадок по теме.

Грамматика

-«Подбери признаки» мяч- (какой?) упругий, резиновый, теннисный…

-«Подбери действия» мяч -(что делает?) прыгает, подскакивает, летит…

Игры по лексической теме:

- «Магазин игрушек»;

- «Чего не стало?»;

- «Узнай на ощупь»

-«1-2-5» - согласование кол.числит. с сущ.

Звуко-слоговая структура слов, фонематический слух

«Подними руку, когда услышишь   громкий звук» (произносить различные звуки, то тихо (но не шёпотом), то громко)

Индивидуально-подгрупповая работа:

Дата                    

ТЕМА:               «Лес осенью. Грибы. Ягоды».

           Вечернее задание

УЧЁТ

Упражнение на дыхание

Вызывание длительного выдоха:  «Кораблики» - дети дуют на кораблики в воде (кораблики можно сделать из скорлупок грецких орехов или бумаги).

Пальчиковая гимнастика

«Грибы»;«За ягодами».

«Этот пальчик в лес пошёл»;

Массаж грецкими орехами – между ладонями (по кругу) катаем, приговаривая:

Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.

Художественная

литература

В. Катаев «Грибы»

Я. Тайц «По грибы»

С. Аксаков «Грибы»

А.К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад…»

Связная речь

Пересказ рассказа «Последние ягоды»

Составление рассказа по алгоритму

«За ягодами»

Лексика

Новая лексика. Образование относительных прилагательных

Грамматика

Упражнение «Продолжи предложение»- упражнение в словоизменении существительных по падежам.

В лесу растёт много (чего?) волнушек,….

Мы пошли в лес (за чем?) за опятами,…..

-Упражнение«Назови ласково».

Игры по лексической теме:

-«Где вы были?» (координация речи с движением

-«1-2-5» (посчитай грибы)

-«IVлишний» (лесные и садовые ягоды; съедобные – несъедобные грибы)

Звуко-слоговая структура слов, фонематический слух

«Подними руку, когда услышишь звук [А

Индивидуально-подгрупповая работа:

Дата                      

ТЕМА:          «Ранняя осень. Деревья в наших парках».

  Вечернее задание

УЧЁТ

Упражнение на дыхание

«Осенние листочки». На уровне рта на ниточках подвешены разноцветные листья деревьев. Медленно набираем воздух через нос. Следим,  плечи не поднимаются. Вытягиваем губы трубочкой, дуем, не раздувая щёк.

Пальчиковая гимнастика

«Осень»; «Осенние листья».

Игра с массажными мячиками «СУ-ДЖОК»

между ладонями (по кругу) катаем, приговаривая:У сосны, у пихты, ёлки

Очень колкие иголки.

Но ещё сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник!

Художественная

литература

А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарование…»

Л.Н. Толстой «Дуб и орешник»

К. Ушинский «Спор деревьев»

Г. Скребицкий «Осень»

Связная речь

Пересказ рассказа «Осенние дожди», «Лес осенью» по  Г.Скребицкому

Лексика

Осень. Месяцы. Периоды. Приметы.

Новая лексика: пожухнуть, накрапывать, расписать; промозглый, проливной, моросящий, серые (дни); ненастно, пасмурно.

Грамматика

Образование и употребление относительных прилагательных от названий деревьев. Игра: «Разноцветные листья» - клён – кленовый и.т.д.

Игры по лексической теме:

-«1-2-5-9» - согласование количественных числительных и существительных.

-«IVлишний» - хвойные и лиственные деревья.

-«Чей лист? Ветка? Полено?» - относительные прилагательные.

Звуко-слоговая структура слов, фонематический слух

Индивидуально-подгрупповая работа:

Дата                      

ТЕМА:                   «Наш  город. Семья».

    Вечернее задание

УЧЁТ

Упражнение на дыхание

«Плыви кораблик»

Пальчиковая гимнастика

«Этот пальчик дедушка…»,

«Мой город» авт.

Художественная

литература

В. Осеева «Просто старушка»

А. Барто «Вовка – добрая душа»

РНС «Гуси – лебеди»

РНС «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Связная речь

1.  Составление рассказа по плану.

- Назови адрес, по которому ты живёшь.

- Почему нужно знать свой адрес?

- Кому можно говорить свой адрес, а кому – нет?

2.  Составление рассказа «Моя улица» по плану.

Лексика

Станция «Кавказская», р. Кубань, ул. Красная, достопримечательности, фонтан, герб, гимн, флаг; новая лексика по теме «Семья».

Грамматика

Словообразование. Однокоренные слова: Кропоткин – кропоткинцы, кропоткинец, кропоткинский.

Игры по лексической теме:

-«Чей, чья, чьё?» - образование притяжательных прилагательных-

папа – папин, Таня – Танин и т.д.

-«Назови ласково» - мама – мамочка, мамуля, матушка, и т.д.

- «Сосчитай до пяти» - один кропоткинец, два кропоткинца и т.д.

Звуко-слоговая структура слов, фонематический слух

Индивидуально-подгрупповая работа:

Дата                                  

ТЕМА: «Откуда хлеб пришёл».

                                   Вечернее задание

УЧЁТ

      Упражнение на дыхание

«Мельница» - дети дуют на игрушки типа «флюгер»

Пальчиковая гимнастика

                  «Каша»

Художественная

литература

М. М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

В. Белоусов «Приключения ломтика»

М. Глинская «Хлеб»

Белорусская сказа «Лёгкий хлеб»

Связная речь

- Пересказ рассказа

Я. Тайца «Всё здесь»

- Составление предложений о труде хлебороба (с опорой на картинки).

- Отгадывание и толкование загадок о хлебе.

Лексика

Беседа о хлебе и рассматривание демонстрационного материала.

Грамматика

Словообразование. Однокоренные слова от слова хлеб.

- Игра «Кто больше придумает?»

Игры по лексической теме:

-«Чего не купишь в булочной?» - развитие слухового внимания (игра с мячом)

- «Что нужно пекарю?» - развитие зрительного внимания.

- «Отгадай (определи) на вкус»

Звуко-слоговая структура слов, фонематический слух

Индивидуально-

подгрупповая работа:

Дата                                  

ТЕМА: «Домашние животные и их детёныши».

Вечернее задание

УЧЁТ

Упражнение на дыхание

Упражнение «Корова» - на выдохе продолжительно тянуть му-у-у… Звук должен получиться ровным

Пальчиковая гимнастика

Упражнение с бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги:

2           3             4              5

Кусается сильно котёнок – глупыш,

5                   4             3                 2

Он думает: это не палец, а мышь (смена рук).

        2            3                4                5        

Но я же играю с тобою, малыш,

         5                4                     3                        2

А будешь кусаться – скажу тебе «Кыш!».

Художественная

литература

Л. Н. Толстой «Лев и собачка», «Пожарные собаки»

Г. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка»

Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца»

РНС «Маша и медведь», «Три медведя»

Связная речь

Составление описательного рассказа домашних  животных по схеме.

Пересказ «Бишка», «Коровка»

Толкование загадок по теме.

Лексика

Закрепление названий звукоподражаний (ржёт, блеет и т.д.); названий детёнышей дом. животных; названий жилищ.

Грамматика

-Упр.: «Кто, чем защищается?» - закрепление употребления сущ. в Т.п. (корова, коза – рогами)

Игры по лексической теме:

-«IV лишний» (домашние – дикие животные; дом. животные – дом. птицы; детёныши – взрослые)

-«Сосчитай до пяти» (домашние животные)

-«Кто как голос подаёт?»

-«Кого не стало?», «Кто прибавился?»

-«Кто с кем поменялся местами?»

Звуко-слоговая структура слов,

фонематический слух

-«Расставь по загонам» - слоговой анализ слов (названий дом животных)

Индивидуально-подгрупповая работа:

Дата                        

ТЕМА: «Защитники Отечества. Мужские профессии».

Вечернее задание

УЧЁТ

Упражнение на дыхание

 

Пальчиковая гимнастика

Вышли танки на парад,  «шагают» пальчиками

                                                                 по столу.

Стали строем ровно        ладони прижаты друг

                           в ряд .                              к другу.

Раз, два, три, четыре,           соединяют попарно

                           пять –               пальцы правой и

Очень просто их  считать.                   левой рук.                                        

Художественная

литература

А. Митяев   «Почему Армия родная?»

                     «Мешок овсянки»

Е. Благинина «Шинель»

С. Алексеев «Первая колонна»

Н. Иванова «Военные профессии»

Связная речь

Составление рассказов описаний о защитниках Родины.

Толкование загадок и пословиц по теме.

Бой отвагу любит.

Бой красен мужеством, а товарищ – мужеством.

Лексика

Подводник, зенитчик, пехотинец, доброволец, предатель, доблестный, трусливый, героический, отважный, сопротивляться.

Грамматика

-Упр.: «1-2-5-9» - согласование количеств. числ. и сущ-ных - пулемёт, пушка, автомат, самолёт, вертолёт, парашют,...

Игры по лексической теме:

-Игра «Один – много» (слова из предыдущей игры)

-Игра: «Кто чем управляет?»  (лётчик, капитан, танкист, пилот )

-

Звуко-слоговая структура слов, фонематический слух

-Упр.: «Определи на слух, какое слово самое длинное»      бомба, пуля, граната, мина.

-Слоговой анализ слов: тан –кист,    пи-лот

сол-дат

Индивидуально-подгрупповая работа:

Дата                              

ТЕМА: «Ранняя весна. Мамин праздник».

Вечернее задание

УЧЁТ

Упражнение на дыхание

Соединение одних и тех же пальцев рук, начиная с мизинцев, на ударные слоги стиха:           4-4                   3-3              2-2

Был он жёлтый, стал он белый.

Где теперь? (подуть , как на одуванчик,

и развести ладони.) Не наше дело!

Пальчиковая гимнастика

«Как у нас семья большая»

«Этот пальчик дедушка,..»

Художественная

литература

Е. Серова «Подснежник»

Е. Благинина «Мамин день»

В. Осеева «Просто старушка»

                  «Женский день»

А. Барто «Вовка – добрая душа»

Связная речь

-Отгадывание и толкование загадок по теме. Заучивание стихотворения «Разноцветный подарок»

-Упр.: «Объясни пословицу»

Где любовь да совет, там и горя нет.

Лексика

-Упр.: «Расскажи о маме по плану»

1.Как зовут. 2. Сколько детей.

3. Что делает дома. 4. Как выглядит твоя мама. 5. Как ты ей помогаешь.

Грамматика

-«Подбери признак»          (мама - (какая?); сестра -…; бабушка-…)

-«Назови ласково»           (мамуля, мамочка, матушка, мамуличка)

Игры по лексической теме:

-«Какое слово не подходит?» (бабушка, бабуля, бублик, бабуся; дочь, дочка, дочиста, дочурка)

-«1-2-5» (один маленький внук,…; один старший брат; одна младшая сестра; и т.д.)

-Упр.: «Выбери правильный ответ»

Мама старше дочки (иногда, всегда, никогда)

Бабушка – это (папина жена, мамина мама, соседка, мамина подруга, мамина сестра)

Звуко-слоговая структура слов, фонематический слух

Звуко – слоговой анализ слов

Мама      папа       бабушка      март

Индивидуально-подгрупповая работа:

Дата                            

ТЕМА: «Посуда. Продукты питания».

                                        Вечернее задание

УЧЁТ

Упражнение на дыхание

«Вдыхаем кулинарные ароматы»

(глубокий вдох – задержать дыхание – выдох)

Пальчиковая гимнастика

«Помощники», «Машина каша»

Художественная

литература

Братья Гримм «Горшок каши»

А. Гайдар  «Голубая чашка»

К. И. Чуковский «Федорино горе»

РНС  «Лиса и журавль»

Связная речь

-«Придумай загадку о посуде»

-«Пересказ и инсценирование сказки

К. И. Чуковского «Муха – Цокотуха»

Лексика

Актуализация словаря по теме.

-«Что куда положим?» (суп – в супницу: соль -…; селёдку - …; конфеты - …; и т.д.)

Грамматика

-«Что может быть?»                    (сладким, солёным,     жирным, горячим, холодным)

- «Перечисли известные тебе продукты» (молочные, мясные, кондитерские изделия)

- «Назови одну» (*фасоль – фасолина; горох-…; виноград-…; картофель-…и т.д.)

-«Из чего какое масло?» (*из кукурузы – кукурузное; из льна -…; из сои - …; из оливок -…;из подсолнечника - … )

Игры по лексической теме:

-«1-2-5-9» - согласование количественных числительных и существительных.

-«Что из чего – какое?» по теме

-«IV лишний» - (столовая, кухонная, чайная посуда).

Звуко-слоговая структура слов, фонематический слух

Деление на слоги названий предметов посуды и продуктов питания.

Индивидуально-подгрупповая работа:

Дата                                                

ТЕМА: «Наша Родина – Россия. Столица Родины - Москва».

Вечернее задание

УЧЁТ

    Упражнение на дыхание

На одном выдохе произносить как можно больше названий городов.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два – Москва.         Два хлопка в ладоши.

Три, четыре – мы в Сибири.                 То же.

Раз, два, три, четыре, пять –          соединяют

                            пальцы, начиная с большого.

Выходить в Москве опять.       «Шагают» по

                                                                 столу.  

«Моя страна»

Художественная

литература

М. Пришвина «Моя Родина»

Е. И. Осетров «Моя Москва»

Н. Забила «Наша Родина»

К. Д. Ушинский «Наше Отечество» -

пересказ текста.

Связная речь

-Заучивание и толкование пословиц по теме.

-Москва – это Красная площадь,

Москва – это башни Кремля,

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя.

Лексика

Закрепление и расширение словаря по теме.

(гимн, флаг, герб, крепость, белокаменная и т. д.) 

          Грамматика

-Упр.: «Составим семейку» (однокоренные слова: родина, родной, родители, род)

Игры по лексической теме:

-«Какое растение не растёт в России?»

развитие слухового внимания

Упр.: «Один – много» (город, берёза, балалайка, матрёшка, площадь и т. д.)

Упр.: «Посчитай до 5» (см. слова из упр-ия «Один – много»)

Звуко-слоговая структура слов, фонематический слух

Звуко-слоговой анализ слова  МОСКВА

Упр.: «Где звук [ ж ]?» (подобрать, как можно больше слов со звуком [ ж ] в разных позициях: начало, середина, конец слова).

Индивидуально-подгрупповая работа:

Дата                              

ТЕМА:                              «Почта. Профессии.».

Вечернее задание

УЧЁТ

Упражнение на дыхание

«Футбол», «Забей мяч в ворота»

Пальчиковая гимнастика      

                                                 

- «Что принёс нам почтальон?»

Почтовый ящик открываем,           сжимание и

                                          разжимание кулачков

Сколько писем! Посчитаем?                  пальцы

                      разжаты и сильно оттопырены.

Кате, Ване, Михаилу,                    загибают по

Александру           одному пальчику на каждой    

и Данилу.                    руке, начиная с мизинца.

Художественная

литература

Дж. Родари, «Какого цвета ремёсла?»

                      «Чем пахнут ремёсла?»

С.Я. Маршак, «Почта»

Братья Гримм, «Бременские музыканты»

Я. Аким, «Неумейка»

Связная речь

Беседа о работе почтальона.

Отгадывание загадок о почте

 (с объяснением).

             Лексика

Новая лексика по теме. (бандероль, сургуч, марка

Грамматика

Игра: «Подбери признак»

*газета (какая?)_свежая, старая; открытка (какая?)…; письмо; журнал; посылка; марка; почта; ящик.

Игры по лексической теме:

«Кто где работает?»

«Кому что нужно для работы?»

«Подбери предмет» почтовый (что? кто?) – голубь, ящик, вагон; почтовая (что?) марка, сумка, посылка, открытка; почтовое (что?) письмо.

Звуко-слоговая структура слов, фонематический слух

Игра «Хлопай, не зевай». Произносится ряд слов, хлопать на слова со звуком [ ч ]

Зуко-буквенный анализ      ПОЧТА

Правописание ЧА, ЧУ

Индивидуально-подгрупповая работа:

Дата                                    

ТЕМА:                     «Труд людей весной».

Вечернее задание

УЧЁТ

Упражнение на дыхание

Пальчиковая гимнастика

Граблями сгребаем мы мусор с земли,

Чтоб к свету росточки пробиться смогли.

Руки, как грабельки, скребут по шершавой поверхности подушечками пальцев (на ударные слоги).

Художественная

литература

РНС «Вершки и корешки»

Я. Тайц «Послушный дождик»

Ю. Крутогоров «Дождь из семян»

Я. Дягутите «Руки человека»

Связная речь

-Пересказ: «Весенние заботы», «Весенний сев»

-Толкование пословиц по теме:

Весенний день – год кормит.

Весной не поработаешь – зимой не поешь.

Лексика

Составление рассказа по картине:

«Труд людей весной»

Грамматика

-Упр.: «Продолжи предложение» Весной в огородах люди копают, перекапывают, окапывают, сажают, пересаживают, сеют..)

-Упр.: «Исправь предложение»

Цветы полили потому, что они выросли.

-Упр.: «Какое слово не подходит?»

Семя, семечко, Семён, семена;

Сад, ссадина, садик, садовый, садовод.

Игры по лексической теме:

-«Четвёртый лишний» (орудия труда;

*поливать, удобрять, пасти, сажать и т. д).

-«Кто что делает?» (тракторист, комбайнёр, хлебороб, садовод и т. д.)

-«Сосчитай до пяти» (* одна перекопанная грядка, две…; один прополотый ряд, два…; садовый инвентарь)

Звуко-слоговая структура слов, фонематический слух

Звуко – слоговой анализ слова     КЛУМБА

Индивидуально-подгрупповая работа:

Заучивание и быстрое проговаривание скороговорки:

От топота копыт пыль по полю летит.

Дата                              

ТЕМА:                                        «Космос».

Вечернее задание

УЧЁТ

Упражнение на дыхание

 

Пальчиковая гимнастика

Вокруг Земли Луна летает,

А вот зачем – сама не знает.

Два грецких ореха или маленьких каучуковых

мячика ребёнок держит в одной руке и вращает их одним вокруг другого (по типу китайских шаров).

Художественная

литература

В. Баруздин «Первый в космосе»

К. Булычёв «Тайна третьей планеты» (главы)

Заучивание стихотворения «Космонавт»

Связная речь

- Отгадывание и толкование загадок по теме.

- Ответы на вопросы, пересказ

«Почему солнце всходит и заходит?»

«Космические станции»

Лексика

Расширение словаря по теме (астроном, телескоп, невесомость, отсек, скафандр, затмение, туманность, комета, орбита и т.д.)

Грамматика

- Упр.: «Собери предложения»

(Луна, это, Земля, спутник; Луна, Земля, меньше;

Луна, вращаться, Земля, вокруг).

Игры по лексической теме:

-Упр.: «Посчитай от 1 до 5»

(одно яркое созвездие, два ярких созвездия и т.д.;

одна космическая станция, две…;

один искусственный спутник, два…и.т.д.)

-Упр.: «Что делает?» (орбитальная станция, спутник, командир, космонавт)

-Упр.: «Скажи наоборот» (улететь – прилететь, взлетать -…; высоко - …; темно -…; ярко -..; тесно -…;далеко -…)

Звуко-слоговая структура слов,фонематический слух

-Упр.: «Придумай слова со звуком [щ]»

- Упр.: «Назови гласные» - совершенствование навыков фонематического анализа (луна, спутник, космонавт, Марс и т.д.)

-Звуко – слоговой анализ        КОСМОС

Индивидуально-подгрупповая работа:

Дата                              

ТЕМА: «Рыбы (пресноводные, морские, аквариумные)».

Вечернее задание

       УЧЁТ

Упражнение на дыхание

Заучивание скороговорки «Ехал Грека через реку…»

Пальчиковая гимнастика

«Рыбка»

 «Речные рыбы»

Художественная

литература

Н. Носов «Карасик»

РНС «По щучьему веленью»

А.С. Пушкин

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Е. Пермяк «Первая рыбка»

Связная речь

Пересказ рассказов:

«Как крабик дом искал»,

«Лёвушка – рыбак».

Лексика

-Упр.: «Назови ласково» *карась – карасик, сом – сомик и т.д.

-Упр.: «Кто чем питается?» -упражнять в употреблении творительного падежа сущ –ых.

Грамматика

-Упр.: «Чьи хвосты, плавники, жабры?» (щучий, акулий и т.д.)

Игры по лексической теме:

-«IV лишний» (речные, морские, аквариумные рыбы)

-«Кто где живёт?» (морские, пресноводные)

-Упр.: «Кто приплыл?» - развитие зрительного внимания.

Звуко-слоговая структура слов, фонематический слух

Упр.: «Разноцветные кружки»

(совершенствование навыков фонематического анализа)

СОМ           ЩУКА          УЖИ

Индивидуально-подгрупповая работа:

Дата                            

ТЕМА:  «Мебель».

                   Вечернее задание

       УЧЁТ

Упражнение на дыхание

«Карандаш»

Пальчиковая гимнастика

«Много мебели в квартире»

«Наша квартира»

Художественная

литература

В. Маяковский «СТИХИ» («Нужные работники – столяры и плотники!»)

С.Я. Маршак «Откуда стол пришёл?», «Кошкин дом».

РНС «Три медведя»

К. И. Чуковский «Мойдодыр»

Связная речь

-Отгадывание и толкование загадок по теме.

-Заучивание скороговорок

Лексика

Расширение словаря по теме.

Грамматика

-Упр.: «Какой? Какая? Какие?» -

образование относительных прилагательных (стенка из дуба – дубовая; кровать из берёзы – берёзовая и т.д.)

-Упр.: «Самый – самый» 

(стол узкий, а скамейка ещё уже;

диван широкий, а тахта ещё шире)

Игры по лексической теме:

-Упр.: «Посчитай от 1 до 5» (согласование числительных и названия предметов мебели)

- Игра «Четвёртый лишний» (мебель и бытовая техника и д. р.)

-Игра «Разрезные картинки» (по лексической теме)- Р. зрительного внимания.

Звуко-слоговая структура слов, фонематический слух

-Игра «Новая квартира» - совершенствование навыков слогового анализа (сначала мебель в названии которой два слога ди-ван, стен-ка, ко-мод, пол-ка, затем девочки с одним слогом шкаф, стул, стол, пуф, а мальчики с тремя тум-боч-ка и т. д.)

Индивидуально-подгрупповая работа:

Дата                              

                         ТЕМА:           «День Победы».

Вечернее задание

       УЧЁТ

Упражнение на дыхание

«»

Пальчиковая гимнастика

«Вышли танки на парад»

«Раз, два – Москва»

Художественная

литература

Л. Толстой «Два товарища»

А. Митяев «Мешок овсянки»,

«Почему армия родная»

О. Дриз «Мы мужчины»

Рассказы для детей о войне.

Связная речь

Пересказ прочитанных рассказов

Лексика

Расширение словаря по теме.

Грамматика

-Упр.: «Подбери признак»

*салют – какой?...; солдат – какой?...; армия - какая?... и т. д.

-Упр.: «Скажи наоборот»  

Смелый -….; сильный - … и т. д.

Игры по лексической теме:

-Упр.: «Один – много» -

*один боец – много бойцов,

один солдат – много солдат и т. д.)

-Упр.: «Посчитай от 1 до 5» (согласование числительных и названий военной техники, военных разных род войск).

-Упр.: «Кто лишний» 

(гражданские профессии и военные)

Звуко-слоговая структура слов, фонематический слух

    Звуковой анализ слов

ТАНК   АВТОМАТ  СОЛДАТ

Индивидуально-подгрупповая работа:

Дата                                  

ТЕМА:         «Насекомые. Пауки ».

Вечернее задание

УЧЁТ

Упражнение на дыхание

Пальчиковая гимнастика

Художественная

литература

Связная речь

Лексика

Грамматика

Игры по лексической теме:

Звуко-слоговая структура слов, фонематический слух

Индивидуально-подгрупповая работа:

Дата                                  

ТЕМА:         «Домашние птицы».

Вечернее задание

УЧЁТ

Упражнение на дыхание

«Сдуй пёрышко»

Пальчиковая гимнастика

«Утята»

Художественная

литература

Х.К.Андерсен «Гадкий утёнок»

«Петушок – Золотой гребешок»

«Лиса, заяц и петух»

Связная речь

-Составление описательных рассказов по плану.

Лексика

Закрепление названий звукоподражаний (болбочет и т.д.; названий птенцов дом. птиц;

Грамматика

-«Подбери признаки» цыплёнок – (какой?)…

-«Подбери действия» (курица – кудахчет, высиживает и т.д.)

Игры по лексической теме:

-«IV лишний» (домашние – дикие птицы; взрослые – птенцы.)

-Упр.: «Посчитай от 1 до 5» (согласование числительных и названий домашних птиц)

-«Кто как голос подаёт?»

Звуко-слоговая структура слов, фонематический слух

-«Сосчитай и назови звуки» (три гласных ААУ, АУА, АУО и т.д.)

Индивидуально-подгрупповая работа:

Дата                                      

ТЕМА:    « Дикие животные готовятся к зиме. Кто как зимует».

Вечернее задание

УЧЁТ

Упражнение на дыхание

Пропевание песенки волчонка: уууУУУ.

Пальчиковая гимнастика

 1-2     1-3            1-4       1-5

 Ёж, медведь, барсук, енот

  1-5     1-4         1-3    1-2

Спят зимою каждый год (смена рук).

   1-2      1-3     1-4     1-5

Волка, зайца, рысь, лису

1-5 1-4          1-3       1-2

И зимой найдёшь в лесу.

-«Есть у каждого свой дом»

Художественная

литература

 Е. Чарушин «Заяц», «Лисята»

Л. Толстой «Белка и волк»

РНС «Лиса и журавль», «Хвосты»

И. Соколов – Микитов «В берлоге»,

«На лесной дороге»

Связная речь

Пересказ рассказа «Ёж», «Ежиная семейка»

Лексика

Придумывание загадок – описаний диких животных.

Грамматика

«У кого кто?»  - образование существительных с суффиксами  

-онок-, -енок-, -ат-, -ят-.

Игры по лексической теме:

-Упр.: «Посчитай от 1 до 5» (согласование числительных и названий диких животных)

-«IV лишний» (домашние – дикие животные; взрослые –детёныши.)

-«Чей, чья, чьё?» - образование притяжательных прилагательных.

Звуко-слоговая структура слов, фонематический слух

- Игра «Закончи слово»

Индивидуально-подгрупповая работа:

Дата                                    

ТЕМА:                              «Комнатные растения».

Вечернее задание

УЧЁТ

Упражнение на дыхание

Глубокий вдох через нос – продолжительный выдох через рот.

Пальчиковая гимнастика

«Наши алые цветы»

«На окне в горшочках»

Художественная

литература

В. Катаев «Цветик – семицветик»

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»

Связная речь

Составление краткого описания комнатных растений по плану, данному воспитателем.

Лексика

Отгадывание загадок о комнатных растениях с объяснением.

Грамматика

Упр.: «Какой? Какая? Какие?» - согласование прилаг. с существ.

Игры по лексической теме:

-«IV лишний» (комнатные растения и другие цветы)

-«Что изменилось?» - развитие зрительного внимания.

-Упр.: «Посчитай от 1 до 5» (согласование числительных и названий комнатных растений)

Звуко-слоговая структура слов, фонематический слух

-«Подбери слова» - подбор названия комнатного растения на заданные звуки

  [а]          [к]          [ф]        [г]             [б]

алоэ      кактус   фикус   герань   бегония

аспарагус           фиалка

Индивидуально-подгрупповая работа:

Дата                          

ТЕМА:             «Одежда. Обувь. Головные уборы».

Вечернее задание

УЧЁТ

Упражнение на дыхание

Пальчиковая гимнастика

«Ботинки»

«Новые кроссовки»

Художественная

литература

Ш. Перро «Кот в сапогах»,

«Красная шапочка»

Г.Х. Андерсен «Новый наряд для короля».

РНС «Василиса Прекрасная»

А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане»

Связная речь

-Игра «Магазин» - составление рассказов – описаний об одежде.

- Толкование загадок по теме.

Лексика

-Упр.: «Объясни словечко» - телогрейка, треух, валенки, ушанка,

задник, голенище, пуховик.

Грамматика

-Упр.: «Подбери предмет к признаку» удобные – тапочки,

ситцевое – платье и т. д.

-Упр.: «Скажи наоборот»  (закрепление употребления антонимов) короткий – длинный, тёмный – светлый, и т. д.

Игры по лексической теме:

-«IV лишний» (одежда, обувь, головные уборы)

-Упр.: «Посчитай от 1 до 5»

- Упр.: «Что из чего – какое?»

Звуко-слоговая структура слов, фонематический слух

Слоговой анализ слов – названий обуви, одежды, головных уборов.

Индивидуально-подгрупповая работа:

Дата                        

ТЕМА:                  « ОБЖ. Электроприборы».

Вечернее задание

УЧЁТ

Упражнение на дыхание

«Задуй свечу»

Пальчиковая гимнастика

Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок так, чтобы он весь уместился в его кулачке.

Художественная

литература

М. Манакова «Как не попасть в беду»

Б. Житков «Пожар», «Дым», «Пожар в море»

С.Я. Маршак «Кошкин дом»

Л. Толстой «Пожарные собаки»

Связная речь

Составление рассказа:

-«Зачем нужны электроприборы?»

-«Что было, когда не было электричества?»

Лексика

Отгадывание и толкование загадок по теме.

Грамматика

-Упр.: «Скажи наоборот»  (закрепление употребления антонимов): включить – выключить, холодный – горячий, и т. д.

-Упр.: «Что делают наши домашние помощники?» - образование глаголов от сущ-ых пылесос – пылесосит, и т. д. 

Игры по лексической теме:

-Упр.: «Посчитай от 1 до 5» (электроприборы): 1 стиральная машина,..; одна новая кофемолка,..; 1 двухкамерный холодильник,.. и т.д.

-«IV лишний»( электроприборы – мебель)

-Упр.: «Один – много»

Звуко-слоговая структура слов, фонематический слух

-Упр.: «Живые слова»

ТАК – ТОК – ТУК – ТИК

Выкладывание из разрезной азбуки, звуковой анализ каждого слова.

Индивидуально-подгрупповая работа:

Дата                      

ТЕМА:                  « Зима. Новогодняя ёлка».

Вечернее задание

УЧЁТ

Упражнение на дыхание

«Подуем на снежинку»

Пальчиковая гимнастика

- «Подарки»

- «На ёлке»

Художественная

литература

С.Я. Маршак «12 месяцев»

С. Дрожжин «Дедушка Мороз»

З. Александрова «Дед Мороз»

РНС «В гостях у дедушки Мороза»

Связная речь

-Составление рассказа по картине «На празднике»

-Пересказ рассказа «Птичья ёлка»

Лексика

-Упр.: «Чем украсим нашу ёлку?» - ребёнок должен назвать как можно больше ёлочных украшений.

Грамматика

-«Исправь ошибку» - работа над деформированной фразой

Ёлка зажглась на лампочках. и т.д.

Игры по лексической теме:

-Упр.: «Чего не стало?» (по игре «Украшаем ёлку») – развитие зрительного внимания

-Упр.: «Назови действие» - мороз – трещит, щиплет, кусает; дети – гуляют, катаются, веселятся и т. д.

-Упр.: «Подбери признак» - мороз (какой?), снег (какой?), зима (какая?) 

Звуко-слоговая структура слов, фонематический слух

-«Какое слово короче?» - снег – снежок, снежок – снежинка, маска – маскарад, ёлка – хоровод, Снегурочка – снежинка.

Индивидуально-подгрупповая работа:

Повторение стихов к Новогоднему утреннику.

Дата                        

ТЕМА:                  «Спорт. Виды спорта».

Вечернее задание

УЧЁТ

Упражнение на дыхание

«Забей мяч в ворота»

«Футбол»

Пальчиковая гимнастика

«Дружба»

Художественная

литература

А. Барто «Верёвочка»

РНС «Лиса и рак»

Немецкая сказка «Заяц и ёж»

Связная речь

Пересказ сказки «Заяц и ёж»

Лексика

Словообразование существительных обозначающих спортсменов:

Теннис – теннисист, теннисистка

Грамматика

Образование и употребление приставочных глаголов от бежать.

Игры по лексической теме:

-«IV лишний»(спортивный инвентарь – игрушки)

- «Что мы видели не скажем, а что делали. покажем»

-«Подбор признаков и действий к предмету» спортсмен (какой?) сильный, выносливый; тренируется, побеждает и т.д.

Звуко-слоговая структура слов, фонематический слух

Упр.: «Поймай звук» - дети хлопают в ладоши, если услышат звук [    ]

Индивидуально-подгрупповая работа:

Дата                          

ТЕМА:                      «Транспорт. ПДД».

    Вечернее задание

УЧЁТ

Упражнение на дыхание

Голосовые упражнения «Самолёт летит» - дети долго тянут звук у-у-у меняя силу голоса. Запусти самолёт.

Пальчиковая гимнастика

Автобус, троллейбус, машина, трамвай –

О них ты на улице не забывай (смена рук).

В морях – корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

Художественная

литература

Б. Житков «Железная дорога»

И. Калинина «Как ребята переходили улицу»

М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице»

Б. Житков «Как пароход подняли со дна»

Связная речь

-Пересказ рассказа «Кто сильнее?»

- Отгадывание и толкование загадок по теме.

Лексика

Расширение словаря по теме (виды транспорта)

Грамматика

-Упр.: «Назови одним словом» - возит молоко, возит воду, мешает бетон, укладывает трубы).

Игры по лексической теме:

-Упр.: «Посчитай от 1 до 5» - согласование числ. с сущ. по теме

-«IV лишний»(наземный, водный, воздушный, специальный)

-«Закончи предложение» - закрепление названий профессий на транспорте.

Звуко-слоговая структура слов, фонематический слух

-Упр.: «Раздели на слоги» - прохлопать название различного транспорта

Ма-ши-на, са-мо-лёт, ка-тер, ве-ло-си-пед и т. д.

Индивидуально-подгрупповая работа:

Дата                      

ТЕМА:                  «Зимние забавы».

Вечернее задание

УЧЁТ

Упражнение на дыхание

«Заморозь ладошки»

«Подуй на снежинку»

Пальчиковая гимнастика

   Две пробки от пластиковых бутылок – это «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них «как ноги». Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной поры!

Художественная

литература

И.З. Суриков «Детство»

Н. Носов «Горка»

С. Чёрный «Мчусь, как ветер, на коньках…»

В. Одоевский «Мороз Иванович» (сказка)

Связная речь

Инсценирование сказки  «Лисичка – сестричка и серый волк»

-Отгадывание и толкование загадок по теме.

Лексика

Закрепление лексики по теме – полозья, лом, прорубь, слалом, шайба; искристый, липкий, подлёдная (рыбалка), крещенские (морозы).

Грамматика

-«Закончи предложение одним и тем же слово «снеговик» в нужной форме»

-«Собери предложение» (деформированная фраза)

Игры по лексической теме:

-«Что мы видели не скажем, а что делали – покажем»

-«Найди отличия»

-«IV лишний»

Звуко-слоговая структура слов, фонематический слух

- Упр.: «Назови первый звук в словах»

Каток, коньки, клюшка, полозья, палки, трасса, прорубь, трамплин.

Индивидуально-подгрупповая работа:

Дата                      

ТЕМА:       «Строительство. Профессии машины и механизмы».

Вечернее задание

УЧЁТ

Упражнение на дыхание

Пальчиковая гимнастика

Строить «сруб» из спичек или счётных палочек. Чем выше и ровнее, тем лучше.

-«Строим дом для медвежат»

Художественная

литература

В. Маяковский «Кем быть?»

С. Баруздин «Кто построил этот дом?»

М. Пожарова «Маляры»

Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла?»

«Какого цвета ремёсла?»

Связная речь

-Составление предложений о строителях (с опорой на картинки) –расширение глагольного словаря.

-Сравнительно-описательные рассказы (топор – молоток, лопата- мастерок, лопата – совок)

Лексика

Закрепление лексики по теме. Введение новой лексики: фундамент, кровельщик, бульдозерист, паркетчик, котлован, плиточник, свая, благоустраивать железобетонный, комфортабельный.

           Грамматика

-Упр.: «Подбери признак»

топор – острый, тяжёлый, железный.

-Упр.: «Скажи наоборот»  (закрепление употребления антонимов):

Гвоздь острый - а болт…,

Топор тяжёлый, а отвёртка - …. .

Игры по лексической теме:

-Упр.: «Посчитай от 1 до 5» - согласование числ. с сущ. по теме

-Упр.: «Что бывает?» - каменным, стеклянным, металлическим.

-Упр.: «Кто, что делает?», «Кому это нужно?»

Звуко-слоговая структура слов, фонематический слух

Определи на слух самое короткое слово:

Строитель, каменщик, дом, стекольщик.

-Упр.: «Назови предметы, в названиях которых есть звук [ л ]: лопата, пила, игла,блок.

Индивидуально-подгрупповая работа:

Дата                          

ТЕМА:                    «Человек и части тела».

              Вечернее задание

УЧЁТ

Упражнение на дыхание

Пропевание гласных звуков (начинать низким, а заканчивать высоким) А-О-У

Пальчиковая гимнастика

«Части тела»

«Этот пальчик хочет спать»

Художественная

литература

Я. Аким «Жадина»

Э. Шим «Не смей»

Саша Чёрный «Про Катюшу»

О.Дриз «Мы мужчины»

Связная речь

-Отгадывание и толкование загадок по теме.

«Всегда во рту, а не проглотишь»

«Пять братьев годами равные, а ростом разные»

-Объясни пословицы: Голова – всему начало. 

Глаза боятся, а руки делают.

Лексика

Названия частей тела человека и их функции.

Грамматика

-Упр.: «ОН И Я» - преобразование глаголов 3л. в форму 1-го л.

Он ест – я ем, он нюхает – я нюхаю и т. д.

Игры по лексической теме:

-Упр.: «Подбери действие»  -  что можно делать? – глазами, руками, ногами,зубами. 

-Упр.: «Один – много»

*лоб – лбы, рот – рты и т.д.

-Упр.: «Посчитай от 1 до 5» - согласование числ. с сущ. по теме

Звуко-слоговая структура слов, фонематический слух

Игра «Телеграф» - деление слов на слоги

ЛОК-ТИ, ГО-ЛЕ-НИ, ПЯТ-КА, РУ-КА

Составление схемы слова      ГУБЫ

Индивидуально-подгрупповая работа:

Дата                                    

ТЕМА:           «Дикие животные жарких стран. Севера».

Вечернее задание

УЧЁТ

Упражнение на дыхание

Пальчиковая гимнастика

«В саванне» №156

Художественная

литература

«Айога» - нанайская сказка

Д.Р. Киплинг рассказы из «Книги джунглей»

Б. Житков «Как слон спас хозяина от тигра»

«Кукушка» - ненецкая сказка.

Связная речь

- Составление описательных рассказов о животных жарких стран, севера по плану.

- Упр.: «Что общего и чем отличаются?»

Заяц и кенгуру, попугай и воробей, жираф и коза.

Лексика

Закрепление названий животных и детёнышей жарких стран, севера. Части их тела – ласты, клыки и т.д.

Грамматика

- «Большой – маленький»

- «У кого чей хвост?» - закрепление употребления  притяжательных прилаг.

Игры по лексической теме:

-Упр.: «Посчитай от 1 до 5» - согласование числ. с сущ. по теме

-Упр.: «У кого кто?»

-Упр.: « IV лишний» (жарких стран – севера; хищные – травоядные)

Звуко-слоговая структура слов, фонематический слух

Деление на слоги названий животных жарких стран, севера.

Индивидуально-подгрупповая работа:

Дата                                    

ТЕМА:                   « Зима. Зимующие птицы».

Вечернее задание

УЧЁТ

Упражнение на дыхание

«Перышко лети»

Пальчиковая гимнастика

«Кормушка»

«Птички»

Художественная

литература

М. Горький «Воробьишко»

Л.Н. Толстой  «Хотела галка пить»

                         «Ворона и рак»

В. Бианки «Синичкин календарь»

Г. Скребицкий «На лесной полянке»

Связная речь

Составление описательного рассказа зимующей птицы «Дятел»

Лексика

«Подбери родственные слова к слову снегирь – снег, снеговик, снегурочка, снегирёнок, снегириха.

Грамматика

-Образование глаголов от слова «летать» - у-, за-, под-, от-, пере-, вы-, об-, по-.

Игры по лексической теме:

-«IV лишний» (зимующие, перелётные, домашние птицы)

Упр.: «Улетают – не улетают»

Упр.: «Кто как голос подаёт?»

Звуко-слоговая структура слов, фонематический слух

Упр.: «Прошагаем слова»

ВО-РО-НА, СИ-НИ-ЦА, СО-ВА, ВО-РО-БЕЙ, СНЕ-ГИРЬ.

Индивидуально-подгрупповая работа:

Дата                                    

ТЕМА:                «Весна в природе. Первоцветы».

Вечернее задание

УЧЁТ

Упражнение на дыхание

-«Подуем на бабочку»

 

Пальчиковая гимнастика

-«Цветок»

-Соединение одних и тех же пальцев рук, начиная с мизинцев, на ударные слоги стиха:

     5-5       4-4          3-3      2-2           1-1

Был он жёлтый, стал он белый. Где теперь? (подуть, как на одуванчик, и развести ладони.) Не наше дело!

Художественная

литература

К.Д. Ушинский «Четыре желания»

Ф.И.Тютчев «Весенние воды»

А. Толстой «Колокольчики»

Е. Серова «Подснежник»

Связная речь

Составление рассказов по темам:

-«Чем тебе нравится весна»

-«Весенние изменения в природе»

Лексика

Закрепление лексики по теме

В.В. Коноваленко стр. 84

Грамматика

-Упр.: «Какие цветы у …» -мимозы –жёлтые, круглые, душистые, пушистые; нарцисса, подснежника, мать-и-мачехи.

-Упр.: «Подбери предмет к признаку» - весенний – день, дождь, гром, праздник; весенняя -…, весенние -… .

Игры по лексической теме:

-Упр.: «Посчитай от 1 до 5» - согласование числ. с сущ. по теме

-Упр.: «Подбери действия» по теме солнце (что делает?)…, птицы, ручьи, почки, яблони, трава и т.д.

-Упр.: « IV лишний» (первоцветы – садовые цветы)

Звуко-слоговая структура слов, фонематический слух

Определи на слух самое короткое слово

 Роза, подснежник, мак, ландыш.

Индивидуально-подгрупповая работа:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно- исследовательская разработка « Совместная работа логопеда и воспитателя по коррекции речи старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием»

Научно- исследовательская разработка   « Совместная работа логопеда и воспитателя  по  коррекции речи старших дошкольников с  фонетико-фонематическим недоразвитием»...

Рабочая тетрадь совместной работы логопеда и воспитателя по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи и моторной сферы у детей 5-6 лет с ОНР.

Практическое пособие представляет собой сборник заданий,  дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи,  распределённых по лек...

Совместная работа логопеда и воспитателя над звукопроизношением

Работа логопеда и воспитателя различна при исправлении и формировании звукопроизношения. Она требует различных знаний, умений и навыков....

Перспективный план совместной работы логопеда и воспитателя в старшей группе по развитию мелкой моторики у детей с ОНР с использованием нетрадиционных форм работы

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Проблема изучения мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования учёных доказали исключит...

Семинар для воспитателей коррекционных групп: «Совместная работа логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию речи»

Коррекционная работа воспитателей групп компенсирующей направленности по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР...