"Моя педагогическая находка"
методическая разработка по логопедии

Лапутина Наталья Алексеевна

Представление опыта работы "Моя педагогическая находка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_pedagogicheskaya_nahodka.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день уважаемые жюри и коллеги! представлю вам мою педагогическую находку  «Подготовка  к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи  на основе современных технологий».

В настоящее время проблема подготовки детей к овладению  грамотой является актуальной и тем более усложняется при работе с детьми, имеющими нарушения речи. Ведь согласитесь, небольшие  речевые отклонения  в дошкольном возрасте иногда не беспокоят, но дело резко   меняется с началом школьного обучения, когда в период обучения чтению и письму  дети начинают испытывать значительные затруднения: пишут с ошибками,   и как результат плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость.

Подготовка детей к обучению  грамотой  носит общеразвивающий характер, способствуют развитию психических  процессов,  повышению работоспособности, воспитанию качеств личности  ребенка.

Ни для кого не секрет, что дети с удовольствием обучаются тому, что им интересно и поэтому я задумалась над тем, как сделать процесс подготовки к обучению грамоте желанным, увлекательным и интересным, чтобы дети испытывали радость познания, самоутверждения, получили положительный эмоциональный заряд. Мне необходимы были такие технологии и средства, которые одновременно должны быть универсальными, а также индивидуальными, так как каждый ребенок обладает собственными образовательными потребностями и способностями.  Решила, что поможет мне в этом использование следующих современных технологий: игровые, сказкатерапия, песочная терапия (это здоровьесберегающие технологии) камешки «Марблс» и литотерапия (наглядное моделирование), мультимедийные презентации и интерактивные подвижные игры  (это информационно-коммуникативные технологии).

      Исходя из этого,  определила цель своей работы: «Формирование  у старших дошкольников с ОНР предпосылок для успешного овладения грамотой».

Поставила задачи:

  1. формировать у детей представления об основных лингвистических понятиях: звук, слог, слово, предложение.
  2. развивать мелкую моторику и графические навыки.  
  3. воспитывать у детей  осознанную потребность в усвоении знаний за счет собственной активности ребенка.

 Хочу поделиться своим опытом работы решения этих задач на основе современных технологий.

Антон Семенович Макаренко говорил: ««…ребенок должен играть, даже  когда делает серьезное дело. Вся его жизнь-это игра»

  1. Игровые технологии, являются фундаментом дошкольного образования. Главная цель использования игровых технологий - повышение качества подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. С помощью игр можно открыть детям удивительный мир, связанный со словом и звуковыми явлениями. Систематическое применение игровых технологий в образовательной деятельности значительно повышает качество подготовки детей к обучению грамоте, позволяет эффективно решать поставленные задачи, строить интересный педагогический процесс. Игровые технологии способствуют сенсорному и умственному развитию дошкольников, помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Игровая терапия-изначально зародилась в школе психоаналитика Зигмунда Фрейда используются самостоятельные и ролевые игры. Даниил Борисович Эльконин : «ребенок играет, потому что получает удовольствие. Мотив игры лежит не в результате, а в процессе».

2. Игровые технологии очень тесно связаны со здоровьесберегающими технологиями.

Один из видов здоровьесберегающих коррекционных  технологий является сказкотерапия. Основной принцип сказкотерапии: педагогическая поддержка – решение сложной проблемы совместными, приемлемыми для конкретного воспитанника способами и приёмами. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи.

Очень заметна положительная сторона использования сказкотерапии, потому что даже те дети, которые вначале не включаются и не принимают сказку, все равно испытывают на себе её благоприятное влияние на подсознательном уровне и в дальнейшем проявляют интерес. Ребёнок возьмет из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения. Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы».

Сказкатерапия-С.П. 1997г. Андрей Владимирович Гнездилов психотерапевтические сказки и идеи

Программа Татьяны Дмитриевны Зинкевич-Евстигнеевой –это синтез многих достижений в психол. педагог. психотерапии и философии.

  1. Особенно эффективно в группе для детей с нарушениями речи, на мой взгляд использование песочной терапии (игр с песком),  является очень эффективным средством. Во-первых, усиливается желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас – речь и моторика.

Для организации игр с песком я использую:

- песочный стол;

- песок

- коллекция минифигурок (люди животный мир  транспорт и др

 Известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет дольше сохранить работоспособность дошкольника, раскрыться даже «застенчивому» ребёнку, успокоиться «гиперактивным» детям,  а также повысить интерес к  занятиям.

Песочная терапия Юнгианская терапия была разработана Дорой Кальфф после того как в 1956 Карл Юнг посоветовал ей изучить пес.тер. лично у Ловенфельда как способ снятия внутреннего напряжения. Воплощение его на бессознательное на символическом уровне по средством работы с песком.

         

  1. Как показывает практика, процесс обучения грамоте будет интереснее и  эффективнее, если использовать метод наглядного моделирования,  В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей

(Леонид Александрович Венгер, Ольга Михайловна Дьяченко 70-х) 

Программа Татьяны Николаевны Дороновой и Софьи Густавны Якобсон предусматривает данный метод в развитии речи в виде модели слова.

Вы замечали, с каким увлечением и удовольствием дети играют с камешками, собирают, перекладывают, подбрасывают.   И вот дети натолкнули меня на мысль о включении камней в проведении занятий. И вас хочу познакомить с 2 технологиями с которыми я работаю.

Применение камешков «Марблс» – это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Камешки «Марблс» являются полифункциональным пособием, которое находит применение во всех  образовательных областях.

Они вызывают у детей чувства радости, счастья, стремление трогать, щупать, перебирать и играть с ними. Это вариативный материал. Игры и игровые приемы с данным материалом используются в зависимости от поставленных целей и задач. Игры  с Марбл способствуют  развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества. Материал   может использоваться в различных видах деятельности.

  1. Познакомившись с программой эстетического и психоэмоционального развития детей средствами литотерапии и цветотерапии «Самоцветы» Пляскиной Елены Прокопьевны, педагога-психолога, стала изучать данное направление и применять литотерапию в собственной практике.  Для проведений занятий имеется коллекция различных морских камней разных размеров и цветов, камни с изображением предметов, героев. Они имеют гладкую поверхность, что совершенно безопасно при работе с детьми разного возраста. В соответствии с поставленными задачами подобраны тематические картины, которые служат фоном для целостного восприятия сюжета, также подобраны полотна разных цветов, которые приятны на ощупь и способствуют развитию тактильных ощущений.


        Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Поэтому применение
информационно – коммуникационных технологий в работе по обучению грамоте становится все более актуальным.

При использовании информационно-коммуникативных технологий повышается мотивационная готовность ребенка, создается в процессе обучения грамоте необходимая «ситуацию успеха», поэтому, положительных результатов можно достичь в более короткие сроки. Большим преимуществом применения интерактивных подвижных игр и презентаций в работе с детьми по овладению грамотой является их информационная емкость: в одной презентации можно разместить довольно большой объем информации. Такие игры позволяют внести в занятие новизну, развить познавательную активность, мышление, навыки самостоятельной деятельности, улучшить произношение.

Все перечисленные технологии, используемые в моей работе при подготовке к обучению грамоте детей 5-7 лет позволяют: разнообразить виды деятельности с учётом психофизиологических особенностей детей данного возраста, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое, достичь более значимых результатов.  Это и возможность  личностно-ориентированного подхода к обучению грамоте, и положительное отношение к процессу учения и тем самым успешно адаптироваться к новым школьным формам обучения в дальнейшем.

При использовании данных технологий я решаю задачи по речевому развитию в соответствии с ФГОС.

Сегодня современному педагогу недостаточно знаний об уже существующих образовательных технологиях, необходимо ещё и умение применять их в практической деятельности. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Инновация характеризует поиск, внедрение в образовательный процесс и  творческое переосмысление идеальных методик и программ.   Таким образом, инновационный процесс – это комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.  

  И хочу закончить свое выступление словами  Константина Дмитриевича Ушинского: «В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать, становится умение учиться».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»

Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...

Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»

конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...

Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»

Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...