Аппаратные методы, компьютерные технологии в реабилитации лиц с нарушениями речи
статья по логопедии (подготовительная группа)

Никулина Оксана Владимировна

Современная нейрореабилитация занимает особое место в неврологии. В последние годы, помимо усовершенствования имеющегося в нейрореабилитации арсенала методов (ЛФК, роботизированная терапия, массаж, логопедическая работа, физиотерапия), появляются новые методики, способные улучшить восстановление пациента.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аппаратные методы, компьютерные технологии в реабилитации лиц с нарушениями речи

Современная нейрореабилитация занимает особое место в неврологии. В последние годы, помимо усовершенствования имеющегося в нейрореабилитации арсенала методов (ЛФК, роботизированная терапия, массаж, логопедическая работа, физиотерапия), появляются новые методики, способные улучшить восстановление пациента.

Целительное действие неинвазивной стимуляции мозга было известно еще до нашей эры. Интересен тот факт, что древние римляне и греки использовали для облегчения боли скатов, обеспечивающих электрический разряд напряжением до 650 вольт, силой тока 1–2 ампер. К этому способу регулярно прибегал император Тиберий для снятия приступов мигрени и подагры.

Многие дети, страдающие от различных нарушений речи, в остальном считаются здоровыми и не имеют каких-либо ярко выраженных патологий. Даже если речь со временем появляется, в течение длительного времени она может оставаться невнятной, неразборчивой. Принято считать, что с дефектами речи должен бороться логопед. В то же самое время логопеды начинают работать с детьми, уже достигшими как минимум пятилетнего возраста. Следует также понимать, что логопед — это прежде всего педагог, и он не сможет решить проблемы с речью, если они имеют неврологический характер.  Поэтому в современной медицине, а именно в неврологии, в реабилитации лиц с нарушениями речи активно используются аппаратные методы, компьютерные технологии, устраняющие первопричину речевого нарушения. К ним относятся:

  1. Компьютерные методики
  • Fast ForWord — это специальная компьютерная методика коррекции нарушений развития речи, слухового восприятия, понимания и осознания разговорного языка. С помощью этой программы тренируется языковой центр коры полушарий головного мозга, оптимизируются подкорковые проводящие пути, что способствует улучшению внимания и развитию памяти.
  • Интерактивный Метроном способствует: нормализации темпа и ритма речи; правильному воспроизведению звуко-слоговой структуры; развитию функции формирования и реализации речевого высказывания; улучшению навыка чтения, математических способностей, повышению школьной успеваемости в целом; развитию моторики (динамическая и статическая координация движений, ритмичность, точность и плавность движений), восстановлению ритмичности ходьбы; нормализации работы вестибулярного аппарата; коррекции психических процессов (слухового восприятия, внимания, устойчивости концентрации, избирательности; увеличивается скорость протекания мыслительных процессов); развитию волевых процессов, формированию навыков самоконтроля.
  1. Методы нейромодуляции
  • Транскраниальная микрополяризация (ТКМП) – TDCS. Суть транскраниальной микрополяризации - развитие потенциала в требуемой зоне головного мозга. Это происходит лишь в том случае, когда эта зона задействована. Принцип метода прост, чем активнее воздействовать — тем лучше.
  • Транскраниальная магнитная стимуляция (рТМС) - метод предназначен для лечения заболеваний нервной системы. В основе метода использование коротких магнитных импульсов. Этот метод эффективен при задержке речевого развития, синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, аутизме, спастичности при детском церебральном параличе, мигренях, депрессиях,  а также эффективен при некоторых формах эпилепсии и проч.

Из вышеуказанного списка в современной медицине все более широкое распространение приобретает транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) – метод неинвазивной стимуляции мозга, основанный на принципе электромагнитной индукции. Суть данного метода заключается в том, что под воздействием сильного магнитного поля происходит деполяризация мембраны нервных клеток коры головного мозга.
В последние 10–20 лет в клиническую практику вошла новая технология – ритмическая ТМС (рТМС). Ритмическая транскраниальная магнитная стимуляция – вид ТМС, при котором генерируется сразу серия импульсов частотой от 1 до 100 Гц. Разделяют два основных режима рТМС:

  • низкочастотная
  •  высокочастотная.

Никочастотная стимуляция (<1 Гц) ингибирует (снижает) активность зон головного мозга, на которые оказывается воздействие, а высокочастотная стимуляция (>5 Гц), наоборот, их активирует. Физиологический (терапевтический) эффект рТМС и длительное (до 3 мес.) ее последействие традиционно связываются с изменением синаптической пластичности и метапластичности.

Низкочастотный режим используется, например, для лечения некоторых форм эпилепсии. Подобная стимуляция эпилептического фокуса снижает частоту приступов. При проведении транскраниальная магнитная стимуляция в высокочастотном режиме происходит образование новых функциональных связей в мозгу. Участки головного мозга, отвечающие за развитие речи, подвергают воздействию мягкой стимуляции, что активизирует деятельность этих зон, нормализует развитие речи, а также нормализует развитие познавательных процессов (памяти и внимания).

Ритмическая транскраниальная магнитная стимуляция (рТМС) в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи по профилактике и устранению оптической дисграфии

Дисграфия – нарушение возможности полноценного овладения письменной речью вследствие недостаточной функциональной сформированности мозговых структур, участвующих в обеспечении письма.

Подобные сложности могут возникать как результат негативного воздействия на центральную нервную систему в процессе ее созревания. Это могут быть внутриутробные вредоносные воздействия, осложнения при родах, перенесенные травмы головного мозга и нарушения мозгового кровообращения, соматические заболевания, препятствующие полноценному моторному и сенсорному развитию в раннем детском возрасте. Часто, но не всегда, у детей с дисграфией в анамнезе отмечаются задержки речевого и психоречевого развития (ЗПРЗРРФФНР). В ряде случаев, дисграфия может проявиться в школьном возрасте как самостоятельное нарушение в отсутствии видимых на первый взгляд причин. А причиной оптической дисграфии является зрительно-пространственная, или конструктивная диспраксия.

Письмо представляет собой специфический аспект конструктивного праксиса.

Конструктивный праксис развивается в детском возрасте. Конструктивный праксис не может сформироваться у ребенка, если зрительно-конструктивные представления неправильно развивались в онтогенезе и импрессивный праксикон не обеспечивается пространственной информацией. Конструктивная диспраксия проявляется у детей при совершении таких действий, как одевание и раздевание, конструирование и рисование, хотя диспраксия письма (дисграфия) может встречаться изолированно. Становление конструктивного праксиса в процессе развития начинается с действий с предметами. Для маленького ребенка перевод зрительно-пространственного образа на плоскую поверхность представляет собой абстрактное отражение трехмерного пространства и более сложен, чем трехмерное восприятие. До трехлетнего возраста в рисунках еще не имеется существенной структуры; на рисунках предметы показываются глобально и с несколькими деталями. Параллельно с развитием устной и внутренней речи и, вероятно, под влиянием речи в рисунках появляется больше деталей. Во время игр с мозаиками (паззлами) внимание ребенка сначала также обращается к общим формам и только позднее его привлекают детали картинки. Части действий обычно включают пространственные аспекты, которые формируются отдельно от действия в целом. Виды конструктивной активности появляются, когда ребенок находится в конце сенсомоторного периода по Пиаже — примерно в 18 месяцев. Хотя после возраста 5 лет уже не отмечается продолжающегося эффекта латерализации, зрительно-пространственные способности и перцептивное осознание трехмерного пространства неуклонно развиваются по мере того, как ребенок растет и все больше вовлекается в активные пространственные манипуляции.

Дисграфия обычно сопутствует графомоторной и конструктивной диспраксии и, наоборот, дисграфия или аграфия также могут наблюдаться изолированно у детей без общей графомоторной и конструктивной диспраксии. Однако чистая и изолированная дисграфия не является однородной. Существует три типа нарушений:

1. Идеомоторно-диспраксическая дисграфия была описана у пациентов с поражением теменной доли левого полушария и одновременной идеомоторной диспраксией конечностей. Нарушения носят двусторонний характер, также страдает копирование.

2. При чистой дисграфии — без общей диспраксии конечностей — может отсутствовать зрительный образ буквы, возможно, из-за расстройства сохранения в памяти зрительных форм. При ней может быть также затруднен перевод слышимого звука в зрительную форму буквы при письме под диктовку; это является причиной ошибок правописания.

3. Отсутствие оптимального функционирования импрессивного праксикона (теменно-затылочных отделов), потому что он не обеспечивается информацией о значении букв во время диктанта или спонтанного письма от внутренней речи.

Исследование элементов, которые могут быть нарушены при конструктивной диспраксии:

  • Окуломоторное прослеживание (исключение синдрома Балинта). Del Giudice с соавторами рекомендует давать детям задание на подсчет 20 точек, в случайном порядке расположенных на листе бумаги формата A4. Можно видоизменить задание, используя вместо бумаги вертикально расположенный прозрачный лист из пластика, что дает возможность наблюдать за движениями глазных яблок.
  • Зрительно-моторная точность. Детей просят начертить линию между двумя другими линиями, как это делается в тесте Frostig или тесте SIPT.
  •  Задания на зрительное восприятие. Сравнение длины и расположения линий, оценка взаимного расположения точек в квадрате путем сопоставления с четырьмя другими изображениями .
  • Задания на представления, распознавание/ сравнение сложных и не имеющих смысла фигур, например в тесте Равена, сравнение со скрытыми фигурами и представляемыми геометрическими фигурами.

Диагностика дисграфии и лечение методом транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС)

Первым специалистом, к которому обращаются родители ребенка с дисграфией, как правило, является логопед, либо нейропсихолог. В ходе тщательного логопедического и нейропсихологического обследования, включающего обследование состояния всех высших психических функций (речь, память, мышление, внимание, моторика, сенсорика) и сбора анамнестических данных, удается квалифицировать качество нарушения письменной речи.

Далее пациента направляют к неврологу для выяснения возможных причин функционального своеобразия определенных мозговых структур. После обследования врачом, пациенту назначают ряд диагностических мероприятий с использованием аппаратных методов исследования (ЭЭГУЗДГвызванные потенциалы). Опираясь на данные диагностики, врач-невролог, при необходимости, назначает медикаментозную терапию, позволяющую оптимизировать работу дефицитарных структур головного мозга. Также в зависимости от показаний, существенный вклад в преодоление дисграфии могут внести остеопатическое лечение, лечебный массаж, транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС).

В Санкт-Петербурге транскраниальную магнитную стимуляцию (ТМС) проводит медицинский центр «Докторина», получивший, по положительным отзывам пациентов, высокое признание в области неврологии. Находится центр по адресу: Коломяжский проспект, 33.

Медицинский центр «Доктрина» применяет только эффективные мировые методы для коррекции неврологических нарушений. Основной акцент делается на помощь детям с расстройствами аутистического спектра, нарушениями речевой и познавательной функций, с нарушениями внимания, поведения и в двигательной сфере, с задержкой моторного развития и детским церебральным параличом.

Источники

  1. Современные терапевтические возможности ритмической транскраниальной магнитной стимуляции в лечении заболеваний нервной системы:  РМЖ (Русский медицинский журнал):   «РМЖ» №22 от 15.10.2014 стр. 1567 Авторы: Червяков А.В. Пойдашева А.Г. Коржова Ю.Е. Супонева Н.А. 1 , Черникова Л.А. Пирадов М.А. 
     
    https://www.rmj.ru/articles/nevrologiya/Sovremennye_terapevticheskie_vozmoghnosti_ritmicheskoy_transkranialynoy_magnitnoy_stimulyacii_v_lechenii_zabolevaniy_nervnoy_sistemy/#ixzz7ADFPEk8X
    Follow us: 
    rusmedjournal on Facebook
  2. Ньокиктьен, Чарльз. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том 1 [Электрон ный ресурс] / Чарльз Ньокиктьен ; пер. с англ. Д.В. Ермолаев, Н.Н. Заваденко, Н.Н. По лонская; под ред. Н.Н. Заваденко. – 2-е изд. (эл.) – М.: Теревинф, 2012. – 288 с. С. 243 – 248 http://www.sensint.ru/sites/default/files/niokiktyen_ch_detskaya_povedencheskaya_nevrologia_tom_2.pdf 
  3. Бадалян Л.О. Невропатология: учебник.-9-е изд., стер.-М.:Академия,2015.-400с.- С. 155, 198
  4. Логопедия: Иллюстрированный справочник/И.А.Смирнова. – СПб: КАРО, 2020. – 232 с.: ил. – (Специальная педагогика)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия с использованием новейших компьютерных технологий с детьми имеющих тяжёлые нарушения речи.

Конспект логопедического занятия по духовно-нравственному воспитанию с детьми 6-7 летХабаровск-самый лучший город на Земле....

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Педагоггический практико-ориентированный проектКраткая аннотация проекта.Современное образование заставляет педагогов думать о том, как сделать процесс обучения более результативным,  как учить т...

Дидактические игры и информационные компьютерные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей с задержкой психического развития

У детей старшего дошкольного возраста с ОНР, имеющих ЗПР самым распространенным недостатком речи является нарушение звукопроизношения, которое может встречаться на любом уровне общего недоразвития реч...

Использование метода "замещающего онтогенеза" в реабилитации детей в нарушениями в развитии

Теоретические и практические методы нейропсихологического сопровождения детей с ОВЗ...

«Компьютерные игры для детей с тяжелыми нарушениями речи»

Развивающая предметно–пространственная среда в нашем ДОУ компенсирующего вида «Цветик-семицветик» отвечает требованиям ФГОС....

«Метод компьютерных флеш-игр для развития грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными)»

Метод компьютерных флеш-игр один из инновационнох методов речевого развития детей 3-7 лет. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную ...

Характеристика особенностей применения различных компьютерных технологий (тренажёров) для коррекции речевых нарушений.

Характеристика особенностей применения тренажёров для коррекции речевых нарушений. В статье указывается название тренажёра, возрастные рамки его применения, а также содержание программы тренажёра. Мат...