Дефекты звонкости
учебно-методический материал по логопедии

Дефекты звонкости. Методика логопедической работы по их устранению. Приемы, используемые в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл defekty_zvonkosti.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Дефекты звонкости. Методика логопедической работы по их устранению. Приемы, используемые в работе.

Нормальная артикуляция.

В русском языке имеется 6 пар согласных звуков, которые различаются только наличием или отсутствием голосового компонента: [б]-[п], [в]-[ф], [д]-[т], [з]-[с], [ж]-[ш], [г]-[к]. При произношении звонких звуков голосовые складки сомкнуты и вибрируют, при произношении глухих они раскрыты. Сонорные звуки русского языка: [м], [н], [л], [р] — не имеют глухой пары. Звонкой пары не имеют звуки  - [ц], [ч], [щ], [х].

В онтогенезе речи способность к слуховому различению звонких и глухих формируется относительно поздно, так как эти звуки являются акустически близкими. Однако противопоставление этих звуков в произношении усваивается рано, так как дифференциация по звонкости-глухости используется в русском языке очень широко.

Нарушения произношения звонких и глухих согласных.

Дефекты звонкости и глухости встречаются нечасто (у 4% детей с нарушением звуко-произношения). Причинами нарушений произношения звонких и глухих согласных звуков являются:

  1. Недоразвитие фонематического восприятия;
  2. Недостаточная координированность в работе голосового и артикуляторного аппарата;
  3. Тугоухость;
  4. Паретичность голосовых складок и др. В некоторых сяучаях голосовые складки могут как бы запаздывать с включением или, наоборот, запаздывают с выключением.

Нарушения звонкости и глухости:

  1. Оглушение звонких согласных звуков;
  2. Озвончение глухих согласных звуков;
  3. Смешения звонких и глухих.

Более всего дефектам звонкости и глухости подвергаются парные звуки. Чаще всего наблюдается оглушение звонких согласных, т. е. дефекты звонкости.

Коррекция нарушений звонкости-глухости

При устранении более целесообразно начинать работу со щелевых согласных, так как при произношении щелевых звучание продолжается более длительное время и звук легче воспринимается.

Коррекция дефектов звонкости и глухости проводится в двух направлениях:

  1. Работа над слуховым различением звонких и глухих звуков;
  2. Работа над произносительной дифференциацией.

Необходимо, чтобы ребенок усвоил различие в артикулировании звонких и глухих согласных. Это может быть достигнуто как с помощью объяснения, так и с помощью тактильно-вибрационного ощущения.

При коррекции дефектов звонкости используются как общие, так и частные приемы коррекции. К общим относятся такие приемы, которые могут быть использованы для озвончения любого глухого звука. Частные приемы озвончения используются при озвончении лишь определенных звуков.

Общие приемы озвончения:

  1. Производится опора на тактильно-вибрационное ощущение. Тыльной стороной одной руки ребенок касается гортани логопеда, другую руку кладет на свою гортань. По подражанию ребенок повторяет вслед за логопедом глухие и звонкие звуки. При этом обращается внимание на то, что при произношении звонких звуков «горлышко» дрожит.
  2. Предлагается последовательно произносить гласные: сначала — шепотом, лотом — громко. Следом за ними предлагаются пары согласных сначала глухой, потом звонкий. Ребенок произносит глухие и звонкие вслед за логопедом, по подражанию.
  3. Используется таблица звонких и глухих согласных. Вначале произносятся пары правильно произносимых звуков. В конце предлагается произносить пары с нарушенным звуком. Читая пары глухих и звонких согласных, ребенок по аналогии озвончает и неправильно произносимый звук.
  4. Глухой щелевой звук произносится протяжно. Затем предлагается говорить этот звук все громче и громче. Для контроля можно использовать зажимание ушей.

Частные приемы озвончения:        

  1. Звонкий звук [б] ставят от звука [у]. При произнесении звука у смыкают губы, сначала с механической помощью.

  2. Звук [д] ставится от межзубного произнесения [б], при этом губы отодвигаются. Получается межзубное [д], от которого переходят к зазубному произнесению этого звука.
  3. Звук [г] ставится от звука [д]. При произнесении [д] (или слога да) шпателем нажимают на переднюю часть спинки языка и отодвигают ее вглубь ротовой полости (да-дя-за-зя).
  4. Звонкий звук [в] можно поставить от «гудения» (у-у-у), поднимая вверх нижнюю губу.
  5. При постановке звука [з] можно исходить от протяжного звучания гласного звука [э], [ы]. При этом предполагается выдвинуть кончик языка между зубами. Далее от межзубного произношения переходят к зазубному произношению звука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преимущества и особенности использования информационных технологий в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ДДИ № 28

 В статье рассматривается коррекционная работа воспитателя на примере дома-интерната для  детей со сложной структурой дефекта с применением информационных технологий....

Больше играйте с детьми! Консультация для родителей детей группы «Сложный дефект»

Игру с детьми, отстающими в развитии, родителям и взрослым, воспитывающим их, следует рассматривать не как забаву, а как терапевтическую процедуру, которую надо проводить регулярно и целенаправленно. ...

Коррекция недостатков звонкости согласных звуков.

Часто дефект звонкости согласных звуков обусловлен понижением слуха , в других случаях причиной служит неразвитый фонематический слух или плохая координация сочетанной работы голосового и артикуляцион...

Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов. Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами.

Материал содержит конспект занятия Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов.  Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами. Может применят...

Приемы коррекции недостатков звонкости согласных звуков

Содержит подробное изложение коррекционной работы над недостатками звонкости согласных....

Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.

: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...