Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием пятого года обучения.
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)
Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием пятого года обучения. 2022г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoped_rabochaya_ffnr_23g.docx | 38.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 »
Рабочая программа
по коррекции речевых нарушений на логопункте
для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием
пятого года обучения.
Составили:
учитель – логопед высшей
квалификационной категории
Онуфриенко Наталья Васильевна,
Рассмотрена и принята
на заседании педагогического совета
Протокол №1
от «____» _______________202__г.
г. Черняховск
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием пятого года обучения разработана на основе основной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1» г. Черняховска в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Письмом Министерства образования и науки РФ департамента государственной политики в сфере общего образования от 28 октября 2015г.
№08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- Уставом МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1»;
- Программой коррекции речевых нарушений на логопедическом пункте ДОУ для детей 5-7 лет/ сост.: Червякова Н.А., Клименко Е.А. и др.
Основной базой рабочей программы по коррекции фонетико – фонематического недоразвития является программа Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» предназначенная для дошкольников старшей и подготовительной группы. Данная программа предназначена для коррекционной работы в логопедической группе. Содержание этой рабочей программы направлено на устранение речевых дефектов и предупреждение возможных последствий речевых недостатков в условиях логопункта.
Рабочая программа рассчитана на один год. Продолжительность коррекционной работы зависит от количества дефектных звуков, результатов логопедической работы (количество часов может меняться: как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения). Основная форма реализации данной программы - подгрупповые и индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия старших дошкольников. Для логопедической работы во время занятий дети объединяются в подгруппы по принципу однотипности нарушения звукопроизношения. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия составляет 20 минут. Занятия начинаются с 1 сентября и заканчиваются 25 мая. Первые две недели сентября и последние две недели мая отводятся на мониторинг речевого развития, результаты которого фиксируются в речевой карте.
Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:
- заменой звуков более простыми по артикуляции;
- трудностями различения звуков;
- особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является Несформированность процессов восприятия звуков речи. В последние годы все чаще выявляются дети, У которых произношение звуков исправлено в процессе краткосрочных логопедических занятий, но не скорригировано фонематическое восприятие.
На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.
Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев нерезко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.
2. Основные цели и задачи реализации программы.
Цель освоения программы:
Построение системы коррекционно – развивающей работы на логопедическом пункте ДОУ для обеспечения равных стартовых возможностей воспитанникам, имеющим трудности в усвоении системы родного языка в период дошкольного детства. При взаимодействии всех педагогов и родителей дошкольников.
В процессе коррекционно – образовательной деятельности решаются следующие задачи:
1. Выявление, преодоление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников ДОУ в единстве с психофизическим развитием детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
2. Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
3. Формирование навыков звукового анализа и синтеза (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
4. Развитие коммуникативных навыков.
- Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы по коррекции фонетико – фонематического недоразвития ребёнок должен:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и фразовой речи;
- чётко дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- овладеть интонационными средствами выразительности речи при пересказе, чтении стихов.
Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
4. Календарно – тематическое планирование (примерное)
подгрупповых занятий для детей с фонетико–фонематическим недоразвитием
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Сентябрь | Тема. Первичное диагностическое обследование устной речи детей старших и подготовительных групп. | Тема. Узнавание неречевых звуков. | Тема. Различение | ||
Октябрь | Тема. Различение высоты, силы, тембра голоса. | Тема. Различение высоты, силы, тембра голоса. | Тема. Различение высоты, силы, тембра голоса. | Тема. Различение высоты, силы, тембра голоса. | |
Ноябрь | Тема. Различение слов, | Тема. Различение слов, | Тема. Различение слов, | Тема. Различение слов, | |
Декабрь | Тема. Дифференциация | Тема. Дифференциация | Тема. Дифференциация | Тема. Дифференциация | |
Январь | Тема. Дифференциация | Тема. Дифференциация | Тема. Дифференциация | Тема. Дифференциация | |
Февраль | Тема. Дифференциация | Тема. Развитие навыков | Тема. Развитие навыков |
| |
Март | Тема. Развитие навыков | Тема. Развитие навыков | Тема. Развитие навыков |
| |
Апрель | Тема. Развитие навыков | Тема. Развитие навыков | Тема. Развитие навыков | Тема. Развитие навыков | |
Май | Тема. Развитие навыков | Тема. Говори правильно. | Тема. Итоговое диагностическое обследование устной речи детей, занимающихся на коррекционных занятиях. |
Количество часов, темы занятий, могут меняться в зависимости от сложности речевого дефекта, индивидуальных возможностей ребенка на усмотрение учителя – логопеда.
5. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Список литературы:
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольниов . Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2010г.
- Богдарин А.Ю. «Стихи, песенки, потешки». «Детство – пресс» Санкт – Петербург 2011г.
- Бутусова Н.Н. «Развитие речи детей при аоррекции звукопроизношения» «Детство – пресс» Санкт – Петербург 2012г.
- Бухарина К.Е. «Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации простых звуков русского языка». «Детство – пресс» Санкт – Петербург 2016г.
- Вакуленко Л.С., Верещагина Н.С. «Совместная интегрированная деятельность. Развитие познавательных способностей и речи дошкольников» «Детство – пресс» Санкт – Петербург 2014г.
- Волкова Г.А. Методика психолого – логопедического обследования детей с нарушениями речи. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2004г.
- Володина В.С. Альбом по развитию речи. Говорим правильно. М. «Росмен» 2008г.
- Жукова Н.С. «Уроки правильной речи и правильного мышления», Эксмо Москва 2012г.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. М. ВЛАДОС 2003г.
- Комарова Л.А. Альбом для дошкольников. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. ([с], [з], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [р], [л])
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.. «Автоматизация звуков у детей» Комплект из 4 альбомов. Издательство Гном и Д. Москва 2007г.
- Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. Литера Санкт – Петербург. 2005г.
- Куликовская Т.А. «Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков». «Детство – пресс» Санкт – Петербург 2013г.
- Левчук Е.А. «Материалы из опыта работы на дошкольном логопункте». Детство – пресс» Санкт – Петербург 2013г.
- Нищева Н.В. «Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп» «Детство – пресс» Санкт – Петербург 2009г.
- Новиковская О.А. «Ум на кончиках пальцев» Сова Санкт – Петербург.2005г.
- Парамонова Л.Г. «Нарушение звукопроизношения у детей» «Детство – пресс» Санкт – Петербург 2012г.
- Рудик О.С. «С детьми играем – речь развиваем». Часть 1. ТЦ «Сфера» Москва 2013г.
- Рудик О.С. «С детьми играем – речь развиваем». Часть 2. ТЦ «Сфера» Москва 2013г.
- Танцюра С.Ю., Васильева И.Н. «Артикуляционная, дыхательная и речедвигательная гимнастика в условиях логопункта ДОУ». ТЦ «Сфера» Москва 2019г.
- Тарасов М.А. Коррекция социального и речевого развития детей 3-7 лет. Планирование, лексические темы, дидактические игры. М. Творческий центр «Сфера» 2005г.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа логопедической работы по преодолению фонетико – фонематического недоразвития детей». Москва «Просвещение» 2010г.
- Червякова Н.А., Клименко Е.А. и др. Программа коррекции речевых нарушений на логопедическом пункте ДОУ для детей 5-7 лет. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2019 г.
Средства обучения:
Аудио- и видео- пособия:
- ноутбук, магнитофон, принтер – сканер, интерактивный логопедический комплекс «Умное зеркало».
- компьютерные программы для индивидуально – подгрупповой работы с детьми «Домашний логопед. Практический курс», «Учимся говорить правильно», «Радуга в компьютере. Логопедия. Конструктор урока».
- презентации по изучаемым лексическим темам;
- презентации по развитию артикуляционного аппарата, постановке, автоматизации и дифференциации звуков в речи;
Основное учебное оборудование:
Артикуляционная зона
- Зеркало, индивидуальные зеркала.
- Альбомы артикуляционной гимнастики для губ и языка.
- Комплексы артикуляционной гимнастики (картинки).
- Шпатели, вата, спиртовые салфетки, перчатки.
- Игрушки для демонстрации артикуляционных укладов: «Бегемот», «Лягушка – говорушка».
Зона развития мелкой моторики.
- Различные шнуровки, прищепки.
- Сухой бассейн (фасоль, горох)
- Обводки, штриховки, раскраски, трафареты.
- Мозаики, пазлы.
- Пальчиковые массажеры.
- Счетные палочки для конструирования.
- Пальчиковая гимнастика (пособие в картинках).
- Пальчиковый театр.
Зона фонального восприятия (интонационная зона)
- Свистки, колокольчики, погремушки.
- Музыкальные инструменты (барабан, бубен).
- Игрушки для звукоподражания разной величины: матрешки, мышки, мишки, зайцы, и др.
- Подборка с записями неречевых звуков (в электронном виде: игра «Учимся говорить правильно»)
- Зона развития фонематических процессов и предпосылок к обучению грамоте
- Звучащие слова в картинках и предметах (игра «Что как звучит?»)
- Наглядные пособия для звуковых сюжерных игр: гномики – звуковички Тим и Том, дядушка АУ, звуковые фонарики _ звуки гласные, твердые и мягкие согласные, звуковые птички.
- Опорные сигналы (он,. Она, оно, они) – используются куклы, смайлики.
- Библиотечный отдел: книги с загадками по лексическим темам, потешкам. Скороговоркам.
Зона развития связной речи.
- Пластичные куклы (для обговаривания их действий при изменении положения тела).
- Мнемотаблицы.
- Игрушки для предметных игр на автоматизацию употребления пространственных предлогов.
- Отдельные сюжетные картинки, предметные картинки, серии картин.
- Чудо дерево. Времена года.
- Игры «Мои первые предложения» и др..
- Ширма, куклы на руку, Звуковичок, и др. игрушки.
- Библиотечный отдел: детские книги: малышки, раскладушки, книги с загадками по лексическим темам, потешками, скороговорками.
Зона развития интеллектуальных процессов.
- Игры:
- «Четвертый лишний».
- «Все профессии важны» две части.
- развивающие лото.
- «Транспорт».
- «На каждую загадку – четыре отгадки» две части.
- «Целый год».
- «Рифмочки и нерифмушки».
- «Большие и маленькие».
- Логические пирамидки.
- Библиотечный отдел: книги с печатными играми, тестами.
Мотивационная зона, зона эмоционального контакта.
- Куклы на руку, мягкие куклы, предметы – подарки – поощрения.
- Мячи.
Рабочая зона.
- Стол педагога.
- Стул взрослый.
- Шкафы для пособий.
- Ноутбук.
- Принтер.
- Магнитная доска.
- Детские столы – 2 шт.
- Стульчики – 8 штук.
- Логопедический уголок с зеркалом и подсветкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекции речевых нарушений посредством развития мелкой моторики рук .
Данная рабочая программа является одним из важнейших условий, обеспечивающих развитие мелкой моторики рук и правильной речи детей дошкольного возраста. Используется техника оригами и объемная аппликац...
Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)
Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)...
Рабочая программа по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста
Содержание1 Целевой……………………………………………&he...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяетцелевые ориентиры – социальные и психологические характеристики...
Рабочая программа по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопедического пункта (по ФГОС)
Цели и задачи реализации программы Цель: Оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с различными видами речевыхнарушений через создание условий для овладения дет...
Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности в логопедической группе для детей с фонетико-фонематическим нарушением речи 5 - 7 лет
Данная программа разработана в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития четвертого и пятого года обучения (5-6 лет, 6-7 лет)
Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития четвертого и пятого года обучения (5-6 лет, ...