Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием пятого года обучения.
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Онуфриенко Наталья Васильевна

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием  пятого года обучения. 2022г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoped_rabochaya_ffnr_23g.docx38.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 »

                     

Рабочая программа

по коррекции речевых нарушений на логопункте

для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием

пятого года обучения.

                                                                           Составили:

учитель – логопед высшей

  квалификационной категории

                                                Онуфриенко Наталья Васильевна,

                                   

Рассмотрена и принята

на заседании педагогического совета

Протокол №1

от «____» _______________202__г.

г. Черняховск

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием пятого года обучения разработана на основе основной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1» г. Черняховска в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;  
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  • Письмом Министерства образования и науки РФ департамента государственной политики в сфере общего образования от 28 октября 2015г.

№08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

  • Уставом МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1»;
  • Программой коррекции речевых нарушений на логопедическом пункте ДОУ для детей 5-7 лет/ сост.: Червякова Н.А., Клименко Е.А. и др.

       Основной базой рабочей программы по коррекции фонетико – фонематического недоразвития является программа Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» предназначенная для дошкольников старшей и подготовительной группы. Данная программа предназначена для коррекционной работы в логопедической группе. Содержание этой рабочей программы направлено на устранение речевых дефектов и предупреждение возможных последствий речевых недостатков в условиях логопункта.

Рабочая программа рассчитана на один год. Продолжительность коррекционной работы зависит от количества дефектных звуков, результатов логопедической работы (количество часов может меняться: как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения). Основная форма реализации данной программы - подгрупповые и индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия старших дошкольников. Для логопедической работы во время занятий дети объединяются в подгруппы по принципу однотипности нарушения звукопроизношения. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия составляет 20 минут. Занятия начинаются с 1 сентября и заканчиваются 25 мая. Первые две недели сентября и последние две недели мая отводятся на мониторинг речевого развития, результаты которого фиксируются в речевой карте.

Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

  • заменой звуков более простыми по артикуляции;
  • трудностями различения звуков;
  • особенностями  употребления   правильно  произносимых звуков в речевом контексте.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является Несформированность процессов восприятия звуков речи. В последние годы все чаще выявляются дети, У которых произношение звуков исправлено в процессе краткосрочных логопедических занятий, но не скорригировано фонематическое восприятие.

На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев нерезко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

2. Основные цели и задачи реализации программы.

Цель освоения программы:

Построение системы коррекционно – развивающей работы на логопедическом пункте ДОУ для обеспечения равных стартовых возможностей воспитанникам, имеющим трудности в усвоении системы родного языка в период дошкольного детства. При взаимодействии всех педагогов и родителей дошкольников.

 В процессе коррекционно – образовательной деятельности решаются следующие задачи:

1. Выявление, преодоление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников ДОУ в единстве с психофизическим развитием детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

2. Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

3. Формирование навыков звукового анализа и синтеза (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).

4.  Развитие коммуникативных навыков.

  1. Планируемые результаты освоения программы

В результате освоения программы по коррекции фонетико – фонематического недоразвития ребёнок должен:

-        правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и фразовой речи;

-        чётко дифференцировать все изученные звуки;

-    называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

-        находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

-        различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

-        производить элементарный звуковой анализ и синтез;

-        овладеть интонационными средствами выразительности речи при пересказе, чтении стихов.

Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

4. Календарно – тематическое планирование (примерное)

подгрупповых занятий для детей с фонетико–фонематическим недоразвитием 

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Тема. Первичное диагностическое обследование устной речи детей старших и подготовительных групп.
Цель. Выявление детей с речевой патологией.

Тема. Узнавание неречевых звуков.
Цель. Развивать
способность узнавать
неречевые звуки.

Тема. Различение
неречевых звуков.
Цель. Развивать
способность различать
неречевые звуки.

Октябрь

Тема. Различение высоты, силы, тембра голоса.
Цель. Учить различать
высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых звуков.

Тема. Различение высоты, силы, тембра голоса.
Цель. Учить различать
высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых сочетаний слов.

Тема. Различение высоты, силы, тембра голоса.
Цель. Учить различать
высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых фраз

Тема. Различение высоты, силы, тембра голоса.
Цель. Учить различать
высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов, фраз.

Ноябрь

Тема. Различение слов,
близких по звуковому
составу.
Цель. Учить различать
односложные слова,
близкие по звуковому
составу.

Тема. Различение слов,
близких по звуковому
составу.
Цель. Учить различать
двусложные слова,
близкие по звуковому
составу.

Тема. Различение слов,
близких по звуковому
составу.
Цель. Учить различать
двусложные слова, близкие
по звуковому составу.

Тема. Различение слов,
близких по звуковому
составу.
Цель. Учить различать
трёхсложные слова,
близкие по звуковому
составу.

Декабрь

Тема. Дифференциация
прямых открытых слогов.
Цель. Формировать умение
дифференцировать прямые открытые слоги.

Тема. Дифференциация
слогов с одним гласным и разными согласными
звуками.
Цель. Формировать умние
дифференцировать слоги с одним гласным и разными согласными звуками.

Тема. Дифференциация
слогов с согласными
звуками, различающимися
по звонкости – глухости.
Цель. Формировать умение
дифференцировать слоги с согласными звуками,
различающимися по
звонкости – глухости.

Тема. Дифференциация
слогов с согласными
звуками, различающимися
по мягкости – твёрдости.
Цель. Формировать умение
дифференцировать слоги с
согласными звуками,
различающимися по
мягкости – твёрдости.

Январь

Тема. Дифференциация
слогов различной
структуры.
Цель. Формировать умение
дифференцировать слоги различной структуры.

Тема. Дифференциация
фонем родного языка.
Цель. Формировать умение выделять гласные звуки из
звукового ряда.

Тема. Дифференциация
фонем родного языка.
Цель. Формировать умение выделять гласные звуки из
звукового ряда.

Тема. Дифференциация
фонем родного языка.
Цель. Формировать умение выделять согласные звуки
из звукового ряда.

Февраль

Тема. Дифференциация
фонем родного языка
Цель. Формировать умение выделять согласные звуки
из звукового ряда.

Тема. Развитие навыков
элементарного звукового анализа.
Цель. Формирование
ритмико-слоговой
структуры слова.

Тема. Развитие навыков
элементарного звукового анализа.
Цель. Учить выделять
начальный ударный гласный.


Тема. Развитие навыков
элементарного звукового
анализа.
Цель. Учить анализировать
звуковой ряд из двух
гласных звуков.

Март

Тема. Развитие навыков
элементарного звукового анализа.
Цель. Учить анализировать
звуковой ряд из двух
гласных звуков.

Тема. Развитие навыков
элементарного звукового анализа.
Цель. Учить анализировать
звуковой ряд из трёх
гласных звуков.

Тема. Развитие навыков
элементарного звуковогоанализа.
Цель. Учить выделять
последний глухой согласный звук из односложных слов.


Тема. Развитие навыков
элементарного звукового анализа.
Цель. Учить выделять
последний глухой согласны звук из односложных слов.

Апрель

Тема. Развитие навыков
элементарного звукового анализа.
Цель. Учить выделять
начальный согласный звук перед гласным.

Тема. Развитие навыков
элементарного звукового анализа.
Цель. Учить выделять звук из середины односложного слова.

Тема. Развитие навыков
элементарного звукового анализа.
Цель. Учить делить слова на слоги.

Тема. Развитие навыков
элементарного звукового анализа.
Цель. Учить делить слова на слоги.

Май

Тема. Развитие навыков
элементарного звукового анализа.
Цель. Учить определять
место звука в слове.

Тема. Говори правильно.
Цель. Воспитывать умение говорить внятно, отчётливо, умеренно громко, в неторопливом темпе.

Тема. Итоговое диагностическое обследование устной речи детей, занимающихся

на коррекционных занятиях.
Цель. Подведение итогов проведённой логокоррекции.

Количество часов, темы занятий, могут меняться в зависимости от сложности речевого дефекта, индивидуальных возможностей ребенка на усмотрение учителя – логопеда.  

5. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Список литературы:

  1. Агранович З.Е.  Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольниов . Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2010г.
  2. Богдарин А.Ю. «Стихи, песенки, потешки». «Детство – пресс» Санкт – Петербург 2011г.
  3. Бутусова Н.Н. «Развитие речи детей при аоррекции звукопроизношения» «Детство – пресс» Санкт – Петербург 2012г.
  4. Бухарина К.Е. «Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации простых звуков русского языка». «Детство – пресс» Санкт – Петербург 2016г.
  5. Вакуленко Л.С., Верещагина Н.С. «Совместная интегрированная деятельность. Развитие познавательных способностей и речи дошкольников» «Детство – пресс» Санкт – Петербург 2014г.
  6. Волкова Г.А. Методика психолого – логопедического обследования детей с нарушениями речи. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2004г.
  7. Володина В.С.  Альбом по развитию речи. Говорим правильно. М. «Росмен» 2008г.
  8. Жукова Н.С. «Уроки правильной речи и правильного мышления», Эксмо Москва 2012г.
  9. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. М. ВЛАДОС 2003г.
  10. Комарова Л.А. Альбом для дошкольников. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. ([с], [з], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [р], [л])
  11. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.. «Автоматизация звуков у детей» Комплект из 4 альбомов. Издательство Гном и Д. Москва 2007г.
  12. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. Литера  Санкт – Петербург. 2005г.
  13. Куликовская Т.А. «Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков». «Детство – пресс» Санкт – Петербург 2013г.
  14. Левчук Е.А. «Материалы из опыта работы на дошкольном логопункте». Детство – пресс» Санкт – Петербург 2013г.
  15. Нищева Н.В. «Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп» «Детство – пресс» Санкт – Петербург 2009г.
  16. Новиковская О.А. «Ум на кончиках пальцев» Сова Санкт – Петербург.2005г.
  17. Парамонова Л.Г.  «Нарушение звукопроизношения у детей» «Детство – пресс» Санкт – Петербург 2012г.
  18. Рудик О.С. «С детьми играем – речь развиваем». Часть 1. ТЦ «Сфера» Москва 2013г.
  19. Рудик О.С. «С детьми играем – речь развиваем». Часть 2. ТЦ «Сфера» Москва 2013г.
  20. Танцюра С.Ю., Васильева И.Н. «Артикуляционная, дыхательная и речедвигательная гимнастика в условиях логопункта ДОУ». ТЦ «Сфера» Москва 2019г.
  21. Тарасов М.А.  Коррекция социального и речевого развития детей 3-7 лет. Планирование, лексические темы, дидактические игры. М. Творческий центр «Сфера» 2005г.
  22. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа логопедической работы по преодолению фонетико – фонематического недоразвития детей». Москва «Просвещение» 2010г.
  23. Червякова Н.А., Клименко Е.А. и др. Программа коррекции речевых нарушений на логопедическом пункте ДОУ для детей 5-7 лет. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2019 г.

Средства обучения:

       Аудио- и видео- пособия:

  • ноутбук, магнитофон, принтер – сканер, интерактивный логопедический комплекс «Умное зеркало».
  • компьютерные программы для индивидуально – подгрупповой работы  с детьми «Домашний логопед. Практический курс», «Учимся говорить правильно», «Радуга в компьютере. Логопедия. Конструктор урока».
  • презентации по изучаемым лексическим темам;
  • презентации по развитию артикуляционного аппарата, постановке, автоматизации и дифференциации звуков в речи;

Основное учебное оборудование:

Артикуляционная зона

  • Зеркало, индивидуальные зеркала.
  • Альбомы артикуляционной гимнастики для губ и языка.
  • Комплексы артикуляционной гимнастики (картинки).
  • Шпатели, вата, спиртовые салфетки, перчатки.
  • Игрушки для демонстрации артикуляционных укладов: «Бегемот», «Лягушка – говорушка».

Зона развития мелкой моторики.

  • Различные шнуровки, прищепки.
  • Сухой бассейн (фасоль, горох)
  • Обводки, штриховки, раскраски, трафареты.
  • Мозаики, пазлы.
  • Пальчиковые массажеры.
  • Счетные палочки для конструирования.
  • Пальчиковая гимнастика (пособие в картинках).
  • Пальчиковый театр.

Зона фонального восприятия (интонационная зона)

  • Свистки, колокольчики, погремушки.
  • Музыкальные инструменты (барабан, бубен).
  • Игрушки для звукоподражания разной величины: матрешки, мышки, мишки, зайцы, и др.
  • Подборка с записями неречевых звуков (в электронном виде: игра «Учимся говорить правильно»)
  • Зона развития фонематических процессов и предпосылок к обучению грамоте
  • Звучащие слова в картинках и предметах (игра «Что как звучит?»)
  • Наглядные пособия для звуковых сюжерных игр: гномики – звуковички Тим и Том, дядушка АУ, звуковые фонарики _ звуки гласные, твердые и мягкие согласные, звуковые птички.
  • Опорные сигналы (он,. Она, оно, они) – используются куклы, смайлики.
  • Библиотечный отдел: книги с загадками по лексическим темам, потешкам. Скороговоркам.

 Зона развития связной речи.

  • Пластичные куклы (для обговаривания их действий при изменении положения тела).
  • Мнемотаблицы.
  • Игрушки для предметных игр  на автоматизацию употребления пространственных предлогов.
  • Отдельные сюжетные картинки, предметные картинки, серии картин.
  • Чудо дерево. Времена года.
  • Игры «Мои первые предложения» и др..
  • Ширма, куклы на руку, Звуковичок, и др. игрушки.
  • Библиотечный отдел: детские книги: малышки, раскладушки, книги с загадками по лексическим темам, потешками, скороговорками.

Зона развития интеллектуальных процессов.

  • Игры:

- «Четвертый лишний».

- «Все профессии важны» две части.

- развивающие лото.

- «Транспорт».

- «На каждую загадку – четыре отгадки» две части.

- «Целый год».

- «Рифмочки и нерифмушки».

- «Большие и маленькие».

- Логические пирамидки.

  • Библиотечный отдел: книги с печатными играми, тестами.

 Мотивационная зона, зона эмоционального контакта.

  • Куклы на руку, мягкие куклы, предметы – подарки – поощрения.
  • Мячи.

Рабочая зона.

  • Стол педагога.
  • Стул взрослый.
  • Шкафы для пособий.
  • Ноутбук.
  • Принтер.
  • Магнитная доска.
  • Детские столы – 2 шт.
  • Стульчики – 8 штук.
  • Логопедический уголок с зеркалом и подсветкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений посредством развития мелкой моторики рук .

Данная рабочая программа является одним из важнейших условий, обеспечивающих развитие мелкой моторики рук и правильной речи детей дошкольного возраста. Используется техника оригами и объемная аппликац...

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)

Федеральный  государственный  стандарт  дошкольного  образования  определяетцелевые  ориентиры –  социальные  и  психологические  характеристики...

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопедического пункта (по ФГОС)

Цели и задачи реализации программы  Цель:   Оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с различными видами речевыхнарушений через создание условий для овладения дет...

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития четвертого и пятого года обучения (5-6 лет, 6-7 лет)

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития четвертого  и пятого  года обучения (5-6 лет, ...