Главные вкладки

    Рабочая программа по коррекции речевых нарушений посредством развития мелкой моторики рук .
    рабочая программа (конструирование, ручной труд, старшая группа) на тему

    Юрченко Ольга Аркадьевна

    Данная рабочая программа является одним из важнейших условий, обеспечивающих развитие мелкой моторики рук и правильной речи детей дошкольного возраста. Используется техника оригами и объемная аппликация.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma.docx19.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Детский сад №26 «Ягодка»

    Рабочая программа

    по коррекции речевых нарушений  у детей

    посредством развития мелкой моторики рук

    (техника оригами и объемная аппликация)

    Разработчик:

    Юрченко Ольга Аркадьевна,

    Воспитатель МБДОУ

    «Детский сад №26 «Ягодка»

    Г.Камень-на-Оби

    г.Камень-на-Оби

    2012год

    Данная программа является одним из важнейших условий, обеспечивающих развитие мелкой моторики и правильной речи детей дошкольного возраста.

    Познавая красоту окружающего мира (природы, людей), ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, мышление, воображение, фантазия.

    Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы и явления, которые им понравились, у них развивается творчество, которое они могут передать через аппликацию и конструирование из бумаги. Изготовление различных поделок из цветной бумаги – удивительное занятие для детей, а игрушка, которую мастерит ребенок вместе со взрослым, вкладывая частичку своего труда, выдумки, фантазии  и любви, особенно дорога ему.

    Актуальность

    В настоящее время наблюдается критическая  ситуация в развитии речевой активности детей. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от сформированности у них тонких движений пальцев рук. Тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Поэтому благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев рук оказывают занятия объемной аппликацией и оригами.

    Новизна программы в том, что в работе используются нетрадиционные методы практической деятельности:

    -обрывная аппликация,

    -техника оригами, которая является эффективным средством развития моторики рук, речи и творческих способностей у детей,

    -творческие задания, требующие от детей умения комбинировать, творить, искать свои пути решения задачи.

    Цель данной программы: коррекция речевых нарушений посредством развития мелкой моторики рук, развивающейся в процессе освоения техники оригами и объемной аппликации.

    Задачи:

    -способствовать развитию мелкой моторики детей, ручных умений;

    -развивать умение следовать словесным инструкциям педагога;

    -побуждать к сопровождению своих действий активной речью;

    -расширять представления детей о разных видах бумаги, ее структуре, свойствах;

    -создание условий для проявления творчества ребенка, возможности показать свои умения и навыки;

    - формировать способность получать эстетическое удовлетворение и радость от творчества.

    Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Реализуется в кружковых занятиях в течение 1  года.

    Форма и режим занятий:

    Занятия проводятся 1 раз в две недели – 18 занятий в год. Учитывая особенности детей с нарушением речи, необходимости постоянной коррекции при выполнении поделок, наиболее эффективным следует считать малогрупповой способ проведения занятий (6 человек).

    Предполагаемый результат:

    У детей, посещающих кружок, к концу года наблюдается:

    -заметное улучшение мелкой моторики рук;

    -скоординированность  движений, согласованность ручных действий и контроля зрения;

    -умение использовать разнообразные способы вырезывания и обрывания (работа ножницами и пальчиками);

    -расширение словарного запаса детей;

    -активизация речи при выражении своих чувств и эмоций во время деятельности и вне ее.

    Фора подведения итогов – диагностическое обследование детей, при котором учитывается:

    -уровень развития речи детей;

    -состояние моторики;

    -наличие и стойкость интереса к продуктивной деятельности;

    -понимание словесных инструкций;

    -самоконтроль в работе.

    Совокупность положительных умений и навыков в развитии мелкой моторики и речи детей на протяжении года позволит считать, что используемый комплекс развивающих средств был достаточно эффективным.

    В работе используются различные методы и приемы:

    -наблюдения;

    -показ;

    -обследование;

    -беседы, чтение, художественное слово;

    -творческие задания, способствующие развитию фантазии, воображения, нахождению своего собственного решения проблемы;

    -дидактические игры.

    Дидактический материал, техническое оснащение педпроцесса:

     -разные виды бумаги;

    -клей, ножницы;

    -схемы для работы в технике оригами.

    На занятиях используются технические средства обучения.

    Методическое обеспечение педпроцесса:

    1.И.П.Петрова «Объемная аппликация»(учебно-методическое пособие) Санкт-Петербург, 2002г.;

    2.Т.И.Тарабарина «Оригами и развитие ребенка»(пособие для родителей и педагогов)Ярославль, 1996г.;

    3.Т.С.Комарова «Программа эстетического воспитания. Красота. Радость. Творчество»Москва, 2000г.;

    4.С Афонькин «Уроки оригами в школе и дома» (дидактический материал)Москва, 1999г.

    Учебно – тематический план

    Сентябрь

    -отбор детей в кружок, знакомство с техникой оригами;

    -«Рыбка»(оригами)

    Октябрь

    -«Осенний лес» (коллективная аппликация)

    -«Грибок» (оригами)

    Ноябрь

    -«Мухомор» (объемная аппликация)

    -«Цветик-семицветик»(оригами)

    Декабрь

    -«Елка» (оригами)

    «Елочные игрушки» (аппликация)

    Январь

    -«Синица» (оригами)

    -«Ежик» (объемная аппликация)

    Февраль

    -«Старичок – лесовичок на лесной полянке» (коллективная аппликация)

    Март

    -«Щенок» (оригами

    -«Подснежники в корзинке» (объемная аппликация)

    Апрель

    -«Букет из веток вербы и березы» (объемная аппликация)

    -«Лягушка» (оригами)

    Май

    -«Одуванчик» (объемная аппликация)

    -«Бабочки» (оригами)

                                                 Краткое описание тем

    Сентябрь

    -отбор детей в кружок, знакомство с техникой оригами.

    Цель: научить детей складывать квадрат пополам, по диагонали, загибать край листа к середине, загибать углы к середине.

    -«Рыбка» (оригами)

    Цель: продолжать учить складывать из квадрата треугольник, вырезать хвост и плавники, следуя линиям.

    Октябрь

    -«Осенний лес» (коллективная объемная аппликация»

    Цель: учить складывать прямоугольный лист бумаги пополам, вырезать крону дерева, украшать листьями, вырезанными из бумаги, сложенной гармошкой, воспитывать аккуратность при работе с ножницами.

    -«Грибок»

    Цель: научить детей складывать квадрат по диагонали, находить середину листа путем сгибания пополам, воспитывать желание добиваться результатов.

    Ноябрь

    -«Мухомор» (объемная аппликация)

    Цель: научить детей вырезать круг из квадрата, закругляя углы, склеивать в конус, дополнять поделку по желанию, воспитывать аккуратность.

    -«Цветик – семицветик»

    Цель: познакомить детей со схемами, по которым складывают лепестки, закреплять умение работать дружно, выполняя общую работу.

    Декабрь

    -«Елка» (оригами)

    Цель: закреплять умение складывать квадрат по диагонали, а полученный треугольник – пополам, располагать детали в зависимости от размера.

    -«Елочные игрушки»

    Цель: учить детей складывать бумагу гармошкой , делать объемную игрушку из нескольких частей, склеивая их между собой, воспитывать желание изготавливать игрушки для украшения группы.

    Январь

    -«Синица» (оригами)

    Цель: учить создавать поделку из базовой формы «треугольник», познакомить с новым приемом «складка», украсить фигурку деталями из соответствующих цветов бумаги.

    -«Ежик» (объемная аппликация)

    Цель: научить детей склеивать конус, учить использовать в работе разные виды бумаги (фольгу, цветочную).

    Февраль

    -«Старичок-лесовичок на лесной полянке» (аппликация)

    Цель: познакомить детей с сочетанием в изготовлении поделок разных материалов – природного(шишки) и бумаги, додумывать сюжет самостоятельно.

    -«Кораблики для пап» (оригами)

    Цель: продолжать учить детей складывать квадрат по диагонали, тщательно проглаживать линию сгиба, доставлять радость близким людям своим подарком.

    Март

     -«Щенок» (оригами)

    Цель: закреплять умение детей складывать бумагу в разных направлениях, тщательно проглаживая сгиб, подбирать дополнительный материал для украшения поделки.

    -«Подснежники в корзинке» (аппликация)

    Цель: учить детей создавать поделку путем переплетения разноцветных полосок бумаги, развивать внимательность, мелкую моторику.

    Апрель

    -«Букет из веток вербы и березы в вазе»

    Цель: учить детей видеть красоту распустившихся веток, отразить это в аппликации, закреплять приемы вырезывания листьев из бумаги, сложенной гармошкой, симметричные силуэты (вазу), воспитывать умение добиваться желаемого результата.

    -«Лягушка» (оригами)

    Цель: познакомить детей с окрашиванием бумаги способом  «набрызга» для создания более выразительного образа лягушки, воспитывать аккуратность.

    Май

    -«Одуванчики» (аппликация)

    Цель: продолжать учить детей создавать объемную форму поделки (одуванчика), с помощью нарезания тонкими полосками бумаги, воспитывать желание работать в коллективе.

    -«Бабочки» (оригами)

    Цель: закреплять умение детей использовать разные способы складывания бумаги, развивать фантазию, творчество.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический Проект "Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики"

    Педагогический Проект разработан для учителей-логопедов, рекомендован в работе воспитателей групп компенсирующей и комбинированной направленности. Цель Проекта: преодоление речевых нарушений у детей с...

    Презентация на тему "Активизация речевой деятельности посредством развития мелкой моторики" .

    Активизация речевой деятельности посредством развития мелкой моторики.Задачи:•Развивать внимание, усидчивость, память,  умение слушать.•Способствовать улучшению  координации движений пальцев...

    Многофункциональное авторское пособие для коррекции речевых нарушений и развития мелкой моторики рук «Волшебные прищепки»

    Предлагаю вашему вниманию многофункциональное пособие «Волшебные прищепки», которое будет способствовать не только развитию мелкой моторики рук, но и  решению многих других задач для коррек...

    "Профилактика речевых нарушений через развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

    Мастер-класс для педагогов по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)

    Федеральный  государственный  стандарт  дошкольного  образования  определяетцелевые  ориентиры –  социальные  и  психологические  характеристики...