Статья "Специфика монологической речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"
статья по логопедии

Дубра Виктория Викторовна

 Аннотация.  В статье представлены результаты экспериментального исследования монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Представлена и теоретически обоснована структура методики исследования монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития. Проанализированы выявленные   особенности монологической речи у детей данной категории в процессе исследования.

Ключевые слова: монологическая речь, дошкольники, задержка психического развития, мышление и речь, коррекционно-педагогическая работа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifika_mon.rechi_zpr.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика монологической речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Монологическая речь представляет собой сложную речемыслительную деятельность. При формировании и развитии монологической речи существует тождественная связь между речевым и умственным развитием ребенка. В работах исследователей: Н. Ю. Боряковой (1983), В. П. Глухова (1987, 1990, 2004, 2014), М. С. Певзнер (1966), Р. И. Лалаевой (1990), И. Н. Лебедевой (2004), И. Ф. Марковской (1982), В. В. Морозовой (2011), Е. С. Слепович (1978),   Р. Д. Тригер (1981), У. В. Ульенковой (1970,1980,1994) Г. Г. Голубевой (2000) отмечается, что речевое развитие детей с задержкой психического развития характеризуется замедленным темпом и качественным своеобразием. Вопросы формирования монологической речи у детей данной категории в теории и практике достаточно изучены. Однако и сегодня имеющиеся в специальной литературе сведения не в полной мере позволяют получить всестороннюю оценку речевых способностей детей с задержкой психического развития в разных формах речевых высказываний. 

Анализ литературы по проблеме исследования позволил выдвинуть гипотеза, что нарушение формирования монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития обусловлены недостаточностью развития у них не только языковой системы, но и вербально-логического мышления. 

Экспериментальная работа проходила на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» города Шлиссельбурга. В исследовании приняли участие 20 дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза и 20 их сверстников с нормотипичным развитием. Дошкольники с задержкой психического развития составили экспериментальную группу. Дети с нормотипичным развитием – контрольную группу. Возраст детей – 6-7 лет.

Методика исследования включала два блока заданий. Первый блок –  исследование вербально-логического мышления, для чего были выбраны следующие методики: тест «Последовательность событий» [Гуткина, 2000, с.90]; тест направлен на выявление уровня развития логического мышления, речи, способности к обобщению; опросник Я. Йирасека, эта часть была  направленна на получение сведений о развитии мыслительных операций ребёнка; тест «Исключение лишнего» [Белопольская, 2009, с. 8-21], он  дал возможность определить уровень способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки; тест «Классификация предметных картинок» [Рогов, 1999, с. 26-27], тест был направлен на определение способности к классификации.

   Второй блок— исследование монологической речи, для чего была выбрана методика Р. И. Лалаевой, как максимально подробно отражающая психолингвистический подход, где научно-теоретическими предпосылками явились современные психолингвистические представления о структуре речевой деятельности [Лалаева, 2004, с.8-13]. Исследования монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития было направлено на определение особенностей языковой системы у дошкольников с задержкой психического развития и их нормально развивающихся сверстников. Этот блок исследования состоял из пяти   заданий: составление рассказа с опорой на серию сюжетных картинок после предварительной отработки содержания в процессе диалога; составление рассказа с опорой на одну сюжетную картинку после предварительной отработки содержания в процессе диалога; составление рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки содержания; составление рассказа по одной сюжетной картинке без предварительной отработки содержания; составление описательного рассказа.

Анализа результатов позволил выявить уровни сформированности вербально-логического мышления и монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития и у дошкольников с нормальным развитием.

 В первую группу с   высоким уровнем развития вербально-логического мышления и монологической речи вошли 16 испытуемых с нормальным развитием. Для данного уровня было характерно развитие логического мышления, речи, способности к обобщению, умение выделять существенные признаки, группировать объекты на основе существенных признаков, устанавливать логические связи. У детей этой группы все обследуемые мыслительные операции сформированы на достаточном уровне: они практически не допускали ошибок при выполнении предложенных заданий, были способны составлять грамотные самостоятельные высказывания, аргументировать способ выполнение предложенного задания. При исследовании монологической речи можно отметить, что рассказы были составлены этими детьми самостоятельно; сюжеты рассказов - развёрнутые и завершённые; имелись все основные смысловые звенья, логическая связь и последовательность изложения соблюдалась; допускались лишь частичные пропуски деталей ситуации; аграмматизмов не наблюдалось или они были единичны.

Во вторую группу вошли дети со средним уровнем развития вербально-логического мышления и монологической речи. К данной группе были отнесены 4 нормально развивающийся дошкольника и 6 детей с задержкой психического развития. Дети этой группы имели недостаточные способности к обобщению и абстрагированию, трудности группировки объектов на основе существенных признаков. Дети испытывали трудности в построении самостоятельных высказываний, связанные с установлением логических связей, дать пояснение своих действий при выполнении тестов могли только с помощью наводящих вопросов. При составлении рассказов, этим детям  так же требовалась помощь в виде  наводящих вопросов экспериментатора; сюжеты рассказов были простыми, незавершёнными; отмечались пропуски нескольких моментов действия или целого фрагмента, отдельные смысловые несоответствия; рассказы были краткими и состояли из простых предложений; отмечались нарушения в связности повествования, длительные паузы и остановки в повествовании; в рассказах присутствовало однообразие и неточность употребления слов – обобщений, определений, синонимов, антонимов, однокоренных слов; отмечались пропуски членов предложения, ошибки в употреблении союзов и предлогов, ошибки в согласовании и управлении; наблюдались нарушения синтаксической связи между фразами. 

В третью группу с низким уровнем развития вербально-логического мышления и монологической речи было отнесено большинство детей из экспериментальной группы – 14 человек. У всех детей данной группы были выявлены серьезные нарушения развития логического мышления, речи, способности к обобщению и абстрагированию, слабое умение выделять существенные признаки, группировки объектов на основе существенных признаков, установлению логических связей. Дети испытывали трудности в описании получившейся последовательности, их рассуждения были не последовательны, не логичны, реакции на подсказку не наблюдалась. У всех детей данной группы были выявлены серьезные нарушения уже при построении высказываний на уровне фразы; резко выраженные нарушения наблюдались при выполнении всех заданий на составление рассказов, при этом требовалась постоянная помощь экспериментатора; отмечались нарушения смысловой организации высказываний; рассказы очень краткие, не законченные; для высказываний этих детей была  характерны крайняя бедность используемых языковых средств, наличие грубых аграмматизмов, нарушающих связность повествования; выявлено большое количество ошибок в употреблении предложно-падежных конструкций, нарушено согласование существительных с прилагательным, числительным, местоимением в роде, в падеже.

Таким образом, все дети с задержкой психического развития показали средний и низкий уровни сформированности развития вербально-логического мышления и монологической речи. У детей наблюдались нарушения, как семантической структуры текста, так и языкового его оформления. При этом семантическая структура текста, его внутреннее программирование страдали в большей мере, чем языковое оформление. 

Во всех видах заданий обнаружились существенные нарушения программирования текста, невозможность подчинить речевую деятельность замыслу, соскальзывание на побочные ассоциации. У детей с задержкой психического развития можно отметить отставание в развитии планирующей функции речи, трудности кодирования и декодирования текста. При построении высказывания характерным для детей с задержкой психического развития было большое количество сбоев в грамматическом оформлении речевого сообщения, что является это показателем трудностей в планировании и развертывании речевого сообщения. 

Нарушения развития монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития проявляются в трудности вербализации действия, понимании логико-грамматических структур, выражающих пространственные отношения. Это обусловлено несформированностью мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения и нарушением динамики мыслительных процессов. У дошкольников с задержкой психического развития наиболее выражено отставание в вербально-логическом мышлении.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что несформированность монологической речи взаимосвязана с недостаточным уровнем развития вербально-логического мышления. В свою очередь у детей с задержкой психического развития выявлен низкий уровень вербально-логического мышления, который оказывает негативное влияние на развитие монологической речи детей данной категории. 

Как показал анализ результатов констатирующего эксперимента, развитие монологической речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми, имеющими задержку психического развития. У   старших дошкольников с задержкой психического развития не формируется, соответствующий возрастным возможностям уровень развития монологической речи и вербально-логического мышления.      Формирование монологической речи предполагает анализ, сравнение речевых единиц, выделение и обобщение языковых правил, то есть высокий уровень сформированности вербально –  логического мышления. В связи с этим развитие монологической речи детей с задержкой психического развития должно быть основано на развитии мыслительных операций, анализа, синтеза, обобщения, абстракций. Это   требует особого подхода к выбору методов и приёмов активизации речемыслительной деятельности. Коррекционное воздействие должно так же учитывать выявленные специфические особенности монологической речи и вербально-логического мышления дошкольников с задержкой психического развития. 

Библиографический список

1 Белопольская, Н. Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика [Текст]: Руководство по использованию / Н.Л. Белопольская. – Изд. 3-е, стереотип. – М., 2009. - 29 с.

2 Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н.И. Гуткина. – М.: Академический Проект, 2000. – 3-е изд., перераб. и доп. –184 с. – (Руководство практического психолога).

3 Елецкая, О. В. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие с практикумом для вузов / [О. В. Елецкая, М. В. Матвеева, Е. А. Логинова]; под общ. ред. О. В. Елецкой. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2019. — 478 с.

4 Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей [Текст] / Р.И.Лалаева. – СПб.: Наука-Питер, 2006. – 102 с.

 5 Леонтьев, А. А. Слово в речевой деятельности [Текст]: некоторые проблемы общей теории речевой деятельности / А .А. Леонтьев. - 2-е изд., стереотип. – М.: КомКнига, 2006.   - 248 с.  

6 Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога[Текст]: учеб. пособие.  В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста /Е.И. Рогов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.  - 384 с.

7 Речевые нарушения у детей: монография / Л. С.Чутко, О. В. Елецкая, С. Ю. Сурушкина, А. М. Ливинская, Е. А. Логинова, Н. П. Чистякова, Д. А.  Щукина. Москва: МЕДпресс-информ, 2019. 448 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.

Материал рекомендован к использованию в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Использовать в работе могут учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели коррекционных групп....

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста  с задержкой психического развития...

Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие высших психических функций»

Пояснительная запискаПо данным Министерства образования Российской Федерации  среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизическ...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Содержание АООП в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный....

Статья: «Особенности формирования речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Статья на тему: «Особенности формирования речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»...