Презентация ФФНР
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

Презентация ФФНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_ffnr.pptx90 КБ
Файл prezentatsiya_ffnr.pptx90 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Слайд 2

Фонема - минимальная смыслоразличительная единица языка. Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов). Фонематический слух - это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Звуковой анализ – это высшая ступень фонематического восприятия. Звуковым анализом называют процесс разделения различных звуковых комплексов (соединений звуков, слогов, слов) на составляющие их элементы в мысленном плане. Фонематические представления – это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем у детей с нормальным слухом и интеллектом.

Слайд 3

По выраженности нарушений звуковой стороны речи выделяют различные степени ФФНР: Легкая степень - недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков (остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно) Средняя степень - недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи (звуковой анализ нарушается более грубо). Тяжелая степень - ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность .

Слайд 4

Особенности звукопроизношения при ФФНР Отсутствие в речи тех или иных звуков. Замена звука. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [р], [л]-[л'], [j'], вместо звонких — глухие; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т'], [д], [д‘], звонкие заменяются парными глухими, недостаточно противопоставлены пары мягких и твердых звуков. Это создает условия для смешения соответствующих фонем. Трудности различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведет к искажению смысла слова, Р.Е.Левина назвала фонематическими (фонологические). Наличие диффузной артикуляции, заменяющей целую группу звуков. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчетливый звук, вместо [ш] и [с] — мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] — нечто вроде смягченного [ч]. Искаженное произношение одного или нескольких звуков. Ребенок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Это фонетические нарушения (антропофонические) , которые не влияют на смысл слова. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребенок одно и то же слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребенка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой — искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.

Слайд 5

Состояние фонематического восприятия у детей с ФФНР а) нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих — звонких, свистящих — шипящих, твердых — мягких, шипящих — свистящих — аффрикат и т. п.); б) неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза; в) затруднение при анализе звукового состава речи. У детей с ФФН нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т. е. чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Слайд 2

Фонема - минимальная смыслоразличительная единица языка. Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов). Фонематический слух - это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Звуковой анализ – это высшая ступень фонематического восприятия. Звуковым анализом называют процесс разделения различных звуковых комплексов (соединений звуков, слогов, слов) на составляющие их элементы в мысленном плане. Фонематические представления – это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем у детей с нормальным слухом и интеллектом.

Слайд 3

По выраженности нарушений звуковой стороны речи выделяют различные степени ФФНР: Легкая степень - недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков (остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно) Средняя степень - недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи (звуковой анализ нарушается более грубо). Тяжелая степень - ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность .

Слайд 4

Особенности звукопроизношения при ФФНР Отсутствие в речи тех или иных звуков. Замена звука. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [р], [л]-[л'], [j'], вместо звонких — глухие; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т'], [д], [д‘], звонкие заменяются парными глухими, недостаточно противопоставлены пары мягких и твердых звуков. Это создает условия для смешения соответствующих фонем. Трудности различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведет к искажению смысла слова, Р.Е.Левина назвала фонематическими (фонологические). Наличие диффузной артикуляции, заменяющей целую группу звуков. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчетливый звук, вместо [ш] и [с] — мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] — нечто вроде смягченного [ч]. Искаженное произношение одного или нескольких звуков. Ребенок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Это фонетические нарушения (антропофонические) , которые не влияют на смысл слова. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребенок одно и то же слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребенка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой — искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.

Слайд 5

Состояние фонематического восприятия у детей с ФФНР а) нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих — звонких, свистящих — шипящих, твердых — мягких, шипящих — свистящих — аффрикат и т. п.); б) неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза; в) затруднение при анализе звукового состава речи. У детей с ФФН нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т. е. чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного логопедического занятия с детьми с ФФНР в старшей группе по формированию интонационной выразительности речи «ИДЁМ ВСТРЕЧАТЬ ВЕСНУ»

Одной из основных задач обучения детей с речевыми нарушениями является коррекция и развитие интонационно-фонетической стороны речи, задержка в формировании которой к моменту школьного обучения з...

План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"

Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка,  вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...

Презентация Экскурсия с ФФНР и ОНР детьми

Экскурсия в Дом спорта, посещение бассейна, малого гимнастического зала, большого гимнастического зала, беседа с тренером и мамой Ксении Семеновой, директором дюсш....

Консультация для родителей детей с ФФНР «Что такое ФФНР?»

В данной статье раскрываются особенности речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи...

презентация к лексической теме МЕБЕЛЬ_для детей 5-7 лет с ОНР, ФФНР

Наглядный материал для итогового фронтального занятия по теме "Мебель" для детей 5-7 лет с ОНР,ФФНР...

Презентация для фронтального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР

Данная презентация может быть использована для работы с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием ..Тема презентации: " Звук и буква С"....

Презентация для обследования речи детей 5-7 лет с ФФНР

Презентация предназначена для обследования речи детей 5-7 лет . Включает в себя разделы: 1 .анкетные данные; 2. обследование общего уровня развития ребенка; 3. обследование общего звучания речи; 4. об...