Приемы развития поисково-исследовательской деятельности при работе над звуко-слоговой стороной слова.
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Охлопкова Тамара Николаевна

В статье  дается краткое  описание  приемов , игр и упражнений  для  развития  поисково-исследовательской  деятельности  на  занятиях  по  формированию  звуковой стороны  речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pid_pri_rabote_nad_zvukovoy_storonoy_slova.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы развития поисково-исследовательской деятельности  при работе над звуко-слоговой стороной  слова.

      В основе постижения  языка лежит  ориентировочно-исследовательская деятельность, которая  позволяет вычленять из потока речи  её значимые элементы, выводить правила грамматики и  семантики,  строить  предложения и тексты.

      По  мысли доктора психологических  наук, профессора В.П.  Зинченко  услышать слово, понять его,   породить  новое – это  большой  труд.  Именно этим  трудом и занимается дошкольник,  по  сути  становясь  лингвистом,  исследователем  языка. В это время дети  активно  « экспериментируют» со звуком,  слогом,  словом.  В этом  словесном  творчестве  соединяется  чувствительность  к  языку  и поисковая  деятельность. Формирование  навыков  исследовательской   деятельности в процессе  речевого   развития – это  возможность  сделать  пробы и выбор,  экспериментировать  со  звуком, словом. Задача взрослого -  помочь  ребенку в этом.  

      Во многих  работах  отечественных  педагогов  говорится  о необходимости включения дошкольников  в осмысленную исследовательскую деятельность. Большое влияние  на  лингвокреативноую активность  дошкольников  оказывают  языковые игры.

    Основными приемами подачи материала, активизирующими  поисково– исследовательскую деятельность, можно назвать следующие:

- сравнение (схем, звуков, слов);

- выбор (картинок, схем, слов);

- исправление (нелепицы, загадки-обманки,  «нескладушки»);

- поиск, пробы, преобразования (добавь, переставь, замени, выкинь, удлини);

- догадки, предположения (Как ты думаешь? Что было бы, если бы? Зачем);

- классификация и группировка («рассели» звуки, слоги по домикам, корзинкам и т.п.);

- творчество (продолжи, образуй новое слово от заданного);

- анализ и синтез (назови первый, последний звук, составь слово из звуко, данных по порядку, вразброс);

- моделирование (символы звуков, схемы слов, предложений);

 

Итак,  рассмотрим  некоторые  из них более подробно.

   1. Эксперимент «Как поймать звук» 

     Психолог и педагог, создатель научной школы «Психология одарённости и творчества» А. И. Савенков при изучении темы «Что такое звук» рекомендует проводить эксперимент «Как поймать звук». На металлическую миску заранее натягивается кусок пищевой пленки, которую закрепили при помощи резинки. Получился «барабан». Сверху на поверхность «барабана» положили скатанные из салфеток маленькие шарики. «Барабан»  поставить  возле музыкальных  колонок. Звук в колонках звучит тихо. С шариками ничего не происходит. Придвинули миску вплотную к музыкальному центру и включили музыку. Звук звучит громко. Шарики подпрыгивают, словно танцуют. Педагог задает вопрос: «Это как происходит? Почему шарики подпрыгивают? Кто их поднимает? (проводит рукой между миской и динамиками, смотрит под стол). Почему так происходит? Ребята, вы знаете? Как вы думаете, дети, почему шарики подпрыгивают? Кто заставляет их танцевать? Какая сила?» Обязательно выслушиваются все ответы детей. Детей подводят к выводу: «Звук из колонки волной проходит по воздуху и бьет по натянутой пленке, которая колеблется, и бумажные шарики подскакивают вверх. Чем громче звук, тем сильнее подскакивают шарики. Чем громче звук, тем неприятнее нашим ушам, которые воспринимают такую звуковую волну». Так подтверждается гипотеза: «Звук - это колебания воздуха».

2.  Игры «Разные  предметы  издают звуки»,  «Угадай, что звучит ?»,  «Большой и маленький»,  « Где звенит колокольчик?» не  только развивают слуховое  восприятие,  но   позволяют  сделать выводы об источниках  звука,  его  свойствах ( тембре, силе, высоте)

    3. При  формировании зрительно-слуховых  образов звука  можно не просто предложить  готовый звуковой символ, а самим придумать или  выбрать из нескольких  предложенных символов наиболее подходящий;

    4.  На занятии не сообщать  звук, который  будем изучать,  а предложить  понять  самим,  исследовав  слова:

 А)   с какого  звука начинаются  все  предложенные  слова (  азбука,  Аня,  аист)

 Б)   какой звук встречается во всех этих словах  ( Сани,  коса,  нос)

 В)  какой звук в конце ( соК, пауК, листиК)

   5. Предложите  детям  игру  «Живые звуки» на   развитие звукового анализа- синтеза. В этой  игре каждый  ребенок – это какой- либо звук,  дети  должны  выстроиться в линию  таким  образом,  чтобы получилось  заданное слово.

  Варианты  заданий:

       - из каких звуков состоит слог,  слово;

      – какое слово получится из  этих звуков ( например:  с,о,к.  Более сложный  вариант – дать звуки вразброс);

      -  какое слово получится, если звуки  поменяются местами; если  заменить  заданный  звук на  другой.

   6. Игры типа «Домиик» :  дошкольники, исследуя звуковой состав слова,  составляют простейшие звуковые схемы или подбирают  слово к заданной схеме. Например , в каком домике живет  кот, а в каком  лиса?

     7. Игра «Шифровка» , в ходе которой  требуется расшифровать заданное  слово  по  первым  звукам  слов ( Осень, Сок, Аист – оса)

    8.  Создание  проблемных  ситуаций ( ТРИЗ-технологии): что было бы, если  бы пропал звук «А».

    9.  Дети экспериментируют не только со звуками, но и со слогами (переставляют, заменяют, убирают, складывают,  добавляют новые )  

 - как сделать, чтобы кабан превратился в банку? Зина в корзину? И т.д.(кабан-банка, -корзина,);

10.  Игра  «Волшебники»  или  «как  из мухи сделать слона».

 - сложный  вариант  преобразования  слов,  когда  из  заданного  слова,  путем  замены  всего  одного  звука  за один  шаг  надо  получить  совершенно  новое  слово.

 Например,  превратить  мышку в кошку.  Мышка – мошка – кошка.

     

    Таким  образом, используя  приемы поиска и исследования  можно  не  только  повысить  интерес  к занятиям по  формированию  звуковой  стороны  речи,  но  также  развивать наблюдательность,  мышление,  формировать навыки  исследовательской  деятельности.

Литература.

1.Рычагова Е.Е.  Развитие поисково-исследовательской  активности детей дошкольного возраста в  сфере  языка и речи.

2.Светлана Отто. Консультация-практикум «Экспериментируем со словом».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация из опыта работы Тема: «Развитие поисково-исследовательских способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности через изучение природы»

Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисков...

Консультация из опыта работы Тема: «Развитие поисково-исследовательских способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности через изучение природы»

Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, п...

«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка» (из опыта работы)

laquo;Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка» (из опыта работы)...

Приемы развития поисково-исследовательской деятельности при работе над звуко-слоговой стороной слова.

В статье  дается краткое  описание  приемов , игр и упражнений  для  развития  поисково-исследовательской  деятельности  на  занятиях  по  ф...

Приемы развития поисково-исследовательской деятельности при работе над звуко-слоговой стороной слова.

В статье  дается краткое  описание  приемов , игр и упражнений  для  развития  поисково-исследовательской  деятельности  на  занятиях  по  ф...

Приемы развития поисково-исследовательской деятельности при работе над звуко-слоговой стороной слова.

В статье  дается краткое  описание  приемов , игр и упражнений  для  развития  поисково-исследовательской  деятельности  на  занятиях  по  ф...