Принципы коррекционной работы при дизартрии
статья по логопедии

Анисимова Елена Васильевна

Логопедическая работа при дизартрии проводится поэтапно

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsipy_korrektsionnoy_raboty.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

Принципы коррекционной работы при дизартрии (по Н. В. Нищевой)

  1. Коррекционная работа должна строиться в зависимости от формы дизартрии, уровня общего и речевого развития ребенка и его возраста.
  2. Коррекционное воздействие должно быть направлено на развитие всей психической деятельности ребенка, при том, что основным содержанием ее является формирование фонетико-фонематической системы.
  3. Формирование фонетико-фонематической системы должно быть тесно связано с развитием всех компонентов речевой системы, лингвистических способностей ребенка в целом.
  4. Развитие фонематической системы должно опережать развитие фонетической системы. Особое внимание следует уделять развитию слухового восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.
  5. Фонетическую систему необходимо формировать, начиная с просодических компонентов. Сначала следует вырабатывать подачу воздушной струи, далее при необходимости подключать голосоподачу и затем добавлять элементы артикуляции в последовательности прохождения воздушной струи. При постановке звуков обязательна опора на слуховое восприятие.
  6. Необходимо соблюдать поэтапность коррекционного воздействия, начиная работу с уточнения произношения сохранных звуков с учетом структуры артикуляционного дефекта в целом.
  7. Формирование положительной мотивации к совершенствованию звучания своей речи должно осуществляться на протяжении всего курса логопедических занятий. Начинать эту работу следует с формирования положительной установки на логопедические занятия.
  8. Вся  коррекционная работа при дизартрии должна быть направлена на развитие речевой коммуникации.

Логопедическая работа при дизартрии проводится поэтапно.

На первом этапе воспитывается потребность в речевом общении, осуществляется  расширение и уточнение пассивного словаря, подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, коррекция дыхания и голоса, воспитание чувства ритма. Важным на этом этапе работы является  развитие сенсорики, и, прежде всего, слухового восприятия и первоначальных навыков звукового анализа и синтеза.

         На втором этапе формируются произносительные навыки,  коммуникативные способности. Именно на этом этапе осуществляется коррекция артикуляционных нарушений. При спастичности проводится работа по расслаблению мышц артикуляционного аппарата, при низком тонусе – укрепляющий массаж. Очень важно на этом этапе проведение занятий ЛФК, на которых ребенка учат расслаблять и напрягать определенные группы мышц,  выполнять общее расслабление. На этом этапе вырабатывается контроль за положением рта, так как именно отсутствие контроля затрудняет развитие произвольных артикуляционных движений. При спастической форме дизартрии работа начинается с расслабляющего массажа шейной, грудной мускулатуры, мышц рук, затем – лицевой мускулатуры. При проведении расслабляющего массажа лицевой мускулатуры следует оказывать воздействие только на те области, где имеется повышение мышечного тонуса. Проводится специальная мимическая гимнастика. Следующим шагом становится массаж органов артикуляции и проведение артикуляционной гимнастики. На первых этапах артикуляционная гимнастика проводится с максимальным подключением сохранных анализаторов: зрительного, слухового, тактильного.  

          Артикуляционная гимнастика проводится систематически, длительно, используются как общие упражнения, так и специальные. Используются игровые приемы, игрушки, картинки. На этом этапе формируются навыки управления мышцами оральной области, достигается произвольный контроль за глотанием слюны, удержанием рта закрытым, подавляются нежелательные рефлексы и гиперкинезы. Для развития и коррекции голоса используются различные упражнения, направленные на развитие координированной деятельности артикуляции, дыхания, фонации. Сначала используются упражнения для активизации движений мягкого неба, укрепления небной занавески (зевание, покашливание, произнесение гласных  звуков на мягкой атаке, открывание и закрывание рта, имитация жевания). Затем проводятся упражнения по развитию силы голоса, тембра, высоты голоса, интонационной выразительности речи. Эта работа проводится путем подражания, а также в игровых упражнениях. Широко используются игры-драматизации, театрализованная деятельность.

        Работа над дыханием начинается с общих дыхательных упражнений. Широко используются дыхательные тренажеры, игрушки и специальные пособия. Воспитываются навыки управления дыханием, позволяющие произносить речевой материал различного объема на выдохе.  Синхронизация дыхания с мягкой голосоподачей, в результате чего происходит образование свободного прохождения голосодыхательной струи в передние отделы речевого аппарата.

        Коррекция произносительной стороны речи проводится с позиций индивидуального подхода. И способ постановки, и способ коррекции звука выбирается индивидуально. Но в любом случае, перед постановкой звука необходимо добиться узнавания звука и различения его с другими звуками. У ребенка необходимо сформировать адекватные представления о звучании собственной речи. Основными методами работы являются двигательно-кинестетический и слухо-зрительно-кинестетический. В процессе логопедических занятий устанавливаются связи между движением мышц и их ощущением, между восприятием звука на слух, зрительным образом уклада данного звука и двигательным ощущением при его произнесении.        

        На третьем этапе закрепляются все сформированные ранее навыки, совершенствуются фонематические представления, развиваются навыки звукового анализа и синтеза, коммуникативные способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности организации коррекционной работы на занятиях по звукопроизношению с детьми, имеющими диагноз «Дизартрия».

Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи. При дизартрии нарушено не программирование речевого высказыван...

Коррекционная работа при спаситической форме дизартрии

При любой форме дизартрии в первую очередь необходима постановка и автоматизация правильного дыхания, для чего необходима стимуляция и тренировка дыхательных мышц. Необходимо упражнять глубину, длител...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ (по направлениям коррекционной работы)

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НАПРВЛЕННЫЕ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ (по направлениям коррекционной работы) I Развитие ручной моторики и моторики ...

Роль логопедического массажа в комплексной коррекционно-педагогической работе при дизартрии

В данной статье мы рассматриваем значимость логопедического массажа для коррекции речи у детей с дизартирией, особенно на начальном этапе; рассматриваем различные виды логопедического массажа....

Система работы по автоматизации звуков в процессе коррекционной работы с детьми-логопатами, имеющими стёртую дизартрию.

Статья посвящена одной из актуальных проблем современной логопедии -преодолению недостатков устной речи  при дизартриях у детей дошкольного возраста. Проблема обусловлена как значительной распрос...

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

Логопедическая работа с детьми с дизартрией базируется на знании структуры речевого дефекта при разных формах дизарт­рии, механизмов нарушения общей и речевой моторики, учете лич­ностных особенностей ...

Коррекционная работа по развитию мелкой моторики у дошкольников с дизартрией средствами аппликации

Развитие мелкой моторики – это развитие тонких движений кистей  и пальцев рук. В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста....