КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Речевое и фонационное дыхание — это основа правильной речи».
консультация по логопедии

Екатерина Евгеньевна Королёва

Речевое дыхание — это та сила, которая запускает в движение механизм образования звуков и с помощью которой звучит наша речь. Оно играет первостепенную роль в работе голосового аппарата человека. Мы не задумываемся о его важности, а между тем, правильное речевое дыхание является основой четкой дикции, от него зависит сила голоса и темп речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_dyhanie.docx634.35 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2"

Почтовый адрес 142700, Московская область, Ленинский городской округ, г. Видное, ул. Школьная, д.40 телефон  7-495-5411264, 8-499-674-75-14(зел. аллеи) e-mail: school-vid-2@yandex.ru

Место нахождения, адрес: 142703, Московская область, Ленинский городской округ  г. Видное  ул. Школьная  д. 59 а,  тел 8-495-541-18-10 e-mail: lastohka10a@yandex.ru

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Речевое и фонационное дыхание — это основа правильной речи».

Учитель-логопед:

Королёва Екатерина Евгеньевна

Речевое и фонационное дыхание — это основа правильной речи.

Речевое дыхание — это та сила, которая запускает в движение механизм образования звуков и с помощью которой звучит наша речь. Оно играет первостепенную роль в работе голосового аппарата человека. Мы не задумываемся о его важности, а между тем, правильное речевое дыхание является основой четкой дикции, от него зависит сила голоса и темп речи.

Для речевого (или фонационного) дыхания характерны быстрый энергичный вдох, небольшая пауза и продолжительный ровный выдох. Это и есть основное его отличие от физиологического.

Ведь как обычно мы дышим? Короткие и равные по продолжительности вдох и выдох, затем пауза. Делаем это, не задумываясь. Речевым же дыханием мы управляем.

Вдох должен быть бесшумным, а выдох — плавным, без толчков. Умение контролировать выдох — это рациональное использование запаса воздуха в процессе говорения, выдержанные паузы, ровный темп и благозвучность нашей речи.

Формирование речевого дыхания

При речевых дефектах одним из важных этапов коррекции является развитие речевого дыхания. Особенно это актуально для дошкольников, потому что большинство нарушений речи проявляется в детском возрасте.

Чтобы выработать сильную воздушную струю, уметь ею управлять, не захлебываться при разговоре, соблюдать паузы, поддерживать плавность речи, освоить произношение звуков, над речевым дыханием придется поработать.

Постановка речевого дыхания состоит из трех этапов:

- Формирование диафрагмального дыхания и продолжительного ротового выдоха.

- Различение носового и ротового выдохов.

- Развитие речевого дыхания.

На первом этапе осваивается навык дышать глубоко. Это возможно при участии диафрагмы в процессе дыхания. Напряжение межреберных мышц, плавное движение диафрагмы обеспечивают ровный и продолжительный выдох, незаметный со стороны.

На втором этапе происходит подготовка дыхательного аппарата к голосообразованию, приходит умение различать направление воздушной струи, чувствовать работу дыхательных мышц.

Третий этап учит равномерно распределять воздух на выдохе и осуществлять его добор в процессе речи. Это важно для того, чтобы разделить фразу на интонационно-смысловые отрезки.

А сейчас рассмотрим, какие упражнения на каждой стадии помогут в постановке речевого дыхания.

Но сначала напомним о простых правилах:

- помещение, где проходит занятие, необходимо проветрить;

- дыхательные упражнения выполнять до еды;

- одежда должна быть свободная, не стесняющая движений;

- во время выполнения упражнений на вдохе следить, чтобы не поднимались плечи, а на выдохе — не надувались щеки.

Этап формирования диафрагмального дыхания и продолжительного ротового выдоха

Все занятия по надуванию чего бы то ни было, например, шаров, мыльных пузырей; по созданию бури в стакане воды, настольному футболу с мячом из ваты.

Также хорошо помогает развитию фонационного дыхания игра на духовых музыкальных инструментах, это помогает разрабатывать дыхательные мышцы и легкие, учит дышать животом.

Автоматизировать этот процесс помогает произношение на удлиненном выдохе гласных звуков и слогов, шепотом и с участием голоса.

Чтобы дифференцировать выдох через нос и рот, полезно выполнять следующие упражнения:

сделать вдох и выдох через нос;

вдохнуть носом, выдохнуть ртом;

вобрать воздух ртом, а выдохнуть через нос;

вдыхать и выдыхать через рот.

А это — динамические дыхательные упражнения, сочетающие дыхание с движениями тела:

C:\Users\1\Desktop\дипло\Uprazhnenie-Gusi-letyat.jpg

C:\Users\1\Desktop\дипло\Uprazhnenie-Vyrasti-bolshoj.jpg

C:\Users\1\Desktop\дипло\Uprazhnenie-Regulirovshhik.jpg

C:\Users\1\Desktop\дипло\Uprazhnenie-Ezhik.jpg

C:\Users\1\Desktop\дипло\Uprazhnenie-CHasiki.jpg

Развитие речевого дыхания

Умение рационально распределять выдох нарабатывается при произношении слогов. Слоги произносятся на выдохе громко, ровно, раздельно. Их количество постепенно увеличивается.

БА-БА-БА

НА-НА ВА-ВА ЛА-ЛА

НУ-НО ВИ-ВО ЛУ-ЛЭ ПА-ПО

После освоения этого навыка можно переходить к произношению слов и словосочетаний, также увеличивая их число на одном выдохе.

Добор воздуха в процессе произношения хорошо тренировать на стихотворном материале во время пауз между строками. Делать его надо энергично и бесшумно. Для контроля дыхания можно держать ладонь на животе, чтобы чувствовать движение диафрагмы.

Попробуйте:

Желтый, солнечный лимон,

Он полезен с чаем,

А без чая кислый он-

Мы про это знаем.

Закрепляется приобретенный навык речевого дыхания во время общения в повседневной жизни. Должно пройти некоторое время, чтобы умение правильно дышать во время речи вошло в привычку.

Если использовать это время, развивая познавательные способности ребенка, его кругозор, словарный запас, совершенствуя его дикцию и технику речи, то новые умения значительно быстрее войдут в его жизнь.

А с ними сойдут на нет психоэмоциональное напряжение, неуверенность, страх общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как помочь своему ребенку в овладении правильной речью"

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов дает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми....

31.05.2020 Консультация для родителей "Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи"

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи            Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система...

2021 год. Консультация для родителей: «Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка»

Консультация для родителей:«Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка»...

Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитие ребенка. Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"

Формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет. Создание условий для развития у дошкольников звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха....

Консультация для родителей. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка.

laquo;Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка»...

Консультация для родителей "Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи"

     Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для п...

Выступление на педчасе "Речевое дыхание как основа правильной речи"

Дыхание – основа жизни и здоровья человека. В норме у детей параллельно с физиологическим дыханием, формируется и речевое дыхание. В чем же отличие речевого дыхания от обычно...