Консультация для родителей "Как помочь своему ребенку в овладении правильной речью"
консультация на тему
Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов дает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
« Как помочь своему ребенку в овладении правильной речью?»
Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда ребенок много болеет, по каким – то причинам часто отсутствует в детском саду.
Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов дает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми.
Однако очень часто можно констатировать тот факт, что родители не уделяют должного внимания работе по преодолению какого-либо речевого дефекта у ребенка. На мой взгляд, это связано с двумя причинами:
- родители не слышат недостатков речи своих детей;
- взрослые не придают нарушениям речи серьезного значения, полагая, что с возрастом все пройдет само собой.
Но время, благоприятное для коррекционной работы, проходит, а дефекты речи остаются. Ребенок из детского сада уходит в школу, и эти недостатки приносят ему немало огорчений. Сверстники замечают искажение звуков или неправильно произносимые слова, высмеивают одноклассника, взрослые постоянно делают замечания. В тетрадях могут появиться «необычные» ошибки. Ребенок начинает стесняться общения со сверстниками и взрослыми, отказываться участвовать в праздниках, где надо читать стихи или что-то рассказывать, неуверенно чувствует себя, отвечая на занятиях и уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.
В этой ситуации критические замечания и требования говорить правильно, настоятельно предъявляемые взрослыми, не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что именно помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком.
Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:
1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.
2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:
- посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.);
- в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. ( например: «Это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу», «Коля рисовал, а Даша рисовала» и т.д.);
- обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы - глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);
- привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину и т.д.);
- совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у тебя ...» желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).
3. Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо. Например, готовим: варим, жарим, печем; вкусовые качества пищи: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет продуктов: зеленый, желтый и т.д.
4. Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю — ребенку.
Важно, чтобы вся вышеописанная работа происходила на высоком эмоциональном подъёме ребенка, и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи.
Родителям следует учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/09/picture-343493-1502291668.jpg)
Практикум для родителей «Развитие речи детей среднего возраста. Чем могут помочь своему ребенку родители?»
Раскрыты особенности развития речи детей среднего возраста. Родителям даны рекомендации, чем они могут помочь своему ребенку....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/20/picture-651611-1458496186.jpg)
Семинар-практикум «Развитие речи детей среднего возраста. Чем могут помочь своему ребенку родители?»
Любое нарушение легче предотвратить, чем исправить!...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/02/picture-744178-1519988582.jpg)
Как помочь ребенку в овладении правильной речью?
Консультация для родителей на тему "Как помочь ребенку в овладении правильной речью?"...
Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика как основа овладения правильным звукопроизношением"
Консультация для родителей дошкольников на тему "Артикуляционная гимнастика"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/04/picture-968677-1509806600.jpg)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧИ: КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ
Если для дошкольников речь является практическим средством общения с людьми, то для детей школьного возраста речь является ещё и средством усвоения школьных знаний. И, естественно, без изучения самого...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/10/picture-640484-1639140495.jpg)
Консультация для родителей "Как помочь своему ребенку?"
Каждый родитель хочет, чтобы ребенок успешно учился в школе. В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – это игра. Следовательно, у ребенка надо развивать все психические функции чере...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/21/picture-1429341-1671601087.jpg)
Развитие речи детей среднего возраста. Чем могут помочь своему ребенку родители?
Любое нарушение легче предотвратить, чем исправить.Чем могут помочь своему ребенку родители? В этой презенации подробно рассказанно как родитель, может помочь своему ребенку развивать речи на этапе ср...