Как помочь ребенку в овладении правильной речью?
консультация на тему

Сазанова Анжелика Александровна

Консультация для родителей на тему "Как помочь ребенку в овладении правильной речью?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_svoemu_rebenku_v_ovladenii_pravilnoy_rechyu1.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

                   КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  

« Как помочь своему ребенку в овладении правильной речью?»

 Порою  умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда ребенок много болеет, по каким – то причинам часто отсутствует в детском саду.

 Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов дает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми.

 Однако очень часто можно констатировать тот факт, что родители не уделяют должного внимания работе по преодолению какого-либо речевого дефекта у ребенка. На мой взгляд, это связано с двумя причинами:

  • родители не слышат недостатков речи своих детей;
  • взрослые не придают нарушениям речи серьезного значения, полагая, что с возрастом все пройдет само собой.

 Но время, благоприятное для коррекционной работы, проходит, а дефекты речи остаются. Ребенок из детского сада уходит в школу, и эти недостатки приносят ему немало огорчений. Сверстники замечают искажение звуков или неправильно произносимые слова, высмеивают одноклассника, взрослые постоянно делают замечания. В тетрадях могут появиться «необычные» ошибки. Ребенок начинает стесняться общения со сверстниками и взрослыми, отказываться участвовать в праздниках, где надо читать стихи или что-то рассказывать, неуверенно чувствует себя, отвечая на занятиях и уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

В этой ситуации критические замечания и требования говорить правильно, настоятельно предъявляемые взрослыми, не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что именно помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком.

 Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:

1.   Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

2.   Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:

  • посредством    называния    окружающих    предметов    и    явлений    развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.);
  • в   собственной  речи   четко   проговаривать   окончания   слов,   дать  ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. ( например: «Это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу», «Коля рисовал, а Даша рисовала» и т.д.);
  • обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы - глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);
  • привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину и т.д.);
  • совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у тебя ...» желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).

3.  Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты,  из которых готовится блюдо. Например, готовим: варим, жарим, печем; вкусовые качества пищи: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет продуктов: зеленый, желтый и т.д.

4. Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю — ребенку.

  Важно, чтобы вся вышеописанная работа происходила на высоком эмоциональном подъёме ребенка, и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи.

  Родителям следует учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.

                                                                               Желаею успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как помочь ребенку в овладении счетом, чтением и письмом"

Даны рекомендации родителям по овладению счетом, письмом, письмом ребенку 6-7 лет...

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ. Как помочь ребенку овладеть правильной связной речью

Овладение связными нормами высказываний - сложный и длительный процесс. Осуществляя эту задачу, педагог способствует умственному развитию детей, т.к содержание рассказов отражает, закрепляет их знания...

Как помочь ребенку в овладении математикой

Консультация для родителей детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Как помочь своему ребенку в овладении правильной речью"

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов дает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми....

Как помочь ребенку избежать трудностей при овладении письмом? Советы логопеда родителям

В статье представлены практические рекомендации родителям детей дошкольного возраста по профилактике нарушений письма....

«Как помочь ребенку в овладении счетом, чтением и письмом»

Нередко  родители, еще не думая о подготовке к школе, начинают обучать детей читать, считать и писать. Иногда дети сами проявляют инициативу: то спросят, какая это буква, то скопируют слово...

Как помочь ребенку в овладении счетом, чтением и письмом

В подготовительных группах детских садов проводятся занятия по счету, чтению иписьму, поскольку современное школьное обучение предполагает определенныйуровень овладения этими навыками. Нередко и сами ...