Консультация для родителей "Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи у детей"
консультация по логопедии

Лековая Наталья Александровна

Работу по формированию лексико – грамматической стороны речи нужно начинать еще в дошкольном возрасте.

Многие дети дошкольного возраста часто испытывают трудности в построении предложений, неправильно используют предлоги, затрудняются преобразовывать существительные единственного числа во множественное (кольцо – «кольцы», пень – «пени»), согласовывать существительные с числительными (пять утков, пять конев), неправильно используют падежные окончания, не умеют образовывать уменьшительно – ласкательные формы («домичек» вместо домик).

Поэтому необходимо пристальное внимание к речи детей не только со стороны специалистов (воспитателей, учителя-логопеда и других педагогов), но, в первую очередь, со стороны родителей, так как именно Вы являетесь для детей авторитетом и примером для подражания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_igry_i_uprazhneniya_po_razvitiyu.docx96.62 КБ

Предварительный просмотр:

 «Игры и упражнения по развитию

лексико-грамматического строя речи у детей»

Работу по формированию лексико – грамматической стороны речи нужно начинать еще в дошкольном возрасте.

Многие дети дошкольного возраста часто испытывают трудности в построении предложений, неправильно используют предлоги, затрудняются преобразовывать существительные единственного числа во множественное (кольцо – «кольцы», пень – «пени»), согласовывать существительные с числительными (пять утков, пять конев), неправильно используют падежные окончания, не умеют образовывать уменьшительно – ласкательные формы («домичек» вместо домик).

Поэтому необходимо пристальное внимание к речи детей не только со стороны специалистов (воспитателей, учителя-логопеда и других педагогов), но, в первую очередь, со стороны родителей, так как именно Вы являетесь для детей авторитетом и примером для подражания.

Обучение может осуществляться с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом, мячом. Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки, картинки.

 «Играть в слова» с ребенком можно по пути домой или по дороге в детский сад, собираясь на прогулку, идя в магазин, перед сном и т.д. Важно, чтобы все игры с ребенком проходили в атмосфере доброжелательности и заинтересованности. Необходимо поощрять любые, даже самые маленькие его успехи. Если задание кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных Вами. Ни в коем случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ. Также не рекомендуется повторять речевые ошибки ребенка во время игры. Лучше будет, если Вы просто скажете: «Неверно», «Не так сказал» - и предложите правильный вариант ответа.

Дидактические игры на развитие

словаря и грамматического строя речи

1.        «Догадайся, что это». Взрослый описывает какой-то предмет, называя как можно больше его признаков, ребёнок должен догадаться, о чём идёт речь. (Например: «Это фрукт, оно спелое, круглое, сладкое, румяное, сочное, из него варят компот, делают джем и варенье».) Постепенно нужно привлекать ребенка к загадыванию таких загадок.

2.        Игра с мячом «Скажи наоборот». Взрослый бросает мячик и называет любое прилагательное или глагол, ребёнок должен назвать слово, противоположное по смыслу: добрый – злой, пришёл – ушёл, бросил – поймал, широкий – узкий.

3.        «Назови ласково». Вы говорите ребёнку: «Сегодня к нам пришел невидимый гном-малютка. У него есть волшебная палочка. Все предметы, до которых он дотрагивается, сразу же становятся маленькими. Шкаф превращается в шкафчик, кресло – ….».

4.        «Кто подберёт больше слов». Ребенок должен назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы:

–        Что можно сшить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку и т.д.)

–        Что можно надеть на голову? (Шапку, панаму, кепку и т.д.)

–        Что можно завязывать? (Шапку, шарф, шнурки, бантик и т.д.)

5.        Игра «Мой, моя, моё, мои». Игроки должны назвать предметы, про которые можно сказать «он мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка и т.д.); «она моя» (моя кукла, моя машина, моя сумка и т.д.)

6.        «Перестановка». Все члены семьи собираются вместе и решают сделать «перестановку». Каждый игрок рассказывает (можно и рисовать), где будет находиться тот или иной предмет мебели: телевизор на тумбочке в правом дальнем углу, слева от него – шкаф с книгами и т.д. Приветствуются любые варианты, даже не очень реализуемые, главное, чтобы предложения строились правильно.

7.        «Что в чём хранится?». Во время сервировки стола к ужину, мама просит ребенка подать сахарницу, а затем говорит: «Почему сахарницу так назвали? Правильно. В ней хранится сахар. В чем хранятся конфеты, сухари, иголки?». Постарайтесь вспомнить вместе с ребенком как можно больше слов с суффиксом –ниц. Назовите слова, неподходящие под это правило (солонка, маслёнка и др.)

8.        «Варим варенье, делаем сок». Покупая в магазине продукты, выясните, какой бы сок хотел купить ваш малыш. Стоя в очереди, вспомните, из каких ягод и фруктов ещё делают соки и как они называются. Точно так же можно обговорить и названия джемов, варенья и даже каш.

9.        «Один-много». Взрослый называет один предмет, а ребенок – много таких предметов. (Можно использовать мяч). Например: шар... (шары), комар... (комары), гриб... (грибы), шкаф... (шкафы)

10.        «Чего много?» Цель: усвоение образования существительных в родительном падеже множественного числа.

Апельсин — много апельсинов; кукла — много кукол; гриб — много грибов; карандаш — много карандашей; ручка — много ручек;

11.        «Посчитай». Цель: практическое освоение согласования существительных с числительными. Детям демонстрируются картинки с изображением нескольких предметов, и предлагается сосчитать их. Образец ответа: один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров. (Примерный речевой материал: гриб, стул, кукла, машина, тетрадь, перо, ведро, колесо.)

12.        «Подумай и скажи». Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных. Предлагаем детям дать словами правильные определения.

Образец        ответа: Если        на        рубашке        грязь,        то        рубашка грязная.        При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).

Примерный речевой материал: Если на улице очень холодно, то день ... Если на улице шум, то улица ... Если человеку сопутствует удача, то человек ... Если у человека талант, то человек ...

Таким образом, включение разнообразных игр и упражнений на развитие лексико-грамматического строя играет важную роль в речевом развитии Ваших детей.

Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе.Причины возникновения аграмматизмов у детей.Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического с...

Консультация для родителей "Дидактические игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи детей с ОНР"

Консультация для родителей "Дидактические игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи детей с ОНР"...

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР

Общее недоразвитие речи - это сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.Дети испытывают трудности в...

Консультация для родителей на тему: «Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи»

Консультация для родителей на тему:«Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи»...

«Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»

Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи у детей...