Коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР с помощью игр и упражнений
статья по логопедии (старшая группа)

Трашенкова Людмила Владимировна

Этапы работы  по формированию  слоговой структуры слова. Описание игр и упражнений, направленных на преодоление нарушений слоговой структуры слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slogovaya_struktura_slova.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция нарушений  слоговой структуры слова у детей с ОНР с помощью  игр и упражнений

Для полноценного формирования  слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, темпо-ритмическая организация движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова. Поэтому работа учителя-логопеда по коррекции слоговой структуры слова всегда должна начинаться с невербальных упражнений, направленных на развитие этих неречевых процессов.                                

  З.Е. Агранович в своём   пособии «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей»  предлагает систему логопедических мероприятий по устранению  нарушений слоговой структуры слов. Автор складывает всю коррекционную работу из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков и выделяет два основных этапа:

  • Подготовительный этап  позволяет подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится  сначала на невербальном, а  затем на  вербальном материале;
  • Коррекционный этап  предполагает  непосредственную коррекцию дефектов ССС  через серию специальных игр и упражнений; работа ведется на вербальном материале.                              

Особое значение на каждом уровне автор отводит “включению в работу” помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.                                                                                 Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:

  • формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;
  • развитие временно-пространственной ориентировки;
  • развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.

На этом этапе можно использовать различные виды ходьбы с музыкальным и речевым сопровождением, танцевальные движения в сочетании с хлопками в ладоши, речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона, простые танцевальные упражнения. Упражнения на развитие координации рук: выполнение движений поочередно правой и левой руками, а затем одновременно обеими руками.

На этом этапе работы можно использовать такие игры и упражнения:

  • «Повтори за мной»  - логопед выполняет серии вначале из двух, затем из трех-четырех движений, дети выполняют инструкции: «Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1) Сели — встали, сели — встали, … 2) Руки в стороны — на пояс, в стороны — на пояс, …3) Нога вперед — назад — в сторону, вперед — назад — в сторону;
  • «Что сначала, что потом» - (взрослый дает ребенку задания: 1) вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу и т.д.);
  • «Посмотри и повтори» (взрослый показывает серию движений, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последовательности);
  • «Ловкие пальчики»- чередование различных поз: 1) Кулачки — ладошки, … 2) Колечки — ушки — рожки, … 3) Пальчики здороваются;
  • Артикуляционные упражнения - чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Забочик» — «Бублик»; 2) «Часики»; 3) «Лопатка» — «Иголочка», 4) «Горка» - «Чашечка» и др.;
  • «Ритмические дорожки» -  (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов в определенной последовательности);
  • «Дождик» - воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: (большая капля — длинный хлопок, маленькая капелька — короткий). 

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется только после усвоения материала предыдущего уровня.

Выделяются следующие уровни:

  • уровень гласных звуков;
  • уровень слогов;
  • уровень слов;
  • уровень коротких предложений;
  • уровень чистоговорок, стихов и других текстов.

Упражнения на уровне звуков:

- «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на карточке. Произнеси звук И столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши»;

- «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.

Упражнения на уровне слогов:

– «Слоговая гусеница» - произносить цепочку слогов с одновременным выкладыванием  дорожки из камешков «Марблс» (нанизыванием  бусинок);
– «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем;
–Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом;
–Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;
– Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.                Упражнения на уровне слова:                                                                                  - «Прохлопай мячом слово» - отбить мячом ритм заданного слова;                           - «Сосчитай» - произносить заданные слова и выкладывать камешки. Сравнить слова, найти более длинное слово;                                                         - «Передай мяч» - дети передают мяч друг другу  и одновременно называют  слог заданного слова;                                                                                                - «Назови правильно» - логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно;                                                                                       -«Найди самое длинное слово» - ребёнок выбирает картинку из предложенных, на которой изображено самое длинное слово;                            - «Найди лишнее слово» - логопед называет серию слов с разной ритмической структурой. Дети должны выбрать и назвать слово, ритмически отличающееся  от других слов;                                                                                - «Закончи слово» - логопед начинает слово, а ребёнок добавляет одинаковый слог и называет слово, которое получилось.                                                         Таким же образом строится последующая  работа на уровне предложений, стихов, текстов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые направления коррекции слоговой структуры слова у детей с ОНР.

В работе раскрывается коррекционная работа над слоговой структурой  слова....

Формирование и коррекция слоговой структуры слова у детей с патологией речевого развития.

Формирование и коррекция слоговой структуры слова у детей с патологией речевого развития....

«Формирование и коррекция слоговой структуры слова у детей с речевой патологией»

Итак, нарушение слоговой структуры слова представляет значительную сложность для логопедической работы.   Самым распространённым дефектом произношения слов различной  слоговой структуры...

Мастер-класс для воспитателей: "Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста"

Мастер-класс для воспитателей: "Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста"Познакомить педагогов с системой приёмов и методов коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей ...

«Вариативные подходы к программе «Коррекция звукослоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (3) как средство профилактики нарушений письменной речи на почве несформированности языкового анализа и синтеза»

В методическое пособие «Вариативные подходы к реализации целей логопедических занятий по программе «Логообучалочка» включены:- программа «Коррекция звукослоговой структуры слов...

Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

При подготовке ребенка  с ТНР к школе необходимо  поработать над слоговой структурой слова, то есть определение количества слогов в слове, места слога в слове, выделение гласных звуков в сло...

«КОРРЕКЦИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР"

С каждым годом отмечается увеличение числа детей с общим недоразвитием речи, у которых нарушено формирование всех сторон речи. (слайд 2) Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возрас...