Камешки Марблс - как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста
статья по логопедии (старшая группа)

Галкина Надежда Петровна

Камешки Марблс удачно применяются в работе с детьми дошкольного возраста, так как отвечает всем требованиям ФГОС и сочетают в себе разнообразные методы традиционных и инновационных игровых приёмов. Работа с камешками Марблс даёт возможность развития личностных умений дошкольников, осмысливания своих потребности. Камешки Марблс употребляются в играх разностороннего уклона:

- исследование уровня развития (выявляются своеобразие эстетической и моторной деятельности ребенка, обнаруживаются речевые ресурсы);

– дидактические игры (упражнения для формирование всех сторон речевого развития, становление заинтересованности к обучению, выработки коммуникативности).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_galkinoy_kamushki_marbols.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Н.П.Галкина,

учитель-логопед;

МБДОУ «Детский сад №29 «Журавушка»

г. Мичуринск, Тамбовская область

Камешки Марблс - как средство речевого развития детей

старшего дошкольного возраста

Ведение ФГОС предъявляет особые требования к среде развития детей дошкольного возраста. Для создания у дошкольников стойкой мотивации к познанию и творчеству, необходимо искать инновационные технологии и средства, отвечающие содержательно – насыщенной, вариативной и вместе с тем доступной среды, отвечающей современным требованиям дошкольной системы образования.

Камешки Марблс удачно применяются в работе с детьми дошкольного возраста, так как отвечает всем требованиям ФГОС и сочетают в себе разнообразные методы устоявшихся и нетрадиционных игровых приёмов и средств. Для того, чтобы увлечь детей, сделав процесс обучения увлеченным и интересным необходимо сделать упор на инновационный материал, который будет помогать не только развитию мелкой моторики, но и познавательной активности детей, а также развитию речи. Таким материалом представляют камешки Марблс.

Марблс – это набор камешек, который подходит занятий со всеми возрастными группами детей. Они значатся как многофункциональное руководство, которое находит употребление во всех образовательных областях. Они носят важное превосходство перед некоторыми полезно-игровыми способами, применяемыми для развития речи. В итоге воспитательно-развивающий процесс принимается ребенком как игра. Занимаясь с играми Марблс, у дошкольников не зависимо от наличия навыков, всегда конструируются выразительные и отличные строения. Это всегда приводит к эмоциональному положительному состоянию успеха.

Работа с камешками Марблс предоставляет возможность выработать личностные умения ребенка, осмысливать свои потребности и ресурсы их исполнения. Во время занятия камешки можно разложить в разных местах- на полу, столе, шкафу, что даёт возможность физически ослабленным детям двигаться, развивать общую моторику.

Камешки Марблс классифицируя и систематизируя материал, развивают умение открывать логичность и обусловленность, улучшают внимания и памяти дошкольников, поддерживают умение сочетать элементы и детали, воспитывают ощущение такта, расцветки, построения. Броские цвета камушек помогают удерживать внимание и совершенствуют полезность действий детей. Сочиненные короткие сказочные рассказы, вдохновляют ребенка к деятельности, и способствует развитию воображению для речевых упражнений.

Камешки Марблс употребляются в играх разностороннего уклона:

– исследование уровня развития (выявляются некоторое своеобразие чувствительно-характерной и моторной деятельности ребенка, обнаруживаются речевые ресурсы ребенка, определяется степень коммуникативности);

– дидактические игры (осуществление упражнений для формирования речи и духовных этапов у детей, становление заинтерисованности к обучению, выработки коммуникативной функции);

В ходе осуществления образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» необходимо употреблять разнообразные игры, одной из которых является игра «Красный, зеленый, желтый». Дети внимательно рассматривают картинки с некоторыми обстоятельствами, затем они с помощью зелёного камешка демонстрируют, что это хорошо, красным камешком отмечают, что плохо, при помощи желтого камешка – ситуацию для обдумывания.

Камешки при построении сюжетно-ролевых игр можно использовать как элементы-помощники. Их можно применять при изучении правил дорожного движения. Дети выкладывают путь пешехода и транспортного средства на макете дороги, изображают цвета светофора.

Камешки Марблс можно широко применить в образовательной области «Познавательное развитие». Во время знакомства с внешними свойствами предметов, их цветом, величиной и формой, детям можно предложить игру «Волшебные квадраты», где они выкладывают узоры сначала по образцу, а затем по собственной задумке. С этой же целью предлагается детям выложить камешки в задуманной последовательности: например, разложить их от большого к маленькому или наоборот. Дети могут выложить непростые ряды: три одинаковых по цвету больших камешка и два маленьких камешков. Далее ребенок сам должен придумать свой орнамент и продолжить ряд.

Игра «Помоги двум кошкам найти свои домики» нацелена на развитие пространственного восприятия. По инструкции надо выкладывать дорожки (две клеточки влево, три вправо...)

При изучении лексических тем, для речевого развития используются камешки Марблс для расширения объема рассматриваемого материала. Детям предлагается выложить из камешков различные предметы одежды, посуды, цветы и многое другое.

Упражнение «Выложи по контуру» закрепляет знания детей по лексическим темам, классификация предметов по назначению.

В игре «Ласковые слова» развивается грамматический строй речи детей. Дети, выстроив дорожку из камешков, помогают сказочному герою добраться до места назначения, называя при этом с уменьшительно-ласкательным значением.

Так же камешки можно использовать в работе над антонимами. Ребенок выкладывает длинную и короткую дорожку, широкую и узкую, а как же прямую и кривую дорожки.

Игра «Удивительный мешочек» поможет развить ассоциативное мышление, память, внимание. Детей можно научить правильному согласованию существительных с прилагательными. Нужно достать из мешочка камешек любого цвета и сравнить цвет с предметом. Например: белый камушек- белый снег; красный камешек - красный арбуз, яблоко, земляника, зелёный камушек – зеленый огурец, лук, крокодил и т. д.

С помощью Марблс проводится игра «Репортаж». Например, камешки разложены так: желтый, голубой, белый, зелёный, красный. Рассказ может быть таким: Однажды из яйца вылупился желтый цыплёнок. Он поднял головку вверх и впервые в жизни увидел голубое небо. Рядом с цыпленком суетилась белая мама-курица. Она повела цыпленка на зелёный лужок. Там малыш увидел красный цветок.

Во время занятий по подготовке к обучению грамоте камешки Марблс успешно применяются как заменители фишек – звуков. Традиционно синий цвет будет обозначать все твёрдые согласные, зеленые камушки – это обозначение мягких согласных звуков, а красным цветом камушек обозначают гласные звуки. Детям предлагается варианты игр и упражнений на развитие фонематических представлений.

В игре «Найди место звуку» ребенок называет линейную последовательность всех звуков слова, считают сколько всего в слове гласных, а сколько согласных. определяет с какого звука начинается слово, даёт характеристику гласным и согласным, придумывает новые слова с заданным звуком.

В игре «Начало, середина, конец», ребенок определяет позицию заданного звука. Например, звука [П].

В игре «Гусеница - модница» педагог называет ряд слов, а ребёнок определяет первый последний звуки в каждом слове и последовательно выкладывает соответствующий камушек.  

Во время игры «Звуковая шкатулка» ребёнок достаёт из шкатулки камушек (красного, зелёного или синего цвета) и придумывает слово, начинающий на соответствующий звук.

Используют камешки и при знакомстве с буквами: они конструируют буквы по модели из камней подходящего цвета. У– улитка- гласная, красные камушки, Л – лиса зелёные, слово начинается с мягкого звука; С – слон синие, так как в начале слова стоит твёрдый согласный звук.

Исправление расстройства письма проводится в игре «Зеркало для букв».  Детям рассказывается о буквах, которые часто смотрели в зеркало и затрудняются ответить, где они истинные, и где их отражения. Детям рекомендуется оказать помощь буквам, устранить их ложные отражения.

Игра «Сказочные лабиринты» даёт возможность употреблять большое количество сказочных сюжетов, развивает связную речь. Необходимо пройди лабиринт и передать содержание сказки. Подобные лабиринты картинок можно использовать на какой- то определённый звук. Можно наблюдать развитие фонематических представлений, закрепление автоматизированного звука.

Игра «Друзья встретились» поможет закрепить изолированное произношение звука, сформировать безошибочный артикуляционный уклад и целенаправленную речевую струю, разовьет фонематические функции. Дети выкладывают звуковую дорожку, всякий раз произносят поставленный звук.  

Использование камешков Марблс у детей развивается у детей грамотную речь, формирует внимание, мышление и творческое воображение. Дети превращаются в уверенных личностей и помогают приобретать благоприятные чувства. Данные игры содействуют речевой инициативе детей и могут быть использованы как в учебной деятельности, так и в свободной работе.

Список использованной литературы

Ильинская М.В. Познаём-чувствуем-размышляем. Москва, Аркти, 2014.

Колесникова С. В. «Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста», журнал «Логопед» №5, 2017 с. 23-41

Тарасенко А. Е. Волшебные камешки Марблс в познавательном развитии дошкольников. Методическое пособие - Н. Новгород, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра, как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Данная методическая разработка предназначена для воспитателей и родителей ДОУ....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Загадка, как средство речевого развития детей дошкольного возраста» .

Целью данных методических рекомендаций является развитие речи детей с помощью загадки.Работа осуществляется в тесном взаимодействии с педагогами – логопедами и родителями. Для этого используются актив...

Мнемотехника как средство речевого развития детей дошкольного возраста.

В презентации даны методические рекомендации по использованию мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста,обеспечивающей эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации,...

Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко с...

Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Песочная терапия — одна из разновидностей игровой терапии. Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ре...

«Камешки «Марблс» - как средство познавательны способностей детей дошкольного возраста»

Игры с камушками оказывают положительное влияние на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает люб...

Камешки Марблс, как технология всестороннего развития детей дошкольного возраста

Камешки Марблс, как технология всестороннего развития детей дошкольного возраста...