Конспект занятия. "Образование сложных слов".
план-конспект занятия по логопедии

Нестерова Инна Николаевна

Учить детей образовывать и употреблять сложные слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Образование сложных слов. (Подготовительная группа)

(Лексическая тема: Мой дом.)

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

-учить детей образовывать и употреблять сложные слова.

Коррекционно-развивающие:

-упражнять детей в подборе действий, соответствующих назначению комнат;

-закреплять умение составлять предложения, употребляя различные предлоги;

-расширять и активизировать словарь по теме.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у детей аккуратность и желание помогать взрослым в работе по дому.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением улицы и дома.

Ход занятия

1. Орг. момент.

    Игра «Угадай, что это?».

    Дверь, потолок, пол, окно, стены. (Комната)

    Фундамент, балкон, лестница, крыша,  стены, окна, двери. (Дом).

 Логопед: Пускай мне хорошо в гостях,

                    Но лучше дом родной.

                     В каких бы ни был я местах-

                    Всегда вернусь домой.

                    Меня родные стены ждут-

                    Помогут, защитят.

                    Ведь дома нас всегда поймут,

                     Утешат и простят.

2. Объявление темы.

Логопед: Вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить на занятии?(Ответы детей) Да, правильно, о доме. Но не об одном доме, а отправиться на  экскурсию по городу и рассмотреть дома поближе.

3. Вводная беседа.

Логопед: Послушайте мой рассказ о том, какие могут быть дома.

…..Для строительства немало

     Есть на складе материала:

     Дерево, кирпич,  бетон…

     Из чего же строить дом?

4.  Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: Наша экскурсия началась, посмотрите на улицу, которая находится перед вами. (Вывешивает картину)

 Игра  «Какой дом?».  Образование сложных слов, относительных прилагательных.

В этом доме много этажей – он …..многоэтажный.

В этом доме много квартир – он….многоквартирный

В этом доме один этаж – он …..

В доме один подъезд – он …

В этом доме много подъездов – он ….

Дом построен из кирпича – он….

 Дом построен из дерева – он….

Дом построен из блоков – он …..

Дом построен из камня – он ….

Игра «Подбери действие». Пополнение словаря по теме «Дом».

Открываются двери и мы заходим куда?....(В прихожую.)

В прихожей (что делают?) – одеваются…

А в других комнатах?

В гостиной  (Что делают?) смотрят телевизор, отдыхают, принимают гостей.

                          Сегодня я жду своих лучших друзей,

                          Они соберутся в гостиной моей.

                          Мы будем играть, веселиться и петь,

                          Задорно плясать, телевизор смотреть.

В спальне (Что делают?) – спят, отдыхают.

                           Эта комната для сна,

                           В ней обычно тишина.

                           В уголке кровать стоит,

                          Рядом с ней ночник горит.

В ванной комнате (Что делают?) – умываются, моются, принимают душ, купаются, чистят зубы, причёсываются…

                            В ванну побольше воды набираю,

                            Флот свой игрушечный в воду пускаю.  

                             В ванне совсем не желаю я мыться –

                             С вражеским флотом хочу я сразиться.

В детской (Что делают?)- играют, учат, занимаются, спят, отдыхают…

В кухне (Что делают?) – готовят, варят, жарят, режут, моют, кушают…

Пальчиковая гимнастика.

Тук-тук молотком

Строим, строим новый дом.

Этот дом для Маши,

 Этот дом для  Даши    

 Этот дом для Саши  

 Этот дом для Глаши

 Этот  для Наташи

Все соседи, все друзья

Жить без дружбы

Нам нельзя!

Логопед: Мы вышли из квартиры, а вот и почтовый ящик.

Для нас есть письмо. Письмо нам прислали строители, которые строят дом, на соседней улице. А в нём загадки, которые мы должны разгадать. Слушайте внимательно. Назовите профессии людей, которые строят дом.

Человек, который задумывает и разрабатывает проект дома? (Архитектор.)

Кто управляет подъёмным краном?  (Крановщик)

Кто занимается штукатурными работами? (Штукатур)

Кто занимается окраской помещений нового дома? (Маляр)

Кто стеклит окна? (Стекольщик)

Игра «Где дерево?» 

Формирование навыка правильного употребления предлогов в речи. Логопед перемещает дерево, а дети составляют предложения, используя предлоги   у,  за,   между, справа,  слева.

Итог занятия.

Логопед:

Люди каких профессий участвуют в строительстве дома?

Из какого материала можно построить дома?

Назовите комнаты в квартире.

Что нужно делать для того, чтобы в квартире был всегда порядок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Образование числа 5, цифра 5"

Дети в увлекательной форме знакомятся с цифрой 5 и  образованием числа 5...

презентация к занятию "Образование сложных слов"

Презентация к занятию "Образование сложных слов" для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия "Образование сложных слов"

учить детей правильно образовывать сложные слова...

Конспект по теме "Сложные слова" Подготовительная группа.

Цель: учить детей образовывать сложные слова путём сложения основ двух слов, активизировать активный словарь сложными словами, упражнять в образовании существительных множественного числа родительного...

Конспект занятия "Образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов"

Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов...

Конспект занятия "Образование сравнительных прилагательных"

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических средств языка для детей 5-6 лет с ТНР....