Конспект занятия "Образование сложных слов"
план-конспект занятия по логопедии

Марина Николаевна Вайс

учить детей правильно образовывать сложные слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_tema_obrazovanie_slozhnyh_slov.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной к школе группе

Тема: «Образование сложных слов»

Цель: учить детей правильно образовывать сложные слова

Задачи:

-    Упражнять в образовании сложных слов;

-    Активизировать и расширять словарь по данной теме;

- Упражнять в образовании существительных множественного числа родительного падежа;

-   Упражнять в образовании существительных с уменьшительно - ласкательным  суффиксом;

-    Развивать внимание, память.

Оборудование: картинка Незнайки, предметные картины по данной теме, сундучок.

Ход:

1.Орг.момент.

Ребята, посмотрите, Незнайка нам прислал сундучок! Давайте посмотрим, что же в нем? (логопед открывает сундук и говорит, что там много разных картинок). Незнайка просит нас помочь ему подружить слова. Дети, а разве такое бывает, чтобы слова дружили? Что такое дружба? У вас есть друзья? Вот и некоторые слова тоже дружат.

2. «Подружи слова»

Много разных слов у нас,

Что же делать с ними нам сейчас?

Слова нам нужно подружить,

Чтоб новые словечки получить!

Как – то Незнайка мне рассказал вот такую историю, послушайте внимательно:

В холодный зимний вечер стоял наш Незнайка у окна и смотрел на падающий снег. «Снегопад начался», — сказала мама Незнайки. «Что такое снегопад»? – заинтересовался Незнайка. «Снегопад – это снег падает», — объяснила Незнайке мама. «Какое интересное слово, — подумал он. – Надо же из двух слов состоит! Интересно, а сколько еще таких слов можно придумать?!».

Ребята, давайте для Незнайки составим еще такие слова, нам нужно будет подружить 2 слова: Сам летает – самолет-1-ое слово логопед объясняет сам;

Сам катается - самокат;

Везде ходит - вездеход;

Бензин возит - бензовоз;

Рыбу ловит – рыболов;

Лес рубит – лесоруб;

Лед ходит – ледоход;

Пар, возит (с помощью пара возить) – пароход;

Пчел разводит - пчеловод;

Вертится, летает – вертолет;

Землю копает – землекоп;

Воду возит – водовоз;

Лед колит – ледокол.

3.Игра «Один — много»

Игра проводится с мячом. Логопед бросает одному из детей мяч и называет предмет в ед.ч. (один самолет) а, ребёнок ловит мяч и возвращает его логопеду, употребив слово «много».

Н-р, один самолет – много самолетов.

Слова: самолет, вертолет, ледокол, бензовоз, водовоз, лесоруб, самокат, вездеход, паровоз.

4.Физминутка «Буратино» (2-3 раза, убыстряя темп).

Буратино потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки) 
Раз - нагнулся, 
Два - нагнулся, (наклоны корпуса вперед) 
Руки в сторону развел, (руки развести в стороны) 
Ключик, видно, не нашел. (повороты вправо и влево) 
Чтобы ключик нам достать, 
Нужно на носочки встать. (руки на поясе, подняться на носочки)

5. «Слова поссорились»

Ребята, теперь мы знаем, как подружить слова! Но бывает и так, что эти сложные слова ссорятся и делятся опять на 2 слова. Н-р, бензовоз – бензин возит. Слова из предыдущих упражнений.

6. Составление предложений со сложными словами с опорой на картинки.

По картинкам дети составляют предложения.

7. Загадки

Незнайка подготовил для нас загадки. Давайте попробуем их отгадать.

1. Машинам всем замедлить ход!

Пешком проходит … (пешеход).

     2.Увидеть осенью я рад

     Паденье листьев — … (листопад).

3.На носу свой носит рог

Зверь свирепый … (носорог).

     4. Пилот зовёт людей в полёт –

     Сам летает … (самолёт).

5. Замечательный прокат!

Сам катился … (самокат).

      6. Пчела в улей мёд несёт.

      Пчёл разводит … (пчеловод).

7. Топором огромный дуб

В лесу рубит … (лесоруб).

       8. Вот так чудо! Он со вкусом
      Может кушать пыль и мусор!
      И жужжит, как сотня ос,
      Работяга… (
Пылесос)

9.Пошла Муха на базар
И купила …
(самовар).

Новые слова разбираются (пешеход, листопад, носорог, пылесос, самовар).

8. Итог:

Ребята, сегодня мы с вами учились образовывать сложные слова. Главное запомните, чтобы получились сложные слова, надо подружить одно словом с другим.

Дети, а теперь пусть каждый скажет по одному сложному слову, которое вам понравилось или запомнилось. Мне, например, нравится слово – листопад (листья падают).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребёнку выговаривать сложные слова?

Данный материал является памяткой - консультацией для родителей и содержит краткий алгоритм работы над слоговой структурой слова....

Обучение ребенка-логопата старшего дошкольного возраста с нарушением зрения словообразованию сложных слов, состоящих из двух основ. Конспект логопедического занятия «Учимся образовывать одно слово из двух»

Как известно, словообразование – это самый короткий путь к обогащению словаря ребенка. В статье предтавлен  конспект логопедического занятия, в основе которого дидактическая игра «Обр...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области « слоговая структура слова » в подготовительной группе на тему «Путешествие по океану сложных слов»

1.Организационный момент.- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по океану сложных «Сложных слов» искать клад. Для этого у нас есть карта нашего путешествия. Чтобы наш корабль выпусти...

Конспект по теме "Сложные слова" Подготовительная группа.

Цель: учить детей образовывать сложные слова путём сложения основ двух слов, активизировать активный словарь сложными словами, упражнять в образовании существительных множественного числа родительного...

Конспект занятия Тема занятия: «Сложные слова в гостях у детей»

По развитию лексико-грамматической стороны речи я разработала занятие с использованием технических средств. Так как образование сложных слов, путём сложения двух слов для дошкольника является очень тр...

Конспект занятия. "Образование сложных слов".

Учить детей образовывать и употреблять сложные слова....

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности "Сложные слова"

Коррекционно-образовательные:- Учить образовывать сложные слова путём сложения основ двух слов.- Активизировать активный словарь сложными словами.- Упражнять в образовании существительных множественно...