Артикуляционная гимнастика для подготовки к постановке звука Р
консультация по логопедии

Артикуляционная гимнастика для подготовки к постановке звука Р

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ»963.84 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика для подготовки к постановке звука Р

1   Упражнения для растягивания подъязычной связки (уздечки)

http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcR3KVq9LRMAIeArDRU9KT-2eQcG3wpmjvNvj3W42dMPBz8I7jWY

«Лошадка»

 Цель:  укреплять мышцы языка,   вырабатывать подъем языка. 

Ход выполнения:  рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к нёбу  и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх. Клацать языком громко, звонко, не спеша.

https://lh3.googleusercontent.com/4v22F9L8PrlaMTyGffuE14EFvltFPVFIKc0qjajCRTLnQOfch204sq6PugzmcMRIrgXbxbXNRae8RDEk1LrDxVjwB7opHLYscKr5uyF_Y4LxWvswyB8 

«Грибок»

Цель: закрепить подъём языка, умение удерживать артикуляционный уклад, растянуть подъязычную связку (уздечку).  

Ход выполнения:  губы в положении «Заборчик», зубы разомкнуты. Присосать переднюю часть языка к твердому нёбу. Удерживая язык в этом положении, открыть рот шире и удерживать как можно дольше (5-10 сек.)

Следите за симметричностью присасывания языка

        

https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRk5MgYe-vu3KSwGMLdx6prfJVRb9JtGyVGPBKipzKjcq36cc7UNw

 

«Гармошка»

Цель: растягивать подъязычную связку (уздечку)

Ход выполнения: это упражнение очень похоже на предыдущее. Улыбнувшись, широко открываем рот, "приклеиваем" широкий язык к  нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше. Далее, не отрывая язык от нёба, с силой оттягиваем нижнюю челюсть вниз.

Важно, чтобы при выполнении этого упражнения рот открывался как можно шире.

2   Для распластывания языка, подъёма «Чашечки» вверх, образования желобка посередине.

       

«Накажем непослушный язык»

Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать язык широким и распластанным.

Ход выполнения:  приоткрываем рот, кладём язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносим слоги пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в таком положении при открытом рте  под счет до 5-10.

Важно, чтобы Вы  не закусывали нижнюю губу. Боковые края языка касались уголков рта.

«Блинчик»

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Ход выполнения: улыбнувшись, приоткрываем рот, и кладём язык на нижнюю губу. В таком положении удерживаем широкий язык при открытом рте под счет до 5-10. Боковые края языка касаются углов рта. Не напрягайте  губы и не закусывайте нижнюю губу!

     

«Вкусное варенье»

Цель:  выработка подвижности и подъема мышц языка

Ход выполнения: широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз.

Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась,  язык не сужался, а нижняя губа не подсаживала язык вверх.

 

       

«Котёнок лакает молоко»

Цель: вырабатывать умение быстро менять положения языка, активизировать боковые края и кончик языка.

Ход выполнения:  рот полуоткрыт, губы улыбаются. На счет «1»: широкий язык загнуть к подбородку, на счет «2»:  приподнять передний и боковые края языка, чтобы язык принял форму чашечки. На счет «3»: не теряя положения чашечки, втянуть язык в полость рта. «4»: язык плоский внутри рта.

Важно, чтобы:  нижняя челюсть и губы оставались неподвижными, работает только язык; чтобы форма чашечки сохранялась и в полости рта;  чтобы язык не отклонялся в сторону.

 

   

«Чашечка»

Цель:  Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.

Ход выполнения : Улыбнувшись, приоткроем рот и выдвинем вперед язык. Боковые и передний края языка при этом подняты, но не касаются зубов. подержать язычок-чашечку под счёт до 10.

Важно, чтобы язычок-чашечка не касался нижней губы.

 

«Забьём мяч в ворота»

 Цель: вырабатывать плавную, длительную, воздушную струю, идущую посередине языка.

Оборудование : ватный шарик или мяч от пинг-понга, импровизированные ворота. Данное упражнение можно делать лёжа на полу, на животе, или сидя за столом.

Ход выполнения : Улыбнувшись, положим широкий кончик языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, пытаемся забить ватный шарик в ворота. Можно также катить по столу карандаш.

Следите, чтобы щёки не надувались. Весь воздух должен проходить по центру языка.

 

«Фокус»

Цель: закреплять умение поднимать и удерживать широкую переднюю часть языка вверх, вырабатывать умение направлять воздушную струю по центру языка вверх.

Оборудование: кусочек ваты, салфетки  или перышко.

Ход выполнения:  кладём на кончик носа кусочек ваты, язык принимает форму чашечки.  Теперь приоткрыв рот, поднимаем широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и дуем на ватку. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх 

Важно, чтобы работал только язык. Нижняя челюсть и нижняя губа при этом остаются неподвижными. Если  не получается – придержите  подбородок пальцем.

3  Для увеличения подвижности передней части языка, способности

переключаться от напряжения к расслаблению.

http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQWDHZUVOzwHwxBvyyd88B_dEE9vanTRZZk_DjdTZ9YUB3g1Ld3CA

«Маляр»

Цель: отработать движения языка вверх и его подвижность

Ход выполнения: Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

Сначала узким языком, потом широким.

Следите, чтобы язык двигался вперёд-назад, не сужался и не отрывался от бугорков за зубами (альвеол)

«Индюк»

Цель. Выработать  подъём языка, подвижность его передней части.

Ход выполнения: Приоткрыв рот, положим язык на верхнюю губу и широким языком по верхней губе производим движение вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы -поглаживая ее. Сначала движения медленные, затем темп убыстряем и добавляем голос. При правильном выполнении упражнения мы должны услышать звук, похожий на "песенку" индюка бл-бл-бл (как индюк "разговаривает").

Важно, чтобы язык был широким и не сужался, а движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQ0w_1nK4c5bpYnUS1SRFDsM50pdew4XlMkMaEOtY2aPLBPn6NN 

«Дятел».

Цель:  уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов

Ход выполнения: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [Д]: «д-д-д». Сначала звук [Д] произносить медленно, затем постепенно ускорять темп.

Обратите внимание: рот открыт,  губы растянуты в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

http://900igr.net/datai/predmety/Instrumenty-1.files/0004-004-Molotok.png 

«Молоточек»

Цель:   вырабатывать подъем  языка вверх, подвижность его передней части.

Ход выполнения: открыть рот, кончиком языка стучать у основания верхних зубов под счет от 1 до 10.  

Следить, чтобы кончик языка не высовывался из-за верхних зубов. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

модификация классической Артикуляционной гимнастики с выходом на постановку звуков

Артикуляционная гимнастика с выходом на постановку звуков -- это уникальный приём, позволяющий пробовать ставить звуки прямо в ходе упражнений, по подражанию. Рекомендую придерживаться именно такой по...

Артикуляционная гимнастика, комплексы упражнений для подготовки к постановке звуков.

Рекомендации по выполнению. Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики приподготовке к постановке звуков (шипящие, л, р)....

Доклад Артикуляционная гимнастика, ее значение при постановке звуков

Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей.Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление ...

Артикуляционная гимнастика для подготовки артикуляционного аппарата к произношению звука Л.

Все упражнения выполняются перед зеркалом. Упражнения 1-5 предполагают удержание такой позы под счёт до 5 (10); упражнения 6-12 выполняются 10-15 раз....

Артикуляционная гимнастика для подготовки артикуляционного аппарата к произношению звука Р.

Все упражнения выполняются перед зеркалом.Упражнения 1-3, 5 предполагают удержание статической позы под счет до 5 (до 10); упражнения 4,6 – 12 выполняются 10-15 раз....

Буклет артикуляционных упражнений на подготовку к постановке звука Ш

Буклет с базовыми упражнениями для подготовки органов артикуляции к постановке звука Ш....

Буклеты "Артикуляционная гимнастика по подготовки к сонорным звукам". "Формирование правильного речевого дыхания дошкольников на занятиях учителя-логопеда и дома".

Файл пдф содержит яркие буклеты для родителей и учителей-логопедов по подготовке артикуляционного апппарата к нескольким группам звуков.В этом же документе вложен буклет "Формирование правил...