Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда
статья по логопедии

Лиукконен Елена Викторовна

Анатация :  Цель данной статьи описать используемые в моей работе здоровьесберегающие технологии и варианты из включения в коррекционно – образовательный процесс.

Ключевые слова:  здоровье, техника речи, дыхание, игровые методы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._zdorove-tehn.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

 Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда  

Понятие «здоровье» очень обширно и сложно. Как известно к основным показателям здоровья детей относятся:

- уровень физического и нервно-психического развития детей;

- степень сопротивляемости организма к болезнетворным влияниям;

-состояние основных функций организма, наличие или отсутствие хронических заболеваний, отклонений в раннем периоде развития.

К сожалению, в нашей практике все реже встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. В общеразвивающие группы поступают малыши, которым свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий и т.д.  

Так как произносительная сторона является одной из сторон общей культуры речи, то   для педагогов-практиков и родителей дошкольников с нормальным речевым развитием важно так же профилактическое направление работы по звуковой культуре речи. Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях позволяет развивать у детей правильное звукопроизношение и предупреждает возникновение речевой патологии.

Уже с раннего возраста в каждой возрастной группе в процессе специально организованного в игровой форме обучения педагогами   постепенно решаются задачи овладения ребенком полноценной техникой речи.

Техника речи включает в себя: дыхание, голос и дикцию. Дыхание – физиологический процесс, не зависимый от сознания человека, основанный на вдохе и выдохе. Дыхание, связанное с речью, со звуком, называют речевым или фонационным. Во время речи дыхание подчиняется требованиям артикуляционного аппарата и гортани, которые формируют звуки нашей речи. Задача педагога развивать у ребенка саморегулирующий процесс трех систем речеобразования (работа диафрагмы, глотки и артикуляционного аппарата). Тогда выработанный с детства автомеханизм не подведет, а будет действовать безотказно и четко.  Задача педагога не только в доступной форме обучить ребенка диафрагмальному дыханию, но и научить переключать дыхание в различные виды выдоха (плавный выдох, выдох с силой и выдох рывками). В дошкольном возрасте формирование диафрагмального дыхания необходимо проводить на начальном этапе в положении лежа. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются, и диафрагмальное дыхание, без дополнительных инструкций устанавливается автоматически. 

Например, упражнение: «Шарик»: (И.п. – лежа или сидя. Руки на животе.)

«Вот как шарик надуваем, а рукою проверяем. Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем. Дышим легко, ровно, глубоко».

Далее можно предложить следующие игровые упражнения:

Игра: «Вьюга» - развитие силы голоса        

Игра: «Пускание корабликов» дуть на кораблики, плавающие в тазу с водой и произнося звук фффф или п-п-п

Рекомендация ко всем играм одинаковые: губы трубочкой, щеки не надувать, вдох выполнять носом, выдох – ртом.

Для тренировки плавного дыхания можно использовать следующее упражнение:

«Мячик» - Мы на речке. В руках у нас большой надувной мяч. Дети поднимают руки на уровень груди. Дети начинают сдувать воображаемый надувной мяч после плавного небольшого вдоха. Руки начинают медленно сближаться и одновременно произносится звук шш….. Педагог контролирует позу ребенка: ноги слегка расставлены, плечи опущены.

Упражнения для тренировки сильного выдоха:

«Скакалка» - Дети берут в руки воображаемую скакалку. Прыгают и проговаривают строки стихотворения А. Барто.

Раз! Два! Три! Я и прямо, я и боком, Раз! Два! Три! С поворотом и прискоком…

Упражнения для тренировки выдоха рывками:

«Насосы» - Дети становятся парами. Один ребенок изображает «насос», другой «резиновую игрушку». «Игрушки» - сидят, а «насосы» их накачивают, выполняя движения руками вверх – вниз, проговаривая громко, тяжело, с силой Ш Ш Ш! «Игрушки» - начинают медленно подниматься и тоже произносят ш ш ш, только тихо.

Итак, дыхательная гимнастика (одно-два упражнения в занятие), разогрев мышцы дыхательного аппарата, раскрепостив весь организм ребенка – дает возможность переходить к работе над голосом и дикцией. Необходимо развивать природный голос ребенка, научить ребенка пользоваться, владеть им. Регулярное включение на занятиях специальных   упражнений создают основу, необходимую для развития всех положительных качеств голоса – мягкость, звучность, гибкость и сила голоса. Для игр и упражнений целесообразно использовать сонорные звуки: М, Н, Л, Р

Упражнение «Стон» - зубы слегка сомкнуты, мышцы плеч, шеи, лица, рук, ног свободны. Голову слегка перекатываем: вниз, направо, назад, налево, вниз. Одновременно произносим звук Мммм. К согласному М подключаем гласные А, О, У, Э. Произносить мягко, без толчков.

Игра «Вот иду я вверх, вот иду я вниз» - изменение высоты голоса.

«Качели» - изменение силы голоса.

 Ранее уже говорилось о том, что овладение правильной техникой речи имеет большое значение, для человека начиная уже с дошкольного возраста. Ясная, четкая дикция – первое и обязательное условие хорошей речи. Ясность и частота произношения достигается правильностью артикуляции (то есть правильным положением органов речи при произнесении того или иного звука). Чтобы речь была ясной, надо развивать гибкость и подвижность языка, губ, нижней челюсти и заднего неба. Например, тренируя основные движения языка, губ, нижней челюсти необходимо опираться на гласные и согласные звуки.

Тренируя произношение А – отрабатывается подвижность нижней челюсти. И, Э – положение губ в улыбке, и удержание кончика языка за нижними резцами – базовое положение в дальнейшем для звуков с, з, ц;

О, У – положение губ - базовое положение в дальнейшем для звуков ш, ж, ч, щ;

Работая с согласными звуками, педагог должен помнить о классификации согласных. Например, взрывные: П, Б, М – формируют плотное и без напряжения смыкание губ;

Т, Д, Н – базовое движение кончика языка в верхнее положение артикуляции. Губные В, Ф – вырабатывают помимо правильно направленной струи воздуха в передние отделы речевого аппарата, подвижность нижней губы – базовое движение для с, з, ц, л.

При знакомстве детей с гласными звуками А, У, И, О можно предложить детям такую игру: дети встают в круг и произносят слова: «Мы немного поиграем, и сейчас в кружок мы встанем. Ты загадку отгадай: Кто позвал тебя, узнай!». Педагог показывает беззвучную артикуляцию звука, дети отгадывают его и пропевают. Затем можно усложнить задачу. Воспитатель шепотом говорит одному из детей звук, ребенок показывает беззвучную артикуляцию гласного, остальные дети отгадывают и пропевают звук. Предварительно артикуляция гласного изучается и закрепляется на занятии.

Для отработки звучания гласных полезно использовать пропевание чистоговорок. Например: И, И, И – ротик к ушкам растяни!            

Согласные можно «Жонглировать» - выполняя движения, как жонглер руками, проговаривать различные слоги. Например: па! по! пу! пы! пэ! Или «Бросать снежки – ба! бу!

В формировании навыков звучания речи очень полезно использовать руки.  Физиологи утверждают, что речевой анализатор не имеет своей собственной территории в коре головного мозга. Речевой процесс регулируется двигательными, слуховыми и зрительными анализаторами. Ученые доказали, что уровень развития речи постоянно согласуется со степенью развития движения пальцев рук, что при тренировке движений пальцев рук голосовые реакции ребенка развиваются более интенсивнее, становятся более совершенными. Народная педагогика не знала выводов физиологов, но, тем не менее, создала прекрасные упражнения для развития речи детей, такие как потешки с пальчиками, скороговорки.

Скороговорки – удивительный жанр, тоже созданный народной мудрость. С их помощью замечательно тренируется четкость дикции. Очень полезно в работе со скороговоркой использовать руку. Трудные слова проговаривать на начальном этапе обучения медленно, четко, много раз, делая кистью руки движения «ввинчивания лампочки». Эти и различные другие движения рук координируются с речью, звучанием гласных и согласных звуков и их сочетанием. Движения помогают рождению свободного звучания голоса, придают нужный характер звукам, словам, фразам.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Сама речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. В то же время ритм речи, особенно стихов, поговорок, чистоговорок, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики.

Кроме того, целесообразно включать в занятия оздоровительные приемы: гимнастику для глаз, упражнения для формирования правильной осанки, и применять их параллельно с артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастикой, физминутками и динамическими паузами.

Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, без специальных установок настраивает детей на иргу, создавая благоприятный эмоциональный фон. В занятия по звуковой культуре речи очень полезно включать упражнения и игры, координирующие речь и движения.   Обязательно проводится работа по формированию ритмико-мелодической стороны речи – темпа, ритма, логического ударения, мелодики, эмоциональной окрашенности высказывания. Стихи, загадки, потешки, скороговорки. Это тренировочный материал для речи. Ритм стихотворной речи возбуждает нервную систему ребенка, вызывает в нем эмоциональный отклик, рождает ритмическую эмоцию, ритмические переживания, приводящие в активное состояние весь организм ребенка, в том числе и голосовой аппарат.

Как всем уже давно известно, игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности. Например, заучивание стихов с различной интонацией или такие упражнения:

  «Пригласи друга в гости» - произнесение повествовательных, вопросительных, восклицательных предложений с соответствующей интонацией.

Договаривание стихов с различной интонацией: Не плачь! не плачь!  - Куплю калач! Куплю мяч!

Проговаривание слогов, звуков, слов с различной интонацией: тататУ?.!

Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых, является небольшое инсценирование какого-либо сюжета: они способствуют выразительности речи, формируют произвольное запоминание текстов и движений.

Игра по сказке В. Бианки «Лис и мышонок» - Дети встают в круг и берутся за руки. Круг – норка мышонка. Выбирается из детей мышонок и лисичка.  В норке много ходов – выходов. Мышонок сидит в норке. Лисичка ходит вокруг норки. Ее задача выманить мышонка из норки. – Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?   - Землю копал (скажи тоненьким голосом). Так далее по тексту сказки. На последних словах мышонка: - А я от тебя в отнорочек и был таков! Дети поднимают руки: мышонок убегает, лиса его догоняет.

Можно разыгрывать стихотворные инсценировки. Например:

- Почему ты черен кот?

- Лазил ночью в дымоход.

- Почему сейчас ты бел?

- Из горшка сметану ел.

Итак, на каждом занятии можно включать минутные тренировки речи. Подобная работа имеет не только развивающую направленность, но и является профилактическим мероприятиям. Психогимнастики, релаксационные минутки, способствуют эмоциональному и мышечному расслаблению, в доступной форме дети усваивают элементарные приемом саморасслабления, развивают коммуникативные навыки, поэтому в занятия необходимо включать мимические и релаксационные упражнения.  

Такой подход позволяет решить сразу несколько задач:

Побудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе овладения речью. Расширить и обогатить диапазон умений и навыков. Повысить активность и работоспособность ребенка на занятиях. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти. Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться определенным правилам.

Принцип работы педагога, с детьми всегда один: никакого насилия над природой. Заинтересованность. Радость. Видение и воображение. Импровизация. Эмоциональное внимание и память. Конкретность задач. Неожиданность. Новизна приемов. Многообразие.

 Литература:

  1. Савкова З.В. Как сделать голос сценическим. – М., 1975
  2. Сметанкин А.А. Здоровье без лекарств: БОС — СПб, 2001
  3. Уликова Н.А. Словом душа растет: практический материал для работы с детьми по развитию речи. – СПб, 1994
  4. Чистякова М.И. Психогимнастика /Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение; Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем применение здоровьесберегающих тех...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -логопеда

Я применяю в работе здоровьесберегающие технологии, которые позволяют развивать речевое дыхание, крупную моторику, формировать произношение, фонематический слух....

Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ»

1.1.       Понятие «здоровьесберегающие технологии» и их принципы 1.2. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ 1.3. Организация здоровьесберегающей деятельности ло...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда

В статье представлен опыт по применению учителем-логопедом технологий здоровьесбережения в коррекционном процессе....

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с воспитанниками ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Всестороннее использование здоровьесберегающих технологий позволяет учителю-логопеду и воспитателям  улучшить  и усовершенствовать коррекционный процесс по развитию речи воспитанников, сдела...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- логопеда ДОУ .

В материале описаны  технологии по  сбережению и  укреплению здоровья детей дошкольного возраста, которые логопед применяет в  коррекционном и образовательном процессе в ДОУ....

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- логопеда ДОУ

Презентация по использованию здоровьесберегающих технологий...