Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы с ОНР «Космические горизонты»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Евстигнеева Нина Олеговна

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы с ОНР по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме: «Космические горизонты» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_kosmicheskie_gorizonty.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы с ОНР по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме: «Космические горизонты»

Цели: Коррекционно-образовательные. Расширение и уточнение элементарных знаний о космосе. Расширение и уточнение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи, слоговой структуры слов, активизация в речи наречий, выражающих пространственные отношения, развитие диалогической речи, умения поддерживать беседу.

Коррекционно-развивающие. Развитие общей и мелкой моторики (игра "Собери ракету"), зрительного и слухового внимания, развитие чёткой дикции.

Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, доброжелательности.

Оборудование: игрушка "Незнайка"; предметные картинки (ракета, космонавт, планета Земля, скафандр, звезды); разрезные картинки ракеты; слайдовое сопровождение по теме "Космос" в Microsoft Power Point; плакат "Космос"; плакат "Звёздное небо"; аудиозапись "Выход космического корабля в атмосферу"; аудиозапись "Звёздная страна" М. Таривердиева; песочные часы.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Дети входят в кабинет под музыку М. Таривердиева “Звёздная страна”.

Логопед загадывает загадку:

Океан бездонный,

Океан бескрайний,

Безвоздушный, темный,

И необычайный,

В нем живут Вселенные,

Звезды и кометы,

Есть и обитаемые,

Может быть, планеты.

- О чём эта загадка? (о космосе)

– Знаете ли вы, что такое космос? (ответы детей)

2. Введение в тему (развитие речевого внимания и слуха)

Логопед знакомит с гостем:

– Посмотрите, кто у нас в гостях. Это Незнайка. Он прилетел из космоса. Незнайка приглашает нас совершить космический полёт. Прежде чем отправиться в путешествие, послушайте его рассказ.

3. Беседа (пополнение словарного запаса, развитие слухового внимания, диалогической речи)

Логопед показывает плакат "Космос":

– Наша планета Земля – это огромный шар, она живет в космосе и крутится вокруг солнца. Солнце - это огненный шар. Без Солнца на Земле не могут существовать ни люди, ни животные, ни растения. А если бы Солнце вдруг погасло (этого, к счастью, случиться не может!), стало бы так холодно, что замерзла бы вода в океанах, морях, озерах и реках.

Но Земля – это не единственная планета в космосе, которая "дружит" с Солнцем. Земля - это одна из планет большой Солнечной семьи.

Логопед показывает слайды "Звёздное небо" и читает стихотворение:

Вот звёздное небо! Что видно на нём?

Звёзды там светят далёким огнём!

И вместе с ними планета моя -

Та, что зовётся планетой "Земля",

Та, на которой живём ты и я!

Логопед спрашивает:

– На какой планете мы живём? (На планете Земля)

– На что похоже солнце? (На шар, круг) А какое оно? (Круглое, теплое, жаркое)

– Где находится Солнце? (В космосе, в небе)

– Зачем нам нужно Солнце? (ответы детей)

– Солнце большое или маленькое? (ответы детей)

– Почему оно кажется маленьким? (ответы детей)

4. Упражнение "Солнечный зайчик" (гимнастика для глаз)

Логопед: – Незнайка предлагает поиграть Вам с солнечным зайчиком.

Солнечный мой заинька, прыгни на ладошку.

Солнечный мой заинька маленький, как крошка

Прыг на носик, на плечо. Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик и опять на плече давай скакать.

Дети вытягивают вперед ладошку. Ставят на ладонь указательный палец другой руки. Прослеживают взглядом движения пальца, который медленно прикасается сначала к носу, вновь отводят вперед, затем последовательно дотрагиваются до лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой. Голова все время находится в фиксированном положении.

Дети: – Вот закрыли мы глаза, (закрывают глаза ладонями)

А солнышко играет: щечки теплыми лучами нежно согревает.

5. Игра «Подбери признак»

Логопед предлагает детям картинки на выбор. Дети садятся за столы.

Логопед: - Ребята посмотрите на картинки, которые вы выбрали, расскажите какие это предметы.

1. Солнце – яркое, большое, тусклое, горячее, лучистое;

2. Луна – большая, холодная, яркая;

3. Ракета – большая, быстрая, огромная, крепкая;

4. Космонавт – сильный, умный, храбрый, смелый;

5. Астроном – умный, внимательный;

6. Небо – огромное, темное, звёздное, ночное;

7. Звезда – яркая, далёкая;

8. Планета – далёкая, незнакомая, голодная;

9. Спутник – быстрый, большой;

10. Земля – огромная, родная, большая, круглая;

11. Телескоп – большой, мощный, стеклянный;

12. Скафандр – крепкий, прочный;

6. Игра "Собери ракету" (развитие мелкой моторики, использовать песочные часы)

Логопед предлагает детям собрать ракету из разрезанных деталей, с ограничением времени, если нужно оказывает помощь:

- Ждут нас быстрые ракеты, для прогулок по планетам

На какую захотим, на такую полетим!

Но в игре один секрет –

Опоздавшим – места нет!

Логопед (закрепление):

– Сейчас мы с вами отправимся в космос.

– Кем мы будем в полёте? (Космонавтами)

– Что наденем, когда полетим в космос? (Шлем, скафандр)

7. Физкультурная минутка, игра "Космонавты" (координация речи с движениями)

– Давайте поиграем, на ракете полетаем (слова сопровождаются движениями)

Космонавтом стать хочу,

На ракете полечу, (Руки вверх над головой соединить)

Облечу вокруг земли, (Бежать по кругу – поворот в обратную сторону)

Приземлюсь от всех в дали. (Разбежаться по классу, присесть)

Логопед: – Ребята, вы хотите услышать, как взлетает настоящая космическая ракета? (включается аудио запись "Выход космического корабля в атмосферу")

8. Упражнение «Подели на слоги»

Молодцы ребята! А теперь, чтобы стать настоящими космонавтами, нужно поделить слова на слоги (кос-мос, ра-ке-та, кос-мо-навт, пла-не-та, спут-ник, звез-да).

9. Проводится игра "Наоборот" (активизация в речи наречий, выражающих пространственные отношения)

Логопед: – Сейчас я буду читать стихотворение, а вы добавляйте пропущенные слова, показывайте их жестами.

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь …(низко)

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь …(близко)

Я укажу рукой вперёд,

А ты укажешь мне …(назад)

Я руку вправо протяну,

А ты протянешь …(влево)

Я головой кругом верчу,

Я всё на свете знать …(хочу)

10. Итог занятия.

Логопед подводит итог занятия:

– Вот и закончилось наше путешествие. Космонавты - это люди, которые испытывают космическую технику и работает на ней в Космосе. Первым космонавтом Земли был… Юрий Алексеевич Гагарин. Он вернулся на Землю живым и здоровым, и ученые решили, что человек может жить и работать в Космосе. Космонавты - мужественные люди. Они живут и работают в необычных условиях - в Космосе. И, может, кому-то из вас предстоит стать настоящим космонавтом. Спасибо, ребята! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы по теме "Приключение Лунтика".

Данная НОД направлена на знакомство детей со звуком [Л], развитие фонематического восприятия, формирования правильного звукопроизношения и развитие связной речи....

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы «На поиск сокровищ Джека Воробья».

Занятие по закреплению произношения и дифференциации звуков С-Ш, З-Ж....

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы (6-7 лет)по теме "профессии на стройке".

В конспекте содержится материал по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "профессии на стройке." детей 6-7 лет....

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы на тему: «Космическое путешествие»

Конспект логопедического занятия по лексической теме: "Космос" . Занятие проводится в конце подготовительной группы. Требуется предварительная работа с детьми по изучению данной темы.. На занятии исп...