Мини-игра "Речь педагога особенна
консультация по логопедии

Никулина Наталья Николаевна

О культуре речи педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-igra_rech_pedagoga_osobenna.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Речь  педагога  особенна»

          Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

         Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения. Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

Вы согласитесь со мной в том, что мы все, без исключения, делаем ошибки? А дети, подражая взрослым, перенимают «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те ошибки, которые встречаются в их речи». Велика и эстетическая ценность грамотной речи, так как это своеобразное зеркало, которое наиболее ярко отражает степень общего интеллектуального развития человека. Кому из нас не режут слух слова «документ», «проздравить», «кажный», «канпот», «колидор», — всречающиеся как в речи детей, так и в речи взрослых. Это так называемый просторечный стиль с предупреждением и устранением особенностей которого мы и должны работать. Разговорный стиль связан с обычными речевыми ситуациями.

Разговорный стиль нередко наблюдается и в речи родителей, воспитателей:

«Скоко повторять одно и то же»

«Седня вы хорошо работали»

 «Ничо не надо трогать»

«Щас будете заниматься»

«Ляжь на правый бок»

«Не раздевай пальта»

«Вот здеся у меня картинки»

«Отседова можно сделать вывод»

«Ложи сюда одежду».

Именно поэтому, к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи педагогов рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

   Предлагаю принять участие в игре, которая будет проводиться в виде теста.      Задача этой игры «проверить свою грамотность»!

См. Презентацию

Особое место в русском языке занимает ударение. Оно подобно биению сердца. Мы не вспоминаем о нем, пока кто – то не исказит слово неправильной постановкой ударения – оно тотчас же теряет свой ритмический пульс, а порой и смысл

Очень часто возникают сомнения в постановке ударения. В этом случае неоценимую помощь оказывает словарь.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и другие) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Выразительность - важнейшее качество звучащей речи.

Интонация — совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания.

Интонация — явление сложное, целостное. Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты:

Мелодика – движение голоса по высоте

Темп – скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания.

Пауза – временная остановка в речи. Логические паузы предают законченность отдельным мыслям, психологические – используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей.

Сила голоса – смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания.

Тембр – эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т. д.

Всем нам известно, что речь педагога влияет на речевое развитие ребенка, т.к. она является образцом для подражания. Но также замечено, что речь не читающего человека очень скудная и бедная. Человек, не читающий книги, воспринимается как не имеющий достаточного уровня интеллекта. Как бы грубо это не звучало, но действительно стоит задуматься о кругозоре человека, который ограничивается глянцевыми журналами и новостной лентой в соцсетях.

Есть такое выражение: «Люди перестают мыслить, когда прекращают читать». И это, безусловно, правда. Без чтения человек не расширяет свой запас знаний и не нагружает мозг так, как нужно было бы. Все благодаря тому, что книга обучает «культуре ума», принуждает глубже мыслить, тренирует внимание, наполняет память и дисциплинирует ум.

У человека, который не приучен читать, ограниченный малый словарный запас, а в разговоре проскакивают слова-паразиты, вроде «ну», «это», «вот» и т.д. А, читая, человек становится более грамотным, ведь он неосознанно запоминает верное написание слов и употребление их в предложении.

  1. Прочитать четверостишие в заданном эмоциональном состоянии (грустно раскачиваясь, весело прыгая, плаксивым голосом, громко смеясь, грубым голосом, «писклявым» голосом).

Я люблю свою лошадку

Причешу ей шерстку гладко

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости

2. Произнести фразы так, чтобы каждый раз благодаря изменению ударного слова менялась по смыслу и вся фраза:

«Уколола кошка лапку»,

«Побежал еж по комнате»

«Это моя бабушка»

«Мы рады солнышку»

«Девочка играет в саду с куклой»

«Шуба висела на вешалке»

«Мальчик прочитал интересную книгу»

«Старик посадил яблоню»

«Мы поедем на экскурсию».

3. Движение голоса по высоте, силе, тембру.

Предложить педагогам задавать вопросы от лица трех медведей - Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя» так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает.

Назовите три дня недели разным по силе голосом так, чтобы первое слово было произнесено тихо, второе громче и наоборот.

А сейчас мы узнаем самого читающего коллегу.

Отвечает тот, кто быстрее других ударит в бубен! А не выкрикнет с места.

1. Автор сказки «Красная Шапочка» (Шарль Перро)

2.Советские писатели, создававшие произведения о природе для детей (Николай Сладков, Виталий Бианки, Евгений Чарушин)

3. Автор сказки «Гадкий утенок» (Ганс Христиан Андерсен)

4. Известный советский писатель, написавший большое количество стихотворных сказок для детей (Корней Иванович Чуковский)

5. В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко? («Крошечка-хаврошечка»)

6. Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и блин)

7. Автор сказки «Серебряное копытце»? (Павел Петрович Бажов)

8. Автор сказки «Конек-горбунок»? (Петр Павлович Ершов)

  Каждый взрослый и его речевое поведение – образец для подражания. Не забывайте, рядом с нами дети, следите за своей речью и помогайте ребенку овладеть культурой родного языка. Нельзя допустить, чтобы дети слышали от нас с вами, а потом и сами говорили «мое фамилие, десять курей, я раздел сапоги, вперед меня».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: «Особенности взаимодействия педагога с детьми в игре»

Цель: ознакомление педагогов с алгоритмами особенностей взаимодействия с детьми в игре....

Консультация для педагогов "Особенности взаимодействия педагога и родителей"

Особенности взаимодействия педагога и родителей    В соответствии с Законом "Об образовании в Российской Федерации", ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед детским сад...

Семинар-практикум для педагогов "Особенности работы педагога с детьми раннего возраста"

Уважаемые педагоги! Вашему вниманию представлен теоретический и практический материал для работы с детьми раннего возраста....

Консультация для педагогов "Особенности организации взаимодействия педагогов с дошкольниками"

В консультации отмечено наиболее важные  моменты организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Мастер-класс для педагогов "Речь педагога особенна"

Речь педагога имеет обучающую и воспитательную направленность. Главным является качество языкового содержания, обеспечивающие высокие результаты труда....