Консультация для педагогов "Особенности организации взаимодействия педагогов с дошкольниками"
консультация

Васильева Марина Михайловна

В консультации отмечено наиболее важные  моменты организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_osobennosti_organizatsii_pedagoga_s_detmi.docx37.25 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Особенности организации взаимодействия педагогов с дошкольниками»

Взаимодействие педагога с дошкольниками-это систематизированный, сознательно организованный процесс, интегрирующий действия участников образовательных отношений, направленные друг к другу. О качестве профессиональной деятельности воспитателя и преобладании в ней поддерживающего, развивающего конструктивного или организационного взаимодействия с детьми можно судить по нескольким ключевым характеристикам. В их числе:

  • Взаимопознание ( знание лучших сторон друг друга и интересов, стремление лучше познать друг друга)
  • Взаимопонимание (понимание общей цели, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и родителями; принятие трудностей друг друга, понимание мотивов поведения в различных ситуациях)
  • Взаимоотношение (проявление такта и уважения, внимания к мнению другого, готовность к совместной деятельности)
  • Взаимные действия ( постоянные контакты педагогов и родителей, совместное участие в различных видах деятельности, согласованность и скоординированность действий на основе взаимного содействия)
  • Взаимовлияние (готовность и умение приходить к согласию по спорным вопросам, действенность тактичных и обоснованных обоюдных замечаний и просьб, коррекция способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга)
  • Культуротворчество ( появление атмосферы культурного обмена и создание основ для дальнейшего формирования  индивидуальных культурных ценностей.

Отечественными учеными доказано: освоение культурного наследия, знаний, умений и навыков происходит под влиянием и при руководящей роли взрослого в ситуации успеха в случае активности самого ребенка и в доброжелательной атмосфере; современный педагог считается ключевой единицей нормативной ситуации ребенка, обеспечивая формирования культурного поведения. Основными механизмами развития личности являются подражание-имитация, внутренняя и внешняя оценки. Важными ориентирами и соответственно факторами формирования социокультурного опыта ребёнка выступают три объекта оценивания: сама личность, другие люди, собственная деятельность; отмечается частое чередование ведущих видов деятельности, наблюдаются резкие сдвиги и повороты в развитии, прослеживаются кризисы развития, которые возможно прослеживать, учитывать и использовать педагогам только в процессе межличностного взаимодействия. Становится очевидным, что эффективность профессиональной деятельности воспитателя во многом связана с его умением использовать разнообразные способы межличностного взаимодействия.

Способы умелого взаимодействия с детьми на разных этапах организации обучения и в различных видах детской деятельности.

  • Сбор детей

Важным моментом , во многом определяющим эффективность проведения запланированной работы, являются сбор детей на игру, НОД, режимный процесс. Собирать детей необходимо быстро, в течение одной-двух минут, чтобы заминки не снижали интерес к предстоящей деятельности. Собирать можно с помощью разных приемов.

  1. Педагог начинает играть с двумя-тремя детьми, а постепенно к ним присоединяются остальные.
  2. Договариваться о месте сбора задолго до начала предстоящей деятельности, например: «Ребята, сейчас мы отправимся на прогулку. У меня для вас есть интересная игра, но для того, чтобы в нее поиграть, нам необходимо всем вместе  около песочницы.
  3. Собрать детей с помощью зазывалки, например «Раз, два, три, четыре, пять-всех зову я поиграть!». Приглашаю детвору на весёлую игру. А кого не примем, за уши поднимем! Уши будут красные-до того прекрасные!, «тай, тай, налетай! В интересную игру всех принимаем и не обижаем!»
  4. Поручить отдельным детям собрать остальных в установленный ограниченный срок, например, пока звучит мелодия.
  5. Использовать задания-сюрпризы, например, сообщить детям, что играть будет тот, кто сумеет перепрыгнуть через ручеек или найдет себе пару быстрее всех и пробеги под воротами.
  6. Использовать звуковые и зрительные ориентиры: махать в свисток, звонить в колокольчик.
  7. Распределить роли по командам и предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее.
  8. Поручить активному ребенку собрать всех остальных при помощи зазывалки.
  9. Показать детям игрушку ( лисичку, Незнайку), и спросить, хотят ли они с ней поиграть в интересную игру.
  10. Надеть маску и сообщить: «Смотрите. Дети, к нам пришел гость, он хочет с вами поиграть. Давайте все вместе предложим ему нашу самую интересную игру.
  • Выбор водящего

Умелый выбор на роль водящего необходим для создания благоприятной обстановки и стимулирования мотивации заниматься игровой, познавательной и иной деятельностью.

Важно, чтобы в роли водящих в некомандных играх побывало наибольшее количество играющих, поскольку водящий-это помощник организатора игры, выполняющий различные поручения по подготовке состязания ( подготовка места для игры и снаряжения, поддержание порядка на площадке) и исполняющий в ней главную роль.

В настоящее время практикуются следующие способы  выбора водящего:

 выбор педагога ( сам педагог  назначает подготовленного ребенка; определение по жребию путем метания, расчета и другими доступными способами; первый водящий может сам выбирать себе замену и пр.)

Самым популярным для установления выбора водящего остается

выбор посредством считалок : все становятся в тесный кружок, а один доброволец нетеропливо произносит считалку, указывая пальцем по кругу, начиная  с себя и далее «по солнцу», и те, на кого приходится последнее ударение в считалке, становятся  вышедшими или освобожденными от жребия по договоренности, то есть водит тот, кто первым вышел из круга или остался последним.

  Возможны и другие  варианты. К примеру, определение водящего посредством считалки « с выбором» ( «На золотом крыльце сидели, царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой?») : чтобы  вышел один игрок, приходится рассчитываться, и тот, на кого пришлось последнее слово, не выходит сразу из круга, а называет одного из перечисленных (предположим, он произнес слово «королевич»), тогда считалку начинают снова, но уже с того, кто выбирал, и теперь концом расчета  будет слово «королевич»: на кого оно придется, тот выходит.

Выбор водящего посредством палочки, спички или травинки : на каждого играющего готовят по одинаковой палочке, при этом одну из них делают короче других, а потом все с одной стороны зажимают в кулак и выравнивают наружные концы; участники по очереди тянут жребий-кто вытянет «коротышку», тот и водит.

Выбор посредством бумажных карточек  на один ставят крестик  и, свернув, перемешивают в шапке или кармане; водит тот, кто вытянет отметинку.

Выбор посредством палки из немногих желающих кандидатов , например среди посыльных от каждой команды или среди капитанов. Для этого один из играющих хватается правой рукой за нижний конец палки, затем впритык к нему правыми руками за палку хватаются второй и последующий игроки. И после того как все участник жеребьевки вцепились в палку, первый переносит правую руку вверх, хватаясь выше руки последнего. За ним перехватывают руки все остальные, и так до тех пор, пока чья-то рука не захватит верхний конец палки-именно ему и выпадает жребий. Если последнему участнику остается столь маленькая верхушка палки,что возникают споры, кому достанется жребий-ему или предыдущему, на этот случай существует правило: последний игрок захватывает частью ладони оставшийся кончик палки и обводит ею вокруг своей головы и плеч, и если это ему удаётся, то жребий остаётся а ним, а если нет, то за предыдущим.

«На кулачках» Все участники вместе со считающим выставляют кулачки. При этом считающий на первом ударном слоге считалочки легонько ударяет сверху левым своим кулаком по правому, а на втором ударении-наоборот, на третьем-своим правым кулаком по правому кулаку соседа, потом по его левому кулачку. Так по кругу он дотрагивается до кждого выставленного кулачка. Тот, на ком считалка кончится, разжимает кулачок и опускает руку, и расчет повторяется. Так постепенно у участников кулачки опускаются, и кто опустит оба-выходит или водит.

«Жребий» Кто-то из играющих пачкает палец (мелом, краской, землей) и сжимает все пальцы в кулак, а остальные разжимают его кулак: тот кто разожмет испачканный палец-тот водит. Либо один из играющих прячет за спиной в руке маленький предмет, к нему подходят двое участников, и спрятавший предмет спрашивает: »Кто в правой руке берёт?» Кто в левой руке берёт?. Спрятавший предмет разжимает пальцы и показывает, в какой руке, угадавший-водит».

Выбор по желанию участников Выявляется коллективное желание играющих, которые обычно выбирают активных водящих, при этом педагог может порекомендовать детям выбрать тех, кто лучше бегает, прыгает, попадает в цель и т.п.

«Флюгер» Все участники встают в круг, в центре находится один из желающих игроков и закрытыми глазами и вытянутыми прямыми руками на уровне плеч. По условному сигналу он начинает вращаться и после сигнала ( «Стоп!») останавливается: на кого показывают вытянутые руки, тот и становится водящим.

Распределение ролей

При распределении ролей (сюжетно-ролевой или театрализованной) игре воспитатель должен стремиться удовлетворить игровые потребности детей и каждому дать желаемую роль, а также искать возможности для утверждения положения ребёнка в коллективе через игровую роль. При выборе водящего важно учитывать возрастные особенности детей: в младших группах ведущую роль берёт на себя воспитатель; в средней-главным героем ( водящим) можно назначить ребёнка, хорошо проявившего себя в прошлой игре. В работе со старшими дошкольниками могут быть использованы и иные способы.

При назначении на роль выбор воспитателя должен быть обязательно мотивирован и озвучен игрокам: водящим можно назначить  игрока, победившего в предыдущей игре, поощряя его за то, что он остался непойманным, выполнил задание лучше других, первым разгадал загадку, принял самую красивую позу в игре, но может быть и назначен и ребёнок. Который первым услышал зазывалочку и быстро прибежал и пр.

«Кастинг» в виде осмотра талантов. Можно предложить детям обыграть небольшие сюжеты, а затем по достоинству выбрать исполнителей все ролей. Если желающих слишком много, чтобы каждому дать шанс показать себя, то лучше сделать два состава, которые будут играть по очереди, или назначить «костюмера», «декоратора», «помощника режиссера». Можно желающим детям для инсценирования сказки предложить попроситься в теремок в роли определенного персонажа (лягушки или медведя) и после этого вместе с детьми решить, кто был более похож по голосу и манерам на этих персонажей.

«Распределение ролей по картинкам» : дети берут из рук воспитателя любую карточку из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж.

«Распределение ролей при помощи волшебной палочки» воспитатель в воображаемой «волшебной» ситуации сам творчески распределяет роли.

«Распределение с учетом мнения детей» воспитатель спрашивает детей о том, кто подходит для опредленной роли, и дети сами выбирают ребёнка  на роль ( в случае, если он не справляется, игра перестает существовать).

Деление на группы

Сам процесс деления на группы может представлять собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружеских отношений между детьми, умение договариваться. Для этого целесообразно практиковать следующие способы:

«Деление на «первый-второй» . Дети выстраиваются  в шеренгу по одному и рассчитываются на первый-второй в одну команду попадают те, кто оказался под №1, а в другую-кто получил №2.Способ можно «украсить», если деление происходит на каком –нибудь иностранном языке, и для этого педагог может попросить помощь у группы.

«Времена года» Попросить участников встать по четырем углам ковра: в один угол те, кто родился весной, в другой те, кто родился летом и т.д.

«Жеребьёвка» уместна , если предстоит игра с прописанными ролями. В корзине могут находиться листочки разного цвета (команды красных, жёлтых, синих), геометрические фигуры (команды квадратов, треугольников, кругов), изображения животных(команды птиц, рыб, млекопитающих) и т.д.

Приём деления «Нити» уместно использовать для образования пар. Ведущий держит в кулаке шерстяные нити или верёвочки длиной до одного метра ( на половину количества участников)-так, что концы свешиваются справа и слева. Каждый из участников хватает конец нити ( веревки) и, не выпуская его , отыскивает свою пару.

«Разрезная картинка» Берут 4-5 больших открыток и разрезают каждую на несколько частей, которые перемешивают. Затем каждый участник вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.

«Стулья» Перед началом жеребьевки воспитатель приклеивает рисунки, номера или другие обозначения, на которых будут сидеть участники. Каждому участнику нужно найти свою числовую пару.

«Зоопарк»  Дети стоят или сидят в кругу, а ведущий, проходя по кругу, говорит каждому на ушко название какого-нибудь животного. Затем все начинают искать себе похожих. Непременные условия: количество видов животных определяется количеством команд, которые предстоит создать; нельзя ничего говорить вслух и можно подражать поведению «своего» животного, издавать характерные для него звуки и т.п. Как только игра закончится у вас будут те команды, которые вам нужны.

«Ленточки» В шапку нарезают ленточки нужного количества цветов. Каждый вытягивает ленточку, и затем с уччетом одинакового цвета деи расходятся на команды.

«По считалке» Приглашают детей встать в круги, если предполагают сформировать три команды, выбирают трех «капитанов». оНи выходят в центр круга, тянут жребий и определяют, кто первым будет говорить считалку. Тот, на кого пал выбор считалки, становится членом команды рассчитавшего.Таким образом капитаны считают стоящихв кругу по очереди и набирают свою команду. При этом считалка у каждого из капитанов может быть одной и той же или собственной- по его желанию.

«Деление по какому-либо  признаку» можно организовать для разделения детей на несколько команд с учетом цвета глаз, длины волос, полового признака, первой буквы имени (например, команда чьи имена начинаются на гласную, и команда, чьи имена начинаются на согласную) или чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой, состава семьи, внешних признаков детей ( цвета одежды, рюкзаков, наличия галстуков, часов . украшений и пр)

«Сегментация круга» Педагог встает в центре круга и мысленно с  детьми проводит его диаметр, и таким образом дети могут разделиться на 2 команды. Можно сделать большее количество сегментов для получения другого количества групп.

«Стрельба глазами» Четное количество участников встает в круг и опускает глаза. По команде педагога поднимают глаза и ищут свою пару: если глаза встретились, то образовалась пара, она выходит из круга. Таким образом путем нескольких повторений все участники разделяются на пары.

«Лидеры» Педагог может попросить отдельных детей стать лидером группы или определить их одним из других способов. Затем каждый лидер по очереди называет того ребёнка, которого он хочет видеть в своей команде, а потом выбранные участники называют тех, кого хотят видеть именно они. И так, пока вся группа не будет разбита на команды.

«Мозаика» Детям выдают части изображения, и они должны найти тех, у кого есть другие части этого изображения. В дальнейшем это изображение можно обыграть во время образовательной и иной деятельности.

Возможно деление на команды посредством игр. Остановимся на некоторых из них более подробно.

Игра «Солнечные зайчики» Во время игры дети выполняют движений согласно тексту. «Солнечные зайчики скачут, словно мячики ( прыгают на двух ногах на месте). Побежали по стене ( бегут на месте) и исчезли в вышине (поднимают руки вверх). Раз, два, три, четыре, пять-будем зайчиков искать!»

С последними словами педагог предлагает детям поискать по группе солнечных зайчиков в форме геометрических фигур ( круга, квадрата, треугольника). Затем воспитатель просит собраться вместе детей с теми солнечными зайчиками, у которых в фигуре есть три угла, в фигуре нет углов, в фигуре четыре угла. Далее предлагает занять места за столами тех, у кого одинаковые фигуры. Так происходит деление на подгруппы.

Игра «Чудесный мешочек» Во время игры воспитатель предлагает детям на ощупь выбрать понравившийся предмет. Дети выбирают, рассматривают, рассказывают о выбранных предметах, а затем делятся на подгруппы ( например, у кого овощи-в одну подгруппу, у кого фрукты- в другую и т.п.)

Удержание внимания и интереса детей

В процессе проведения игры важно активно использовать следующие методы и приемы удержания внимания и интереса детей к игре.

Беседа воспитателя с детьми на этапе замысла игры  ( о сюжете, ролях, действиях, игровых атрибутах) с использованием вопросов («Во что хотите играть? Кто кем будет?Что будете делать? Что понадобится для игры?»)

Привлечение детей к созданию  обогащению игровой среды посредством советов воспитателя, направленных на помощь в создании игровой обстановки и ее размещении в пространстве.

«Интрига» Перед началом определенной деятельности педагог интригующе голосом сообщает детям: «Подождите. Подождите после зарядки скажу»; «Не смотрите, после завтрака покажу»; «не трогайте, это очень хрупкое» и т.п.

Активизирующее общение с ребенком во время игры: во время затруднения воспитатель своевременно общается  с детьми, побуждая их к проявлению инициативы, творчества или самостоятельности ( например: «Наверное, дочка заболела. Что делать?»

«Провалы  памяти» или «Забывание» : достаточно очевидных фрагментов речи с просьбой напомнить.

«Невербальные средства» Педагог может активизировать внимание посредством изменения интонации, тембра, высоты и громкости голоса, выдерживания паузы или резкого изменения темпа речи, сопровождения речи мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией.

«Пауза» –прерывание речи на словах, достаточно очевидных для группы, с просьбой произнест вслух дальше ( повторение основных моментов речи в форме вопроса, на который после небольшой паузы дает ответ сам педагог).

«Контрольные вопросы» задают по поводу только что изложенного материала с требованием исчерпывающего ответа.

«Активное ассистирование» : закончив или прервав смысловой блок, педагог просит детей дополнить его рассказ на основе имеющихся у них знаний и опыта.

«Использование раздражителей» : педагог как бы случайно роняет, резко открывает или закрывает что-то, включает или выключает музыку, свет и т.п.

«Ошибка воспитателя» :педагог намеренно допускает ошибку, а дети должны ее отметить; если дети не заметили, нужно вернуться к ошибке и спросить: «Я верно говорю?»

Стимулирование интереса

Для стимулирования познавательного интереса и различных видов активности дошкольников во время ООД практикуются игровые методы и приемы, которые выполняют несколько важных функций.

Обучающая функция обеспечивает успешное усвоение знаний и умений и развитие интеллектуальных функций посредством использования элементов игры.

Мотивационная функция способствует созданию благоприятной атмосферы во время образовательной деятельности, превращает её в увлекательное приключение.

Коммуникативная функция объединяет детей, способствует установлению эмоциональных контактов и формирует навыки общения.

Психотерапевтическая функция снимает напряжение при интенсивном обучении и вносит позитивные изменения в структуру личности ребёнка.

Остановимся на некоторых игровых методах и приемах более подробно.

Воспитатели часто прибегают к приему, который связан с имитацией прихода в гости к детям того или иного игрового персонажа.

Педагог изображает стук в дверь, а затем. Открыв её, объявляет детям, что  к ним кто-то пришел. Во время прихода игрового или сказочного персонажа для активизации дошкольников следует использовать следующие методы и приёмы: «Помогите игрушке», «Помоги мне», создание проблемной ситуации, «Найди меня» и т.п.

Используя прием «Помоги игрушке», педагог рассказывает о том, что игрушке нужна помощь и помочь ей могут только дети. Затем спрашивает детей, согласны ли они помочь игрушке, и предлагает научить делать то, что требуется игрушке.

Используя приём «Помощь взрослому» ( «Помоги мне»), педагог сообщает детям о своем намерении сделать что-то и просит детей помочь ему. Во время создания проблемной ситуации воспитателем моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности, а для достижения своей «детской» цели ребенку требуется выполнить некое «пробное» действие его совершение опирается на новое знание (понятие или способ действий), которое ребенку только предстоит «открыть» и которое на данный момент у него пока еще отсутствует. Так как затруднение является личностно значимым для каждого ребенка, то у ребенка возникает внутренняя потребность в его преодолении-то есть новая цель, связанная с познанием, соотносимая со «взрослой» целью.

Используя прием «Научи меня», педагог сообщает детям, что собирается заняться какой-либо деятельностью, и просит детей научить его этому, а затем каждому ребенку дается возможность научить педагога какому-либу делу.

Обыгрывание детских работ (изображение объемной фигуры и пр.) применяется по окончании различных видов продуктивной или творческой деятельности. Получение изображения, конструкция или аппликационная работа используется как своеобразный игровой метод, а содержание игровых действий зависит от содержания изготовленного объемного или плоскостного объекта и позволяет усилить интерес к определенным видам продуктивной деятельности.

Обыгрывание незаконченных и создаваемых детских работ  направлено на руководство процессов выполнения работы, сопровождает ее, стимулирует совершенствование замысла или выполнение его специфическими средствами ( изобразительными, посредством импровизации и пр)

Загадывание загадок  позволяет в интересной форме усилить интерес к образной речи и окружающему миру, привлечь внимание к предстоящей умственной, продуктивной или творческой деятельности, поскольку загадка создает эффект неизвестного, непознанного и помогает устанавливать и осознавать связи между предметами и явлениями.

Прием соревнования в старших и подготовительных  к школе группах подготавливает детей к правильной оценке своих возможностей и достижений, делает выполняемую деятельность увлекательной, занимательной, интересной для ребёнка. При использовании этого приема педагогу ДОО важно продуманно определять способы фиксирования правильных ответов или действий детей, способы поощрения и оценки участников (желательно, чтобы не было проигравших, но каждая команда или участник получили приз за объективно достигнутые успехи, усилия и пр)., грамотно выбирать для соревнования отдельных детей и команд только те действия и движений, которые освоены на необходимом уровне всеми дошкольниками.

ПРИМИРЕНИЕ ДЕТЕЙ

При организации взаимодействия с участниками образовательного процесса в различных видах детской деятельности между детьми возникает столкновение интересов и ссоры, поэтому педагог должен уметь умело сглаживать и разрешать подобные ситуации, а самое главное –умело мирить участников. В настоящее время в детских садах накоплен определенный опыт работы в этом направлении. Для примирения дошкольников можно использовать следующее.

«Мирилки»  -короткие стихотворные строчки, которые проговаривают дети после ссоры ( при этом ребята сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга)

Мирить детей можно посредством подушечки «Мирилочка», скамейки «Давай помиримся» или «»Коврика примирения», а также посредством игр.

Игра «Комплименты» Дети стоят по кругу, поворачиваются, пожимают ладони друг другу и говорят приятные слова своим соседям, например: «Света добрая», «Алина заботливая», «Полина, ты красивая, умная», «Максим, ты храбрый, трудолюбивый».

Игра «Назови ласково» Воспитатель объясняет детям, что существует много добрых, приятных и ласковых слов, которые называются комплиментами. Затем предлагает встать в круг так, чтобы видеть глаза друг друга и, передавая надувное сердечко, говорить какое-нибудь ласковое слово своему соседу. После игры все отмечают, что от теплых слов стало радостнее и веселее.

Игра «Конкурс хвастунов» После почтения и обсуждения сказки «Заяц-хвастун» воспитатель предлагает детям провести конкурс хвастунов «наоборот»-выиграет тот, кто лучше похвастается не собой, а свои другом.

Игра «Мост дружбы» . Воспитатель показывает линейку (или незаточенный карандаш) и говорит, что это мост дружбы. Затем предлагает детям попробовать удержать этот мост лбами, при этом говоря друг другу что-либо хорошее.

Игра «Эстафета дружбы» .Детей просят взяться за руки и передавать как эстафету рукопожатие. Начинает воспитатель: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше. От Маши- к Саше….и, наконец снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»

Игра «Закончи предложение». Дети стоят по кругу и по очереди продолжают фразы: «Я радуюсь с другом, когда… (нам весело)»; «Я грущу, когда… (друг уезжает)»; «Я радуюсь за друга, когда ему… (хорошо)»; «Я помогаю другу, когда… (он не можно одеться»; »Я люблю друга за то… (что он мой друг); «Я забочусь о друге, когда… ( он болеет)»; «Я доверяю другу во всем».

Упражнение «Мир. Любовь и добро». Дети стоят в кругу и произносят вместе с воспитателем: «Мир, любовь, добро-всем, кто слева от меня. Мир, любовь добро всем-кто справа от меня. Мир, любовь, добро-всем, кто впереди меня. Педагог: «Конечно, нам с вами еще нужно немного поработать, чтобы про нас могли сказать: «какие дружные ребята!».

Снятие эмоционального и мышечного напряжения

Для снятия эмоционального и мышечного напряжения у дошкольников целесообразно использовать следующие игровые упражнения.

«Как летит листочек» Дошкольникам  дают лист газетной бумаги и помогают выполнить действия, сопровождаемые словами: «Листочек взлетел, листочек кружится, листочек кружится, под ноги ложится». Листочек рвется, рвется, рвется. Листочек мнется, мнется, мнется».Под последние две строчки надо разорвать листочек на клочки, собрать их в кучку и , сминая, превратить в подобие бумажного шарика.

«Доброе утро» Воспитатель вместе с детьми напевно произносят слова и выполняют движения: «Доброе утро, глазки! ( касаются глаз кончиками пальцев). Вы проснулись? (хлопают в ладоши). Доброе утро, носик! ( дотрагиваются до кончика носика). Ты проснулся? ( хлопают в ладоши). Доброе утро, ушки! ( касаются  кончиками пальцев обоих ушек). Вы проснулись? ( хлопают в ладоши)Доброе утро, ротик! ( касаются указательным пальцем губ). Ты проснулся? ( хлопают в ладоши). Доброе утро, ручки! ( кистями обеих рук делают «фонарики»). Вы проснулись? ( хлопают в ладоши). Доброе утро, животик! ( выполняют круговое поглаживание ладонью по животику). Ты проснулся? ( хлопают в ладоши). Доброе утро, детки! Все проснулись! К солнышку потянулись! (руки наверх, потягиваются)».

«Добрый бегемотик» Дети встают в шеренгу, воспитатель говорит, что все вместе они-маленькие добрые бегемотики. При этом каждый ребенок обнимает за  талию или кладет руки на плечи впередистоящего. Воспитатель просит каждого ребенка погладить своего соседа по плечу, по голове, по спине, по руке, а затем просит «бегемотика» походить по группе, присесть…

«Художники-натуралисты».

Дети получают большой лист ватмана и кладут его на клеенку. Педагог, поставив перед детьми блюдце с жидкими красками, рарешает им рисовать падающие листья, следы неведомых зверей или разноцветную мозаику пальцами, кулачками, ладошками, носиками или локтями.

«Солнышко»

Детям показывают картинку с улыбающимся солнышком. Педагог произносит: «Посмотрите, какое красивое солнышко, оно широко улыбается для вас. Давайте улыбнемся солнышку в ответ. Почувствуйте, как улыбка переходит в ваши ручки, доходит до ладошек. Улыбнитесь еще раз и попробуйте улыбнуться шире. Растягиваются ваши губки, напрягаются щечки. Дышите и улыбнитесь. Ваши ручки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка.

«Мороженое»

Дети стоят на ковре. Им предлагают «поиграть в мороженое»: сначала изобразить твердое мороженое, которое только что достали их холодильника, а потом оно постепенно растаяло: «Вы-мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твердое, как камень. Ваши ручки напряжены, ваше тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, ручки, ножки стали мягкими, расслабленными. Ручки бессильно повисли вдоль тела». Растаяло мороженое, растеклось сладкой лужицей по полу».

«Задуй свечу»

Детям предлагают глубоко вздохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха, а  затем, вытянув, как бы дуя на свечу при этом длительно произносить звук «у-у-у».

«Коробка переживаний»

Педагог сообщает детям, что принесла сегодня небольшую коробку, которую предлагает оправить по кругу, чтобы собрать детские неприятные переживания и заботы. Потом заклеивает коробку и уносит, чтобы вместе с ней исчезли детские неприятные переживания.

«Минута шалости»

Педагог по сигналу ( удар в бубен, свисток или хлопок в ладоши) предлагает детям пошалить: каждый делает то, что ему хочется-прыгает, бегает , кувыркается и т.п. Повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалости.

«Настроение»

Детям предлагают сесть за стол и взять цветные карандаши и фломастеры, затем просят на чистом листе бумаги нарисовать абстрактный сюжет-линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом настроить ребёнка полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как ему больше хочется, в полном соответствии с настроением, чтобы ребёнок перенес свое беспокойство и тревогу на бумагу, постарался «выплеснуть» его до конца и рисовать до тех пор, пока не заполнится все пространство листа и он не почувствует успокоения. Затем воспитатель переворачивает лист и пишет несколько слов, отражающих настроение автора, а затем рисунок убирает в сторону.

ПООЩРЕНИЯ

В современной педагогической науке и практике накоплен богатый опыт поощрения дошкольников за различного рода достижения. Остановимся на некоторых из них более подробно.

Похвала. Может выражаться словесно, взглядом или прикосновением, но всегда должна быть озированной, искренней, эмоциональной и справедливой-за процесс и старания ребенка, за прогресс, за результат  и пр. Например, «Ты хороший» ( сигнал принятия), «Я вижу тебя» ( сигнал о внимании к ребенку), «Спасибо тебе за…» ( сигнал о том, что усилия ребенка замечены), «Я знаю о тебе что-то замечательное» ( сигнал об одобрении), «Ты мне нравишься» ( сигнал о теплых чувствах педагога к ребенку и пр.

Награждение

Награждать ребенка  лучше тем, что на данный момент представляет ценность для ребенка. Это могут быть материальное поощрение ( игрушки, одежда, сюрпризы, подарки…) исполнение желания ( поход в цирк, театр, игровую комнату, парк развлечений, то есть место, о котором ребенок давно мечтал) и др.

Используются следующие способы

«Сундучок поощрений»

Это небольшая шкатулка в которой могут лежать различные небольшие сюрпризы, мелкие игрушки, наклейки, игрушки от «киндер-сюрприза», солдатики, значки, красочные календари-все то, что обычно дети выпрашивают, стоя возле уличных киосков, и что доставляет им минутную радость и маленькое счастье.

«Большое спасибо маме»

Воспитатель сообщает дошкольнику при других детях о том, что он очень хорошо себя вел ( или совершил хороший поступок) и поэтому педагог написала открытку маме со словами благодарности за то, что она так хорошо воспитывает своего малыша. Сама открытка маме вручается вечером.

«Герой дня»

Ребенку, который на протяжении дня хорошо себя вел и помог участникам образовательных отношений, присуждается титул «герой дня», а если ребенок несколько раз подряд заслуживает такой титул, то он может выбрать для себя подарок из «сундучка поощрений» или особой коробки.

Присуждение по итогам недели различных номинаций , детям которые обладают хорошим нравственным потенциалом, на которые по каким-либо причинам не могут его реализовать ( «Доброе сердце», «Золотые руки», «Самый душевный», «Золотой запас»). При этом важно при присуждении номинации не просто словесно ее огласить, но и сделать отличительный нагрудный знак, который бы видели другие ребята: можно завязать бант или специальную накидку, сделать к каждой нминации бумажную медальку и пр.

«Экран достижений» В группах можно сделать панно, на котором ребенок будет наглядно видеть, как он меняется, поскольку за каждое усилие, достижение, хороший результат или прогресс ребенка поощряется фишками. Панно может быть выполнено в виде «Дерева достижений» ( на ветки дерева садятся «фишки-птички»-это достижения ребенка), «Цветка достижений» ( в середине цветка фотография ребенка, а лепестки это его достижения) или «Золотой рыбки» ( каждая блестящая чешуйка. Приклеенная к рыбке-достижения ребёнка).

«Гусеница»

В начале года или при заведении новой рабочей тетради педагог раздает детям небольшой кружочек из цветной бумаги с глазками и ротиком. Это голова гусеницы, дети могут её раскрасить или дорисовать, а потом приклеить этот кружочек себе в тетрадку на первую страницу. Каждый раз при использовании рабочей тетради в случае успешной работы дети приклеивают по одному кружочку-таким образом по итогу работы должна получиться гусеница.

«Награждение команд»

Награду получают одну на всех членов команды в виде оценки в соответствии с набранным количеством баллов по итогам мероприятия. При этом индивидуальная ответственность каждого участника команды, означает что успех всей команды зависит от удач или неуда каждого её члена, поэтому стимулирует всю команду следить за успехами друг друга и приходить на помощь своему товарищу. В работе с дошкольниками важно продумывать номинации, чтобы справедливо и объективно оценить обе команды, например одну-с учетом набранных баллов, а другую-за сплоченность, творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в течение года.

Педагоги нередко сталкиваются с выбором форм планирования взаимодействия с родителями. В материале Вы найдете информацию о том, какой способ планирования можно использовать. Также представлены образцы...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Экологическое развитие имеет большое значение для общего развития ребенка. Отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо включать в...

Консультация для педагогов Тема: «Организация взаимодействия педагогов с родителями старших дошкольников с ОНР»

В работах А.В. Запорожца, М.И. Лисиной и многих других указывается на тот факт, что общения ребенка со взрослым является основой его психического развития. Еще Л.С. Выготский говорил о том, что наибол...

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...

Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Консультация для родителей«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»Одна из определяющих функций семьи – функция экономическа...

Консультация "Организация взаимодействия педагога-психолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением когнитивных функций".

В работе педагога - психолога особое значение имеет взаимодействие с семьей. Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в процессе социализации ребенка с ЗПР. Именно семья является ближ...

Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному благополучию семьи, в...