Обобщающее занятие c детьми старшей логопедической группы компенсирующей направленности» по теме: «Гласные и согласные звуки».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Лиукконен Елена Викторовна

Закрепить у детей понятие гласные и согласные звуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_stgr_pro_vitu.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект обобщающего занятия

(для детей старшей логопедической группы компенсирующей направленности с ОНР)

 по теме: «Гласные и согласные звуки».

Цель: Закрепление у детей понятие гласные и согласные звуки.

Задачи

Познавательные: 

- учить называть слова с заданным звуком;

- закреплять умение определять место гласного звука в слове;

-упражнять в определении гласных и согласных звуков, дифференцировать их;

- закреплять умение детей делить слова на слоги, выделять звук на фоне слова и слога;

- закреплять употребление предлога В.

Коррекционно - развивающие: 

- развивать фонетический и речевой слух, слуховое внимание, общую и мелкую моторику.

Воспитательные: 

- способствовать воспитанию дружеских отношений со сверстниками в совместной деятельности, воспитывать интерес к речевой деятельности на занятиях.

- воспитывать чувство сопереживания к сказочному герою.

Образовательные области:

- социально-коммуникативное развитие

- познавательное развитие

- речевое развитие

- физическое развитие

 Используемые образовательные технологии:

 - игровые  

- здоровье-сберегающие

 - личностно – ориентированные

 - информационно-коммуникативная

Предварительная работа: изготовление «Звукограда».

Оборудование: кукла, магнитная азбука, компьютер, корзина, короб, картинки на звук В,Вь, синий и зеленый квадраты по количеству детей, пустые рамки с обозначенным количеством на них слогов.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

 Психогимнастика. «Здравствуйте». Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Вы любите принимать гостей?

Дети. Да!

Логопед.  Покажите, как вы радуетесь, когда в гости приходит друг. Как огорчаетесь, когда приходиться расставаться. Покажите, как вы рады нашим гостям и подарите им свои чудесные улыбки.

II. Основная часть

1. Сообщение темы:  

Логопед. Среди гостей я вижу грустную девочку.

Логопед обращается к кукле, которая сидит среди гостей: Девочка, как тебя зовут и почему ты грустная?

Кукла говорит, что её зовут Ита и она просит помочь ребят отыскать первый звук её настоящего имени. Шалунишка ветер утащил его.  

Логопед предлагает детям отправиться в город Звукоград, потому что именно там находятся все звуки и буквы нашей речи.

2. Беседа о звуках.

Логопед. Не высоко не низко, не далеко не близко, а прямо перед вами наш город Звукоград.

Логопед. Ита в Звукограде первый раз. Расскажите ей. В этих красных домах живут, какие звуки?

Дети. Гласные

Логопед. Почему мы их так называем?

Дети. Это поющие звуки.

А в этих сине-зеленых домах живут, какие звуки? - согласные звуки. Они так называются, потому что не могут петь.

Логопед. Зато согласные, могут быть какими?

Дети. Звонкими и глухими, твердыми и мягкими.

3. Игра. «Придумай слово на заданный звук»

 Ай-яй-яй, ветер шалунишка и тут напроказничал. Так сильно задувал, что буквы вылетели из своих домов.  Поможем буквам вернуться в свои домики?

Логопед. Ребята, а зачем нам нужны буквы?

Дети. Буквы нужны, чтобы писать и читать звуки.

Логопед. Ребята, возьмите одну букву. Придумайте слово, со звуком, который она обозначает, тогда буква вернётся в свой дом.

Логопед. Саша, назови свою букву.

Саша. (А)

Логопед. Придумай слово со звуком (А).

Ребенок. Антенна.

Логопед. Звук А – гласный или согласный?

Ребенок. Гласный

Логопед. Посели букву А в её домик.

Дети помещают в красные дома гласные. В сине-зеленые дома – согласные.

То же со звуками: О, У, М, К, Н.  

Логопед. Ита, среди этих букв есть твоя? Нет. Не переживай! Отыщется твоя буква.

4. Игра «Ловишка со звуками»

Логопед. Может поискать в волшебной «Звукорзине?»

Дети садятся на стулья.

Логопед из звуковой корзины «достает» звуки.

Логопед бросает звуки ребёнку. Просит назвать то, что он услышал. Ск. Звуков? Какой первый, какой второй?   (АП, ТЫ, ХО, ФУ, ЫО, БОТ)

Логопед. Ита, ты услышала нужный звук? Нет. Не переживай!  Будем искать дальше.

5. Игра «Эхо» - выделение первого слога в слове.

Логопед. Ребята, может быть звук спрятался в слогах?  Давайте поиграем со Звукомячиком.

Будем называть первый слог в слове, а ты, Ита, внимательно слушай.

Вставайте   полукругом.  Что такое слог? – часть слова, это когда рядом стоят гласный и согласный.

Логопед бросает детям мяч и произносит слово. Ребенок, бросает мяч обратно и произносит   первый слог данного слова (белка - БЕ, пашня, фантик, тахта, хомяк, машина, кусок).  

Логопед. Ита, ты услышала нужный звук среди слогов?

Ита. Нет.

Логопед. Не переживай! Мы можем ещё попросить помощи у Дракончика.

6. Компьютерная игра «Укажи гласный» - Выделение гласных звуков, определение места звука в слове. Дети выполняют задания «Дракончика». В слове определяют гласный звук, место данного звука в слове, в схему вставляют букву, обозначающую данный гласный звук. Слова типа: рак, слон, роза, оса.

Логопед: Ита, ты услышала нужный звук? Нет. Не переживай!  Будем искать дальше.

7. Игра «Твердые и мягкие»

Логопед. Давайте заглянем в СЛОВОКОРОБ. Тут лежит грустная буква. Как её зовут? В. Какие два звука обозначает эта буква?

Дети. В и  Вь.

Логопед. Буква «говорит», что ветер шалунишка   побывал и здесь. Он перемешал картинки с твердым звуком В и мягким звуком Вь.  Поможем букве В расставить картинки по полкам?

Дети. Да!

Логопед. На верхнюю полку мы будем расставлять картинки, в которых звук В – твердый, А на нижнюю полку – со звуком Вь – мягким.

Логопед. В правую руку возьмите квадратик, обозначающий твердый звук. В левую – мягкий.

Дети показывают, куда поставить картинку, логопед выставляет картинки на полки.

По ходу выполнения задания логопед спрашивает ребенка, почему он поднял синий или зелёныё квадратик.

8. ФИЗминутка. 

Вслед за нами буква В. Озорная буква Выступала В-В-В (дети «важно» идут по кругу), Показала ВО-ВО-ВО (показывают большой палец правой руки), выла волком ВУ-ВУ-ВУ (приподнимаются на носочки), Волновалась ВЫ-ВЫ-ВЫ (поворачивают голову в право и лево). Постучала ВА-ВА-ВА (топают ногами), и визжала ВИ-ВИ-ВИ. Вот какая буква В, озорная буква В (поднимают вверх указательный палец правой руки).

Логопед. Молодцы, ребята! Ита говорит, что услышала потерянный звук! Если его произнести первым, то мы услышим её имя.

 

9. Выкладывание слов из букв по следам анализа.

Логопед. Вита, наши ребята могут выложить схему твоего имени квадратиками.  

Дети выкладывают схему по следам анализа ВИТА. Затем собираю имя из букв.

 

Вита благодарит ребят и дарит им картинки со звуком В.

10. Картинная Галерея. Деление слов на слоги.

Логопед. Ребята, давайте устроим из картинок -  Картинную галерею. Подберите рамки для картин по количеству слогов в вашем слове. Чтобы разделить слово на слоги вспомним правило:

В слове, сколько гласных, столько и слогов.

Ребенок.  В слове кукла два слога. Мне нужна рамка с двумя кружочками.

Логопед. Полюбуйтесь, какая картинная галерея получилась.

11. Составление предложений.

Логопед. Вита, а ребята могут составить с данными словами красивые предложения.

Дети составляют предложения.

12. Работа с деформированным предложением.

Логопед. Ребята, Вита не знает, что звук В в предложении может быть маленьким  словом, которое указывает, где находится предмет.

Она составила такие предложения: Мяч положили НАД коробкой.

Правильно она сказала?

Дети. Нет

Логопед. Кто составит правильное предложение

Ребенок. Мяч положили. В коробку. (ИЗ машины сидит водитель. Медведь спит К берлоге. ЗА небо улетел шар).и т.д.

III. Заключительная часть.

Вита благодарит ребят за помощь. Ей очень понравилось, как ребята выполняли задания. До свидания.

 

Список литературы:

Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. СПб., «Детство –Пресс», 2005

Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. 1,2,3 периоды. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. М.: Издательство «Гном и Д», 2007

Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. II период. Пособие для логопедов. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000.

Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах/ О.С. Яцель. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (нарушения речи) с привлечением родителей. Тема: «При солнышке тепло, при матушке добро»

Конспект НОД в старшей логопедической группе с привлечением родителей. Закрепление тем "Семья", "Животные". Мастер-класс для родителей  "Зайчик из носка"....

Конспект НОД в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (нарушения речи) Неделя «Дикие животные и их детеныши готовятся к зиме» Тема: Приставочные глаголы. Согласование существительных с числительными 1, 2.

Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные и их детеныши». Совершенствование грамматического строя речи: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суфф...

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Уроки мудрой совы: «Звук /Зь/»"

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Уроки мудрой совы: «Звук /...

Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «Насекомые»

Конспект образовательной деятельности  может быть использован учителем-логопедом в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «Насекомые».В хо...

Конспект ООД по развитию фонематических восприятий у дошкольников в старшей логогруппе с использованием интерактивной доски. Тема: «Гласные и согласные звуки»

Материал будет полезен учителям-логопедам при организации обобщающих занятий по формированию фонематичсеких восприятий у дошкольников 5-6 лет....

Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми старшей логопедической группы по теме: «Дикие и домашние животные. Звук и буква «Ы».

Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми старшей логопедической группы  с использованием педагогических технологий на основе активизации деятельности учащихся (активные методы обуче...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по теме "Профессии на стройке. Звук [З]"

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме "Профессии на стройке. Звук [З]"...