Мастер -класс для родителей
методическая разработка по логопедии

Наталья Юрьевна Смольникова

Мастер -класс для родителей "Повышение профессиональной компетентности родителей в профилактике речевых нарушений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер -класс37.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

«Трудармейский детский сад « Чебурашка»

Мастер – класс

с участием родителей  

Повышение профессиональной компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

подготовила

учитель – логопед

 Смольникова Н.Ю.

Пояснительная записка

     Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому в своей работе уделяю большое внимание сотрудничеству с родителями. Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей.

   Исходя из этого, я поставила цель совместной работы: формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Задачи

- повысить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах профилактики речевых нарушений у  дошкольников и побудить желание заниматься с ребенком в домашних условиях.

- создавать благоприятный климат в семье, бережное и щадящее отношение к речевому развитию ребенка;

- активизировать педагогический потенциал родителей.

-обучать родителей конкретным приемам логопедической работы.

     Работа с родителями ребенка, имеющего речевые нарушения  — достаточно сложный процесс, поскольку не всегда речевые проблемы ребёнка воспринимаются родителями адекватно. Можно условно разделить родителей детей с речевыми нарушениями на две категории:

 - родители,  которые предъявляют  повышенные требования к речи ребенка.

- родители, которые не обращают внимания на  нарушения речи, игнорируют рекомендации учителя — логопеда закреплять изученный материал в домашних условиях.

     Часто родители самоустраняются от образовательного процесса, объясняя это нехваткой времени и  педагогических знаний в вопросах развития речи детей.  Логопед должен помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, убедить в необходимости закреплять изученный материал в домашних условиях, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Ведь от того насколько подготовленным придет малыш в первый класс, зависит его дальнейшее обучение.

      Федеральные образовательные стандарты  дошкольного образования ориентирует педагогов ДОУ на необходимость участия родителей в реализации программы, в создании условий для своевременного полноценного развития ребёнка дошкольного возраста.  Родители должны стать активными участниками образовательного процесса, всех педагогических проектов, независимо от тематики и доминирующей деятельности

     Чтобы родители помогали детскому учреждению, их надо «впустить» в него. Руководствуясь этим принципом и девизом «Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ» учитель-логопед должен строить свое общение с родителями. Сейчас нет строгой регламентации работы с родителями, поэтому каждый логопед может выбирать самостоятельно проблемы, интересующие родителей и освещать их в удобной для него форме. Тем не менее, работа учителя-логопеда с родителями детей определена как обязательная и входит составной частью в программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.  

     Таким образом, можно сделать выводы о том, что роль родителей в процессе речевого развития ребенка неоспорима. Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе позволяет  стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.

Цель мероприятия: 

 Привлечение внимание родителей к доступным методам профилактики и коррекции речевых нарушений.

Задачи мероприятия:

 - познакомить родителей с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей;

- повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики;

- пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.

Оборудование: презентация, смайлики, буклеты, индивидуальные зеркала, ватные диски, коктельные трубочки, пластиковые стаканчики, воздушные шары, бабочка из папирусной бумаги, вертушка, пластиковые губы для развития воздушной струю

Сценарий мастер - класса

I. Организационный момент:

Логопед: - Добрый день уважаемые родители!

Сегодня я пригласила, вас на логопедический мастер – класс и познакомлю с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей. Предлагаю, вам совершить путешествие. Мне очень хочется, чтобы это путешествие запомнилось всем улыбками, весельем, хорошим настроением. И поэтому предлагаю, вернуться в детство, познакомиться с элементами логопедических занятий.  Начинаем, прошу пассажиров занять свои места.  

  Путешествовать мы с вами  будем вот на этом паровозике   (звучит музыка из мультфильма  «Паровозик из Ромашково»). Для начала предлагаю сделать не большую разминку.

- А вот и первая станция.

Станция «Разминочная»

Логопед:

                               Игра «доскажи словечко»

У меня игра для вас,

Я начну стихи сейчас,

Я начну, а вы кончайте,

Хором слово добавляйте!

Поднимаем выше руки

Произносим громко…. звуки 

Звук становится приятен

Лишь тогда, когда ….. понятен

Буквы  видеть, звуки слышать,  

И писать, произносить,

Помогает нам без бед

Наш учитель ….. логопед

Для язычка нужна нежная пластика –

Артикуляционная …. гимнастика 

Чтобы четко говорить

Нужно с пальцами … дружить

Будем вместе мы беречь

Нашу правильную ….. речь. 

А мы приближаемся к следующей станции.

Станция артикуляционная

Логопед:

Чтоб ясно быстро, четко

И легко заговорить

языком придется много

И активно шевелить.

   Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика.

    Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

        Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.
    - А  сейчас предлагаю всем вместе проделать небольшую артикуляционную гимнастику «Язычок гулять собрался»

Возьмите зеркало, посмотритесь в него и познакомьтесь с нашим помощником - веселым Язычком.

(раздаются зеркала, далее родители, глядя в зеркала, выполняют  упражнения по показу логопеда).

Жили - были дедушка и бабушка.

К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),
С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),

И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).

ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),

ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).

БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ:
НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд).

БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад)

И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево-вправо).
ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами),


ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),

ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.
ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу),

ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык - под нижнюю губу).

ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком),

ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,
ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом). И УШЛА.

Вот и закончился день, пора спать.
Завтра опять будем гулять.

Станция «Пальчиковая»

Логопед:

Много могут пальчики-озорные  мальчики:

Могут карандаш держать, чтоб картинки рисовать,

Могут пальчики лепить, из бумаги птиц сложить,

Человечков, дом, зверей. Поиграем поскорей!

    О пользе пальчиковой гимнастики наверно наслышаны все. В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Поэтому очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.

    Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание ребенка  с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.

   Я предлагаю вам тоже выполнить пальчиковую гимнастику

Два больших и статных малых,

Молодцов в боях бывалых.

Два солдата-храбреца.

Два смекалистых бойца.

Два героя безымянных.

Два мальца, весьма упрямых.

Строем, будто на парад,

(Повернуть кисти пальцами вверх.)

Пальцы ровно встали в ряд!

(Выпрямить пальцы.)

- Ну а нам пора продолжать свой путь

Станция дыхательная

Логопед:

Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо –
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.

     Хорошо влияют игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков. Все эти упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить трудно произносимые звуки. При выполнении  упражнения необходимо воздух набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладошами). Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.

    Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры. Дуть на легкие шарики, бумажные полоски, играть на музыкальных инструментах, дуть на привязанные к ниточке ватные палочки, бумажные игрушки, сдувать их со стола, ладошки..

 - Я предлагаю вам некоторые игры и упражнения для развития правильного речевого дыхания у детей.

(родители выполняют упражнения используя предложенное оборудование)

Упражнения для речевого дыхания

  1. Сдуть бабочку с кончика носа.
  2. Буря в стакане. Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в "бурю в стакане" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть,  чтобы не пролить воду.
  3. Надуем шарик, не раздувая щеки.

Вот следующая станция .

                       Станция «Послушные ушки»

Логопед:

Жизнь была бы страшно скучной

Если б жизнь была беззвучной.

Как прекрасно слышать звук.

Шум дождя и сердца стук!

Мы кричим, смеемся, дышим.

Мы слова и мысли слышим.

Слышим даже тишину,

Мир без звуков был бы грустный.

Серый, скучный и «невкусный».

Умение сосредотачиваться на звуке – развивает слуховое внимание.

   Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель игр на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

 Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляются различения слов, близких по звучанию.

   Для развития фонематического слуха с детьми проводят различные игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений или  подобрать слова с заданным звуком.

И начнем мы с вами играть именно с этих игр:

-  на развитие фонематического слуха и слухового внимания.

      Очень важно учить ребенка, прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (неречевые и речевые).

Предлагаю поиграть в одну из них.

Игра «Ловушка»

Заключительная часть

   Наш паровозик возвращает нас в детский сад. А это значит, наше путешествие подошло к концу надеюсь, оно вам понравилась,

    Уважаемые родители, я показала, вам несколько вариантов использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Такие упражнения оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.

    Хочется поблагодарить всех за активное участие. И в заключении нашей встречи уважаемые родители хочу дать вам еще несколько советов о том, как правильно организовать речевое общение с ребенком дома (памятки).

Надеюсь, что  наша встреча  не прошла для вас даром.

Станция «Конечная»

Логопед:

Известно, что любое нарушение легче предупредить, чем исправить.

  И в последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития.

  Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. Исправить недостатки звукопроизношения в старшем возрасте, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.

    Профилактика речевых нарушений – система мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одной из важнейших задач образовательного учреждения и является неотъемлемой частью логопедической работы.

  Важную роль в профилактике речевых нарушений играет совместная работа педагогов и родителей.

В результате систематической работы по вышеперечисленным направлениям у детей происходит:

- улучшение памяти, внимания, мышления;

- улучшение общего эмоционального состояния;

- повышается работоспособность, уверенность в себе;

- стимулируются двигательные функции;

- снижается утомляемость;

- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

- стимулируется речевая функция;

    Буду рада, если предложенные рекомендации для занятий с ребенком в домашних условиях окажут положительное воздействие на развитие речи.

   

Желаю успехов!

Список литературы

1. Н.Г.Алтухова «Научитесь слышать звуки». СПб.: Издательство «Лань», 1999.— 112 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература

2. Крупенчук О.И Научите меня говорить правильно! – Санкт – Петербург: Издательский дом «Литера», 2006 г.

3. Краузе Е.Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста. Издательство: Корона – Принт , 2008 г.

4. Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: Методическое пособие - 2-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2004 г

5. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. – М.: Просвещение, 1989 г.

6. В.Цвынтарный «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем». Издательство: Центрполиграф  2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для родителей "Что должен знать и уметь ребенок к поступлению в первый класс"

Познакомить родителей с основными компонентами речи; с приемами работы по исправлению и развитию их, доступных родителям в домашних условиях;настроить родителей на сотрудничество в работе по испр...

Мастер класс для родителей "Мастер класс Кукла Мотанка"

Данная работа преддставлена для обмена опытом с педагогами дошкольных организаций...

Фотоотчет. Мастер-класс для родителей «Цветы открывают свои лепестки» Мастер - класс для родителей ясельной группы

Фотоотчет. Мастер-класс для родителей «Цветы открывают свои лепестки»Мастер - класс для родителей ясельной группы...

Мастер-класс для родителей МАСТЕРИМ ПОДЕЛКИ К НОВОМУ ГОДУ - ЁЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ ИЗ ПОЛОСОК

Мастер-класс для родителей МАСТЕРИМ ПОДЕЛКИ К НОВОМУ ГОДУ - ЁЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ ИЗ ПОЛОСОК...

Мастер класс "Использование мастер-класса с родителями воспитанников как эффективной формы педагогической технологии"

Встаёт вопрос: Как заинтересовать родителей в совместной работе, привлечь их к сотрудничеству («сотрудничество» - «со» и «труд», совместный труд)?Одним из путей реш...

Мастер – класс Тема: «Осенняя мастерская» (Мастер – класс для родителей)

Цель: изготовить поделки своими руками совместно с ребенком....