проект "В царстве грибов"
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Бурова Светлана Александровна

Целью данного проекта является расширение и обогащение словарного запаса детей путём введения в речь новых слов, относящихся к теме "Грибы".

Задачи проекта направлены на уточнение знаний детей о царстве грибов, в том числе о съедобных и ядовитых грибах, о строении гриба, его частях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_tsarstve_gribov_burovoy_s.a.docx45.37 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №60 «Ромашка» города Смоленска

Проект «В царстве грибов»

Подготовила

Учитель-логопед Бурова С.А.

Смоленск, 2022

И на горке, и под горкой,

Под берёзой и под ёлкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.

загадка

(Устное народное творчество)

Актуальность проекта:

               Природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Особенно щедра на подарки осень. Сколько вкусных фруктов и овощей созревает у людей в огородах, сколько ярких цветов расцветает в садах. Так же не счесть даров, которые дарит природа, не требуя никаких усилий от человека. Это и ягоды, и грибы, и лекарственные травы. Каждый человек должен любить и беречь природу. А прививать любовь к ней нужно с раннего детства. Вот и в детском саду мы постоянно обращаемся к этой проблеме, рассматривая её с детьми со всех возможных сторон. Чтобы у ребёнка возникло желание беречь и охранять природу, он должен научиться видеть её красоту и понимать ценность для человека. Не каждый современный родитель ходит со своими детьми в лес. А ведь невозможно познакомиться с природой достаточно близко, не побывав в лесу в разные времена года. Осенний лес необычайно красив. Именно поэтому мы с ребятами и родителями взялись реализовать проект «В царстве грибов».                                        

Вид проекта: познавательно-речевой. Краткосрочный.

Срок реализации проекта:  с 15.09.2022 по 30.09.2022 г.

Участники проекта: воспитанники старшей и подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели ДОУ.

Цель:

 Расширение и обогащение словарного запаса путем введения в речь новых слов, относящихся к теме «Грибы». Активизация словарного запаса.

Задачи проекта:

•        Уточнить знания детей о царстве грибов, в том числе о съедобных и ядовитых грибах; о строении гриба, его частях;

•        способствовать накоплению у детей представлений об окружающем мире (о предметном, социальном мире, мире природы).

•        Формировать умение определять лексическое значение слова;

•        Совершенствовать речь учащихся;

•        Развивать мышление, внимание.

•        Создавать у детей положительную мотивацию к занятиям путем вовлечения каждого в активную деятельность;

•        Воспитывать внимательное, доброе отношение  к природе.

Основная проблема проекта:

- бедность словарного запаса детей;

- несформированность знаний детей о съедобных и ядовитых грибах, разнообразии грибов родного края.

Гипотеза:

Мы предполагаем, что чем больше ребенок знает о природе родного края, многообразии животного и растительного мира, тем больше шансов воспитать в нем достойного гражданина своей Родины, любящего свою страну.

Сфера использования проекта: 

все образовательные области, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность детей, родителей и педагогов.

Принципы организации образовательного процесса:

- Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.

- Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

- Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей, реализующихся в образовательном процессе.

- Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях.

- Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

- Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

Предполагаемый результат:

* Развитие детей по всем направлениям образовательных областей.

* Значительное расширение представлений детей о грибах, особенностях их размножения, многообразии грибов родного края, о съедобных и ядовитых грибах.

* Создание предметно-развивающей среды, способствующей дополнению и систематизации имеющихся знаний о грибах.

* Наличие партнерских взаимоотношений педагогов и родителей при решении образовательных, развивающих и воспитывающих задач.

Содержание работы по проекту

        Работа с воспитанниками:

- беседы о грибах нашего края;

- конспект НОД на тему «Царство грибов»;

- чтение художественной литературы (А.Усачёв «Грибок-теремок»);

- игры дидактические, сюжетные, подвижные, пальчиковые;

- рисование по восковой свече на тему «Грибы»;

- игра-бродилка «Фотовикторина по теме «Грибы и ягоды»;

- игра – шнуровка «Грибы в корзинке»

- штриховка «Грибы»;

- раскраска «Грибок»;

- разучивание стихов про грибы.

        Работа с воспитателями:

- консультация на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста на основе речевого материала по теме «Грибы»».

        Работа с родителями:

- Консультация: «С грибочками играем, речь развиваем!»

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

1.        Постановка целей, задач, определение актуальности и значимости проекта;

2.        Подбор методической литературы по теме;

3.        Изготовление или приобретение дидактического материала для организации предметно-развивающей среды;

4.        Планирование и организация деятельности по обучению детей.

Основной этап:

1.        Конспект НОД для старшего дошкольного возраста

по теме « Царство грибов»

2.        Проведение индивидуальной ОД. Художественное творчество детей «Гриб».

3.        Чтение художественной литературы: Сказка  А.Усачёв «Грибок-теремок»

4.       Организация подвижной игры «За грибами»

7.        Организация дидактических игр «Назови один - много», «Продолжи предложение», «Расскажи про гриб по схеме», «Чудесный мешочек».

10.        Создание консультации для родителей: «С грибочками играем, речь развиваем!»

11.        Создание консультации для педагогов на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста на основе речевого материала по теме «Грибы»».

12.     Создание картотеки загадок о грибах.

Заключительный этап:

1.        Проведение фотовикторины «Грибы и ягоды»

2.        Создание картотеки дидактических игр по теме «Грибы»

3.       Выставка рисунков детей

Список использованной литературы

Грошенкова В.А., Шилова Т.С. Интегрированные занятия по развитию речи и изодеятельности. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2012.

Безрукова Марина

Познавательно-творческий проект «Такие разные грибы» в подготовительной к школе группе, размещенный на МААМ

Работа с воспитателями:

Консультация для педагогов

«Развитие речи детей дошкольного возраста на основе речевого материала по теме «Грибы»».

Инструкция воспитателя

Выполняемые действия

1. Развитие общей моторики

«Меж еловых лап»

Меж еловых мягких лап

Дождик – кап, кап, кап.

Где сучок давно засох,

Всюду мох, мох, мох.

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб.

Кто нашёл его друзья?

Я, я, я, я!

Дети поочерёдно протягивают вперёд руки, широко раздвинув пальцы.

Ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой.

Соединённые пальцы приводят к плечам.

Сжимают и разжимают пальцы у плеч.

Трут ладони друг о друга.

Садятся, затем медленно встают, руки на поясе.

Протягивают руки вперёд.

Показывают ладонью на себя (4 раза).

2. Развитие мелкой моторики

«Опята»

На пеньке живёт семья:

Мама, папа, братья, я.

Дом у нас один, а крыша

Есть у каждого своя.

Одна рука сжата в кулак и прикрыта ладонью другой руки.

Поочерёдно разжимают пальчики из кулака.

Две руки вместе, ладонями вверх          

Соединяют большие пальцы, изображая «крышу».            

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для  языка «Грибочек»

Рот широко открыть. Широкий язык присосать к твёрдому нёбу, подержать под счёт от 1 до 10.

 

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

1) Разделить слова на части (слоги), хлопая в ладошки:  «Груз – ди (2), о – пя – та (3),

 вол – нуш – ки (3), му – хо – мор (3), ли – сич – ки (3), мас – ля – та (3), по – ган – ки (3)».

2) Назвать первый звук в слове:  «Груздь [Г]; волнушки [В]; мухомор [М], лисички [Ль], маслята [М], сыроежки [С], подберёзовик [П], подосиновик [П], поганки [П]».

3) Назвать гриб на звук:  «[М] - маслята, мухомор; [Ль] – лисички;  [В] – волнушки; 

[С] – сыроежки; [П] – подосиновик, подберёзовик».

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

1) Сосчитаем  до 5: «Одна сыроежка, две сыроежки, три …, четыре …, пять сыроежек;

Один мухомор, два …, три …, четыре …, пять мухоморов».

2) Игра «Съедобный – несъедобный».  Дети идут по кругу, воспитатель называет грибы, если гриб несъедобный, дети останавливаются.

6. Развитие связной речи

Чтение стихотворения С. Маршака «Мухомор». Отгадывание загадок по лексической теме.

Работа с родителями

Консультация для родителей:

 «С грибочками играем, речь развиваем!»

Сыграйте с ребенком в следующие игры:

«Один – много» (образование множественного числа)

Взрослый говорит: «Мухомор», ребенок отвечает: «Мухоморы» (гриб-грибы, лисичка-лисичкии т.д.)

«Назови ласково» (образование новых слов при помощи суффиксов)

Взрослый говорит: «Гриб», ребенок отвечает: «Грибок» (опёнок-опёночек, мухомор-мухоморчик,  поберёзовик-подберёзовичек, волнушка-волнушечка и т.д.)

«Сосчитай-ка» (согласование числительных и существительных)

Взрослый начинает счет: «Один гриб», ребенок продолжает: «Два гриба, три гриба, четыре гриба, пять грибов и т.д.)

«Четвертый лишний» (на классификацию)

Взрослый называет три съедобных гриба и один ядовитый, ребенок должен определить какой гриб  лишний.

«лисичка, опёнок, мухомор, сыроежка»;

«поганка, подберёзовик, подосиновик, боровик» и т.д.

«Подбери признак» (согласование имен существительных с прилагательными)

Взрослый спрашивает: мухомор (какой?) – Ребёнок отвечает: красный, ядовитый, яркий, пёстрый...

лисичка (какая?) – съедобная, рыжая, красивая ...

"Чей, чья, чьё, чьи?" на образование притяжательных прилагательных.

опята (чьи?)..., сыроежка (чья?)..., мухомор  (чей?)...,грибы (чьи?)...

Выполните с ребенком следующие упражнения:

Составьте описательные загадки о грибах

Взрослый описывает любой гриб, чтобы ребенок мог догадаться. Следующий гриб описывает ребенок. Чтобы ребенку легче было справиться с заданием, покажите ему картинку с изображением грибов.

Этот гриб маленький. У него форма похожа на шарик, короткая ножка, шапочка белая, он съедобный. (шампиньон)

Учить подбирать однокоренные слова.

Гриб, грибок, грибочек, грибник, грибница, грибной.

Составьте сравнительный рассказ о мухоморе  и опятах.

Взрослый говорит: «Как называются эти грибы?»

Ребенок отвечает: «Этот гриб называется мухомор, а эти – опята»

Какие они по размеру? (Мухомор большой, а опята маленькие.)

Какого они цвета? (У мухомора красная )

Какого цвета шляпки?

Можно ли их употреблять в пищу?

Для воспитанников

Картотека загадок о грибах

И на горке, и под горкой,

Под берёзой и под ёлкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят. (грибы)

В бархатистой дивной шапке

Ходит он как царь лесной,

А живёт он возле ёлок –

Там найдём его с тобой. ( боровик)

Этот гриб – красивый самый:

С ножкой толстой и прямой.

В красной шапочке он с детства,

Под осиной – дом родной! (подосиновик)

Носит шапку красную,

А на ней – горошки.

Он красивый, важный,

В беленьких сапожках.

Ядовит гриб для людей,

Лечит он лесных зверей. (мухомор)

Подвижная игра «За грибами»

текст

Движения

Все зверушки на опушке

Ищут грузди и волнушки –

Белочки скакали,

Рыжики искали.

Лисичка бежала,

Лисички собирала.

Скакали зайчатки,

Искали опятки.

Медведь проходил,

Мухомор раздавил.

Дети идут в хороводе.

Скачут вприсядку, изображая белочек.

Бегут.

Скачут на месте.

Картотека дидактических игр

Назови один-много

Один гриб - много грибов

Одна лисичка – много…

Одна шляпка -  много…

Один пень – много…

Один мухомор – много…

Один опёнок – много…

Одна волнушка – много…

Один боровик – много…

Одна ножка – много…

Продолжи предложение

В лесу растёт много сыроежек, …   (белый гриб, боровик, подберёзовик, лисички…)

Грибы можно сорвать, …   (срезать, сварить, пожарить…)

Грибы бывают съедобные, …  (несъедобные, красивые, большие, маленькие,…)

Из съедобных грибов можно приготовить суп, …(начинку для пирога, грибную икру…)

Расскажи про гриб по схеме:

Название гриба –  цвет – размер, форма – где растёт – съедобный или несъедобный – что можно приготовить (если съедобный)

Игра «Чудесный мешочек»

 В мешочек кладутся мелкие игрушки, среди которых несколько маленьких грибов. Ребёнок должен найти наощупь все грибы.

Чтение художественной литературы

«Грибок – теремок» А. Усачёв

Рос под сосной Гриб – Грибок,
Словно лесной Теремок.
Бежал Муравей по опушке,
Под дождик попал и промок:
— Какой замечательный дом!
Устроюсь — ка я под грибом!

По лесу летел Мотылёк,
Но вымок насквозь и продрог:
— Ах, ах, я погиб, я охрип….
Пусти, Муравей, под гриб?
— Давай, залетай поскорей, —
Кивает ему Муравей.

Тут Мышка – малышка бежит,
Промокла и страшно дрожит.
Спешит она к ним со всех ног:
— Пустите меня под грибок!
— Что ж милости просим! И мыши
Местечко найдётся под крышей!

А дождь всё сильней и сильней.
Бредёт по траве Воробей:
— До дома лететь нету сил –
Мне крылышки дождь промочил!
— Скорей заходи! Вчетвером
И дождь переждём мы и гром!

Тут Заяц бежит – скок – поскок:
— Пустите меня под грибок! –
Трясётся от холода Зайка.
— Бедняжка! И ты залезай – ка!

Лисица спешила, хвостом
Укрывшись, словно зонтом.
— Лиса, заходите к нам в гости –
У нас замечательный дом!

— Тоже мне дом! Из гриба!
У меня получше изба!

Ушла восвояси Лиса.
Расчистились небеса.
Дождь идти перестал.
А Гриб двухэтажным стал.
Все прыгают возле него:
— Как вырос наш дом!
Волшебство!

А мимо скакал Лягух.
И квакнул Лягух во весь дух:
— Какие смешные, ква – ква!
И вовсе здесь нет волшебства!
Гриб, как и я, любит сырость….
Вот под дождём он и вырос.

И все удивились вначале,
И хором они закричали:
— Какой замечательный дом!
Он может расти под дождём!

— Давайте жить вместе, друзья! –
Послышался писк Муравья, —
Когда мы поселимся в нём,
То мы вместе с ним подрастём!

Стихи про грибы

Меж грибами мухомор.

Красотой гордится.

Нечего гордиться –

Для супа не годится.

Вылезли на кочке

Мелкие грибочки.

Грузди и горькушки,

Рыжики. Волнушки.

Даже маленький пенёк

Удивленья скрыть не мог.

Выросли опята,

Скользкие маслята.

Бледные поганки

Встали на полянке.

Подружки – сыроежки, как вы хороши!

Юбочки нарядные пошиты от души!

Белые – как в небе тают облака,

Голубые, нежные – как сама река,

Красные – как яблочки зреют на ветвях,

Желтые – как лучики у меня в руках!

Шла лисица по дорожке

И несла грибы в лукошке:

Словно жёлтые цветочки,

 пять лисичек – мать и дочки!

Пальчиковая гимнастика «По грибы»

текст

Движения

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Ну, а этот только ел –

Оттого и потолстел!

Дети разгибают поочереди все пальцы, сжатые в кулак.

Пальчики «шагают»

Дети разгибают пальцы, начиная с мизинца.

« Грибы»

Я корзинку в лес беру, там грибы я соберу.

Дети делают ладошку «корзиночкой» и катают шарик су-джок.

Удивляется мой друг. « Сколько здесь грибов вокруг !»

Показывают удивление, разводят руки в стороны

Подосиновик, масленок, подберезовик, опенок,

Боровик, лисичка, груздь – не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки  найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой, все грибы несу с собой.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

А мухомор не понесу, пусть останется в лесу!

Большой палец левой руки оставляют, грозят ему.

Физкультминутка «Боровик»

текст

движения

По дорожке шли,

Боровик нашли.

Боровик боровой

В мох укрылся с головой.

Мы его пройти могли.

Хорошо, что тихо шли!

Дети маршируют на месте.

Наклоняются.

Делают руки над головой в «замок».

Ходьба на месте.

Физкультминутка «В лесу»

текст

движения

Однажды летнею порою

Гуляли мы по лесу.

У ёлок в шапочках грибы

Мы собирали вместе.

Мы наклонялись, приседали

И клали их в корзинку.

Домой вернулись поздно мы

С грибами и с улыбкой!

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Имитируют сбор грибов.

Наклоняются, приседают.

«Складывают» грибы в корзинку.

Идут по кругу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Тема: "Царство грибов".

В нашем детском саду был  проведен творческий отчет. Подводились итоги работы детского сада за пять лет. Педагоги показывали открытые занятия.  Преподавательпо ИЗО проводил мастер-класс по о...

Конспект совместной деятельности детей и воспитателя с использованием современных образовательных технологий на тему «Царство: грибы» в группе компенсирующей направленности для детей с заиканием

Цели: познакомить с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных, рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов – они опасны для человека, но являются лекарством для некоторых жив...

Царство грибов.

В пособии материал о съедобных и ядовитых грибах, почему грибы так называют, дидактическая игра "Что лишнее?"...

НОД "Презентация проекта "Царство грибов" в подготовительной к школе группе

В форме партнерской сюжетно-ролевой игры "Заседание научного совета" закрепляются и обощаются знания детей по лексической теме "Грибы". Материал для познавательного развития может быть реализован как ...

Тема: «В царстве грибов»

Расширение знаний и представлений о грибах у детей старшего дошкольного возраста....