Игровые технологии
консультация по логопедии

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности детей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 002.igrovye_tehnologii_v_rabote_logopeda.docx42.81 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Игровые технологии                                          

 

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации

деятельности детей

Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает не часто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

 Игровые технологии.

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Функции игровой деятельности:

  • Развлекательная
  • Коммуникативная
  • Самореализации
  • Игротерапевтическая
  • Диагностическая
  • Функция коррекции
  • Социализации и др.

Главные черты, присущие большинству игр:

  • Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
  • Творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;
  • Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция;
  • Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание среды, логическую и временную последовательность её развития.

Структура игры:

  • В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
  • В структуру игры как процесса входят: роли, взятые на себя играющими; игровые действия, как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов; реальные отношения между играющими; сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
  • Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.

Концептуальные основы игровых технологий:

  • Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
  • Игра – форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (ДН. Узнадзе).
  • Игра – пространство «внутренней социализации» ребёнка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выгодский).
  • Игра – свобода личности в воображении, «илюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтьев).
  • Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет сои особенности.
  • Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм , в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
  • В возрастной периодизации детей (Д.Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста своё содержание. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.

 

Особенности игровых технологий

Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст – учебная деятельность, средний – общественно-полезная, старший школьный возраст – учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать её в процесс.

 

Игровые технологии в дошкольном периоде

Ролевой игрой ребёнок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.

У ребёнка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей  на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребёнку включаться в коллективную деятельность и общение.

В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности учения.

 

Технология развивающих игр Б.П. Никитина

  • Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всём своём многообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.
  • Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика и т.д.
  • Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и т.о. знакомят его с разными способами передачи информации.
  • Задачи имеют широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух-трёхлетнему малышу до непосильных среднему взрослому. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребёнке.
  • Решение задачи предстаёт перед ребёнком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков и др., т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.
  • В развивающих играх – в этом и заключается их главная особенность – удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребёнок может подняться до «потолка» своих возможностей.

 

Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

  • Развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
  • Их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
  • Поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребёнок развивается наиболее успешно;
  • Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Игровые технологии в младшем школьном возрасте

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации.

Ребята действуют по игровым правилам. Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане – как игровой и как учебно-познавательный результат. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В неё включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определённым признакам,
  • группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  • группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс.

Особой известностью пользуется теория К.Гросса. Он рассматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности. Основное  достоинство это теории, завоевавшей особую популярность, заключается в том, что она связывает игру с развитием и ищет смысл её в той роли, которую она в развитии выполняет.


Игра как метод обучения

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

 Игровая форма в образовательном процессе создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения стимулирования к деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций в образовательном процессе происходит по следующим основным направлениям:

-дидактическая цель ставиться перед детьми в форме игровой задачи;

-деятельность подчиняется правилам игры;

-учебный материал используется в качестве её средства;

-в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в образовательном  процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом функций педагогических игр. Функция игры – её разнообразна полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.

1) Социокультурное  назначение игры. Игра – сильнейшее средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение  знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников , так и спонтанные процессы, влияющие на формирования человека. Социокультурное  назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатство культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.

2) Функция межнациональной коммуникации. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в воспитании всего существующего в жизни.

3) Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не её результат,  конкурентность  или достижение какой-либо цели.

4) Коммуникативная игра. Игра- деятельность коммуникативная, хотя по  игровым правилам и конкретная.

5) Диагностическая функция игры. Диагностика-способность распознавать процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью ;  она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека : во-первых, индивид ведёт себя в игре на максимуме проявлений(интеллект, творчество);во-вторых, игра сама по себе это особое «поле самовыражения».

6) Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Пример Марии Монтессори , игра « Клавишная доска»

Мария Мантессори  была великим педагогом. Всю свою жизнь она без остатка посвятила детям. Работая с ослабленными  и больными детьми, наблюдая за  ними, она пыталась облегчить им жизнь, помочь им догнать сверстников. Создавала игрушки, которые не только развлекали их, но и развивали их воображение, их пальчики.

Она создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребёнок обучается сам. Система состоит из трёх частей: ребёнок, окружающая  среда, учитель. В центре всей своей системы стоит ребёнок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живёт и учится самостоятельно.  В этой среде ребёнок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять  разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребёнком и помогает ему, когда это требуется. Основа педагогики  Монтессори , её девиз-  « помоги мне это сделать самому».

Таким образом , Монтессори  удалось создать образовательную систему, которая основана на  самопостроении  личности  ребёнка самим ребёнком, исходя из его собственного внутреннего потенциал.

А,  Эльконин  писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений , в которые ролевая игра ставит ребёнка как со взрослыми так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту.

7) Функция коррекции в игре. Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все дети усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль своих партнёров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь детям с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

8) Развлекательная функция игры. Развлекательная  функция  связана с созданием определённого комфорта благоприятной атмосферы, душевной радости .Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии выводящей в  развлекательность.


Выбор игры.

Выбор игры, в первую очередь, зависит от того, каков ребёнок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать каков состав играющих, их интеллектуальное  развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости… Выбор игры зависит от времени её проведения, природно – климатических  условий, протяженности времени,  светового дня и месяца её проведения, от наличия игровых аксессуаров, от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. Цель игры находится за пределами игровой ситуаций , результат игры может выражаться в виде внешних предметов и всевозможных изделий (модели, макеты, игрушки, конструкторы, куклы и др.), «продуктов» художественного творчества, новых знаний. В игре подмена мотивов естественна:  дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра способна  выступать средством получения чего – то, хотя источником её активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребёнком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.


Первая цель – удовольствие от самого процесса игры. В этой цели отражена установка определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.


Цель второго уровня – функциональная, она связана с выполнением правил  игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.


Цель третьего уровня  отражает творческие задачи игры – разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п.


Предложение игры детям.


Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребёнка. Интерес вызывают игрушки или предметы для игры возбуждающие желание поиграть, игровые афиши, игровые радиообъявления  и т. п. В предложении игры входит объяснение её правил и техники действия. Игру следует объяснять кратко и точно непосредственно перед её началом. В объяснение входит название игры, рассказ о её содержании и объяснение значения игровых аксессуаров.

Оборудование и оснащение игровой площади, её архитектура. Место игры должно соответствовать её сюжету, содержанию, подходить по размеру для числа играющих; быть безопасным, гигиенически нормальным, удобным для детей; не имеет отвлекающих факторов . Любой микромир игры требует своего архитектурного смыслового решения. Под архитектурной игровой площадью мы понимаем такую разработку ,которая соответствует конструктивным основам детских игр, имеет игровой эстетический план, отвечающий требованию возраста детей, их стремлению к яркому необъятному, героическому, романтическому, сказочному.

Игровые  мотивы  и  организация игр

Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации:

Мотивы общения:

Дети, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывая мнение товарищей.

Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.

Моральные мотивы:В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, своё отношение к деятельности, к людям.

Познавательные мотивы:

  • Каждая игра имеет близкий результат(окончание игры),стимулирует ребёнка достижению цели(победе) и осознанию пути достижения цели(нужно знать больше других).
  • В игре команды или отдельные дети изначально равны. Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений характера.
  • Ситуация успеха создает благоприятный  эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).
  • Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для детей. Удовольствие, полученное  от игры, создаёт комфортное состояние и усиливает желание узнавать новое.
  • В игре всегда есть  некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ребёнка, что толкает на поиск ответа.
  • В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач. Управление многими играми необходимо для активизации процесса самовоспитания ребёнка. К педагогическим подходам организации детских игр, с нашей точки зрения, необходимо отнести ряд следующих моментов.

Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. Игровым обычно называют коллектив детей, созданный для проведения игр. Как известно, существуют игры, не требующие разделения на группы, и игры командные. Разбивка на коллектив требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Игровая практика детей накопила немало демократических  игротехнических  примеров разделения на  микро разделения на микроколлективы  играющих, в частности, жеребьевку, считалки.

Один из ответственных моментов в детских играх – распределение ролей. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение детей на роли в игре – дело трудное и щепетильное. Распределение не должно зависеть от пола ребёнка, возраста, физических особенностей. Многие игры построены на равноправии ролей. Для некоторых игр требуются капитаны, водящие, т.е. командные роли по сюжету игры. Учитывая, какая роль особенно полезна ребёнку, воспитатель использует следующие приёмы:

-назначение на роль непосредственно взрослым;

-назначение на роль через старшего (капитана, водящего);

-выбор на роль по итогам  игровых конкурсов (лучший проект, костюм, сценарий);

-добровольное принятие роли ребёнком, по его желанию;

-очерёдность выполнения роли в игре.

При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным - проявить активность, недисциплинированным -  стать организованными детьми, чем-то  себя скомпрометировавшими - вернуть потерянный авторитет; новичкам и ребятам, сторонящимся детского коллектива – проявить себя сдружиться со всеми.

В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялись зазнайство, превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие; роль без действия – мертва, ребёнок выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях.

Развитие игровой ситуации.

Под развитием  понимается изменение положения играющих, усложнения правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры.


 

Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями.

 

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к различным видам деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

-дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

-воспитательно-образовательная деятельность подчиняется правилам игры;

-в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

Содержание детских игр развивается последовательно: предметная деятельность, отношение между людьми, выполнение правил общественного поведения.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.У ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

Актуальность использования игры как средство коррекции обусловлено тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект. Точная и ранняя диагностика речевого нарушения и своевременно начатая коррекция, включающая в себя игротерапию, тем более актуальна, что процент детей с нарушениями речи возрастает с каждым годом.

Главными педагогическими задачами при работе с детьми с нарушениями речи являются следующие:

-Развитие мелкой моторики мышц кистей;

-Развитие координационных способностей;

-Совершенствование  функции дыхания в процессе выполнения игр и игровых упражнений;

-Формирование фонетического слуха;

-Развитие устной речи;

-Формирование четкости артикуляции;

Формирование зрительно-двигательной координации в процессе выполнения игровых упражнений.

Условно игры для детей с нарушениями речи можно поделить на следующие виды:

В системе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи следует включать игры, игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствует речевые навыки, способствующие развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность детей.

Логопедическая работа по коррекции нарушений речи у различных категорий аномальных детей имеет свою специфику. Логопед специфическими методами и приемами добивается правильного произнесения ребенком звука, автоматизации его, и игра является одним из способов обучающего процесса детей. В процессе исправления речевых дефектов и воспитания личности ребенка в целом моделируются различные ситуации речевого общения, которые лучше всего и легче воспринимаются ребенком в ходе игры,  которая и относится к практическим методам логопедического воздействия.

Игры на развитие речевого слуха

Слова  могут звучать громко и тихо.

"Слова могут звучать быстро и медленно”.

Цель данной игры – развивать голосовой аппарат и речевой слух: учить детей различать на слух громкость и скорость произнесения слов и фраз, поупражняться в произнесении слов и фраз с различной громкостью и скоростью.

Игры на развитие фонематического слуха

          Для  развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

           Цель приведенных ниже игр и упражнений - развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах  звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с - щ, л - р), правильно выделять во фразах нужные слова.

Найди и назови нужное слово.

Воспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.

Кто лучше слушает?

Воспитатель вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова со звуком ш,другой – со звуком ж. Предлагает остальным детям называть слова, в которых встречаются эти звуки. В конце игры дети называют победителя.

Какой звук есть во всех словах?

Воспитатель произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах.

Назови первый звук в слове.

Воспитатель показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов.

Назови последний звук в слове.

     Воспитатель показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук.

Подумай, не торопись.

         Воспитатель предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах:

         Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

          Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука  м. (Мама моет Машу мочалкой.)

Игры для формирования правильного звукопроизношения

Игра «Доскажи словечко»

Педагог произносит чистоговорку, ребенок добавляет последнее слово

Игра «Скажи как Я» (в кругу с мячом)

 Педагог бросает  мяч ребенку, произносит слово с выделением звука  Ш, ребенок произносит слово так же , выделяя звук голосом.

Игра «Жуки»

Описание игры. Дети –жуки сидят в своих домиках на стульях и говорят:

Я жук, я жук.

Я тут живу,

Жужжу, жужжу: Ж-Ж-Ж-Ж

По сигналу педагога жуки летят на поляну. Там они летают, греются на солнышке и

Жужжат. По сигналу «дождь» жуки летят в домики.

Игра «Построим дом Незнайке»

Описание игры . Педагог объясняет, что у Незнайки есть дом, но

Комнаты в нем пусты. Нужно помочь ему обставить комнату мебелью, купить все, что ему понадобится в хозяйстве.

Но в названии всех предметов должны быть звуки Л,Л.

Игра «А что там?»

Сюжетные картинки укладывают в коробку изображением вниз. Ребенок осторожно бросает пуговицу в коробку и открывает ту картинку, на которую упала пуговица. По этой картинке он составляет предложение. За правильный ответ засчитывается очко. Победителем считается тот, у кого к концу игры очков будет больше

 Дидактические игры воспитывают у детей неторопливый темп речи, совершенствуется звукопроизношение, увеличивается  словарный запас, дети  учатся фиксировать свое внимание на правильной речи (собственной и речи сверстников и педагогов). Дидактические игры разнообразны по  форме и содержанию, но их общей задачей является организация и направление деятельности детей, обучение. Обычно  дидактические игры максимально оречевляются, т.е. проговаривает свои действия.

       Подвижные игры призваны укреплять физическое здоровье детей. Оречевленные подвижные игры способствуют развитию у детей правильного дыхания и голоса, звукопроизношения, координированности темпа движения с речью.

       Творческие игры и инсценировки позволяют максимально выразить свои  замыслы, фантазии, абстрагироваться от своего дефекта. Здесь интересными  для детей  могут быть игры со строительным  материалом («Лего», конструкторы, кубики,  уникубы, и т. д.).

        Игры-драматизациисюжетно-ролевые игры должны проходить под руководством педагога (воспитателя, логопеда, дефектолога или психолога), должны быть тщательно продуманы и подготовлены.

Детям с речевой патологией предлагаются игры на развитие общей моторики, мелкой моторики, по возможности оречевленные, имеющие сюжетную линию.

Для детей с общим  недоразвитием речи  немалую  сложность  представляют движения пальцев рук, мелкая моторика кисти руки. Отмечено, что упражнения, разработанные отечественными исследователями,  дают возможность сочетать развитие мелкой моторики (пальчиковые игры,  конструирование из мелких деталей, мозаики и т. п.) с различными речевыми  заданиями  повышают  эффективность  коррекционного воздействия. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше  развивается его речь. Взаимосвязь общей и мелкой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупных ученых(И.П. Павлов, Л.А.Леонтьев, А.Р. Лурия).  Формирование движений происходит при участии речи. Точное выполнение общих  движений человека  подготавливает совершенствование  артикуляционных движений органов артикуляции: движений губ, языка, нижней челюсти.

Как правило дети с речевыми нарушениями могут иметь неречевые  недостатки, в  том  числе и  недоразвитие внимания, словесно-логического мышления.

      В  логопедической работе, направленной на развитие  логического мышления, рекомендуются игры «4-ый лишний», «Аналогии»,  «Что кому надо?» и т. д. Развивать внимание  рекомендуется  используя  игры типа  «Дополни  картинку»,  «Что изменилось?», «Найди  отличия» и другие.

      Для детей с нарушениями  речи, посещающих  детские сады,  игровая деятельность сохраняет свое значение, как условие развития интеллекта, речи,  психических процессов, эмоциональной устойчивости. Особая роль в коррекции этих процессов отводится театральным играм.  Участвуя в них, дети познают мир,  становятся участниками многих событий, познают себя в этом мире. Исходя из  особенностей развития этих детей, все театральные игры  строятся на материале сказок. Тематика их может быть разнообразной:  сказки, игрушки,  сценки из жизни животных и т. д.  В этих  играх есть сюжетный  вымысел и ролевые действия, где одна из ведущих ролей принадлежит логопеду.  В театрализованной деятельности дети учатся  внимательно слушать речь  других и свою собственную (развивается слуховое  внимание),  если  используется музыкальное сопровождение, подстраиваются под ритм, темп (развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность  речи), дети имитируют  движения  героев,  развивается  координированность  движений,  дети запоминают и воспроизводят  тексты инсценировок (обогащается  пассивный и активный словарь).

    Театрализованные  и сюжетно- ролевые игры – один из самых эффективных  способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором  наиболее ярко  проявляется  принцип обучения: учить играя.

Роль педагога в любой игре – это создание условий для нее, оказание помощи  (но не жесткого контроля), опосредованное обучение всем ходом воспитательной работы, накопление содержания игр и игровых упражнений.

При выборе игр педагогам  необходимо учитывать возрастные особенности ребенка, характер дефекта, степень его выраженности и личностные особенности, изменения в психической сфере ребенка.      

Отклонения в развитии  детей, страдающих речевыми нарушениями, спонтанно не преодолеваются, Они требуют от педагогов (и в том числе  от родителей ребенка) специально организованной работы по их коррекции, где одним из средств обучения и воспитания и компенсации недостатков  является игра. 

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественного подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего учебного процесса. Обучение с применением игротерапии должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.   

Заключение.


Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными – по – своему желанию общаются со сверстниками,  реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений. Таким образом. Игровая технология играет основную роль в  развитии ребёнка.

Список литературы.

Валитова И. Е.  Психология развития ребёнка дошкольного возраста. Минск,  1997.

Немов  Р. С. Психология. М. , ВЛАДОС,  кн. 1, 2003.

Смирнова Е. О. Детская психология. М., ВЛАДОС, 2006.

Фельдштейн  Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. М.,

Монтессори  М. Материалы для различения структурных поверхностей и материалов. Клавишная доска.

Городилова В.И. Чтение и письмо, М., 1995.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. преодоление общего недоразвития речи. М., 1990. 
Журова Е.Н. Обучение дошкольников грамоте. М.: Школа-Пресс, 1998. 
Журова Е.Н. Методические рекомендации по подготовке к обучению грамоте детей 5-летнего возраста, Киев, 1988. 
Иваненко С.Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжёлых нарушениях речи. М., 1987. 
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985. 
Козырева Л.М.  Развитие речи.  Дети  5-7 лет,  Ярославль:  Академия развития: Академия Холдинг, 2002. 
Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Гном и Д, 2000. 
Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Гном и Д, 2000 
Лалаева Г.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб., 1998. 
Максаков А.И. правильно ли говорит ваш ребёнок. М., 1982. 
Матвеева А.Н. Звуки и буквы. М.: рекорд, 1994. 
Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит, СПб.: Актцидент,1997. 
Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи, СПб.: Акцидент, 1997. 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

"Игровые технологии". Совместная познавательно-исследовательская деятельность детей с использованием метода проектов и игровых технологий в условиях внедрения ФГОС ДО".

  Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась в...

Игровые технологии. Презентация к докладу «Игровые технологии по формированию элементарных математических представлений у дошкольников». Выступление на педсовете.

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его лич...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...