Создание ритмико-мелодико-интонационной основы языка
консультация по логопедии (младшая группа)
Система работы с неговорящими детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_ritmiko-melodiko-intonatsionnoy_osnovy_yazyka.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание ритмико-мелодико-интонационной основы языка
В основе всей системы логопедической работы с неговорящими лежит речевой онтогенез и речевые коды. Если мы обратимся к онтогенезу, то мы увидим, что:
- В явлении гуления нет четких звуков, все усреднено (это биологическое явление) Оно есть у слепых, УО, глухих..)
- Лепет (явление социальное) По нему можно определить национальность. В лепете есть интонация, ритм. Сначала лепетные цепочки однородные и длинные: па-па-па.. Затем они становятся неоднородными: ка-ка-ка-ка-ма-ма-ма. Чем короче и неоднороднее они становятся, тем они ближе к слову: ва-ва-та-та- ва-та-ва-та… Чтобы цепочка стала словом она должна иметь интонационный и ритмический окрас, т.е. должно появиться ударение. (В норме эта РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННАЯ СИСТЕМА у ребенка незаметно для нас формируется до 1года или 1,5 лет.) Самые первые слова, которые появляются у ребенка – это слова с двумя слогами, где первый ударный, либо второй ударный. Для неговорящего ритмико-интонационную систему речи формируют месте с артикуляцией, через пение в ритме две четверти потом три четверти.
Всего используется в работе 5 ритмов. Ритм организует речь.
С первой мелодией работают 5 месяцев, потом подключают вторую мелодию. При этом необходимо создавать вибрацию через руку, спину, грудку, т. к. у неговорящих детей сохранный канал – это тактильный.
Этапы коррекционно-логопедической работы по созданию ритмико-мелодико-интонационной основы языка
Подготовительный этап (гуление) - формирование артикуляции гласных звуков.
I этап (лепет)-формирование слога.
II этап (слова)-формирование слова.
III этап (фраза)-формирование фразы
Подготовительный этап
Задачи:
-выработать произвольный, длительный, ротовой выдох;
-получить произвольную длительную голосоподачу;
-получить произвольное, длительное, плавное пропевание гласных первого ряда в ритме две четверти: с первым/вторым ударным.
I этап (лепет)
Задачи:
-выработать навык плавного, ритмичного пения слогов со сменой гласных, со сменой согласных, закрытых слогов на две четверти с первым/вторым ударным;
-получить плавное пропевание звукоподражаний и слов из двух открытых одинаковых слогов.
II этап (слова)
Задачи:
-выработать навык плавного, ритмичного пропевания слов из двух слогов разной структуры на две четверти с первым/вторым ударным;
-выработать навык плавного, ритмичного пропевания слов из 3 слогов разной структуры на три четверти с первым/вторым/третьим ударным.
III этап (фраза)
Задачи:
-тренировать умение плавно, ритмично пропевать фразу н 2/4 и на 3/4;
-учить петь фразу с различным ритмическим рисунком.
«Формирование артикуляции гласных звуков»
(гласные определяют структуру слова, а согласные смысл слова)
«Звук А»
- Формирование ротового выдоха.
Зажимаем нос ребенка согнутыми указательным и средним пальцами своей левой руки.
- Формирование голосоподачи.
Одна рука ребенка лежит на своем горле, другая на горле логопеда.
3. Формирование артикуляционного уклада.
Правая рука логопеда накрыта большим носовым платком. Указательный и средний пальцы этой руки соединены, образуют «полочку», безымянный палец и мизинец поджаты, большой палец слегка выгнут и прижат к «полочке». Вся конструкция называется «распорочка». «Распорочку» вводим в полость рта ребенка: верхние зубы ребенка ложатся на выгнутый кончик большого пальца, нижние зубы упираются в нижний край «полочки» – в средний палец снизу. Раствор рта большой.
«Звук И»
- Формирование ротового выдоха.
Зажимаем нос ребенка согнутыми указательным и средним пальцами своей левой руки.
- Формирование голосоподачи.
Одна рука ребенка лежит на своем горле, другая на горле логопеда.
3. Формирование артикуляционного уклада.
Логопед ставит большие пальцы обеих рук в уголки губ ребенка и растягивает их в улыбку, указательные пальцы обеих рук ставит на ноздри и сжимает их, оставшиеся три пальца обеих рук ставит слева и справа на скулы и удерживает голову ребенка в неподвижном состоянии.
«Формирование артикуляции согласных звуков»
Согласные раннего онтогенеза: Б, В, Г, Д, К, Л, М, Н, П, Т, Ф, Х.
Каждый согласный звук раннего онтогенеза берется в сочетании с шестью гласными: А-И-У-Э-О-Ы.
За основу формирования слога у неговорящих детей берем прямой открытый слог – [СГ].
В практической работе согласные раннего онтогенеза вызываются в слогах, как в онтогенезе, но для полного понимания этого механизма надо уточнить произнесение звука в изолированном виде.
«Звук Б» – звонкий, ротовой, двугубный.
Звонкий – одну руку ребенок кладет на свое горло, другую на горло логопеда.
Ротовой – для воздушной ротовой струи зажимаем нос согнутыми указательным и средним пальцами левой руки.
Двугубный – большим пальцем левой руки прижимаем верхнюю губу к зубам и фиксируем её. Большим и указательным пальцами правой рукой захватываем нижнюю губу и формируем «клювик». «Клювик» ритмично соединяем с верхней губой и опускаем вниз. Во время артикуляции звука [Б] двигается только нижняя губа.
«Звук В» – звонкий, ротовой, губно-зубной.
Звонкий – одну руку ребенок кладет на свое горло, другую на горло логопеда.
Ротовой – для воздушной ротовой струи зажимаем нос согнутыми указательным и средним пальцами левой руки.
Губно-зубной – большим пальцем левой руки поднимаем верхнюю губу так, чтобы оголились верхние зубы и в таком положении фиксируем верхнюю губу. Большим и указательным пальцами правой рукой захватываем нижнюю губу и формируем «клювик». «Клювик» ритмично соединяем с верхними зубами и опускаем вниз. Во время артикуляции звука [В] двигается только нижняя губа, она касается верхних зубов.
Формирование артикуляционного праксиса
Мимическая гимнастика
Цель: повышение подвижности мимической мускулатуры лица.
На каждом занятии берется одно упражнение через 7 занятий возвращаемся вновь.
Дыхательная гимнастика
Цель: выработку длительной, сильной, ротовой, воздушной струи.
Д.Г. имеет 3 раздела: 1. Упражнения на длительность. 2. Упражнения на силу. 3. Упражнения направление. Каждое упражнение выполняется 3 раза: 1 раз дуем через трубочку губами, 2-ой раз через лопаточку, 3-й раз через трубочку языком.
Дыхательная гимнастика
Цель: формирование укладов, необходимых для нормативного звукопроизношения. Состоит из 2 частей. Базовые и специальные. Базовые выполняются независимо от вида нарушения. Каждое упражнение повторяется 3-5 раз под счет. «Заборчик» ведущее упражнение.
Автоматизация звуков
Начинается с момента появления изолированного звука.
1 Этап. Длительное произнесение изолированного звука+формирование слога с движением пальцев по линии.
2 Этап. Многократное произнесение изолированного слога в сочетании с движением пальцев рук по кнопкам. Кнопки цветные. Цвета любые.
С момента появления цепочки из двух слогов начинается работа над словом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный подход к созданию среды развития на основе собственных разработок, пособий, игр, оригинальных средств в воспитании и обучении.
Инновационный подход к созданию среды развития на основе собственных разработок, пособий, игр, оригинальных средств ...
Создание здоровьесберегающей среды на основе игр и игровых упражнений
Из опыта работы по созданию здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении с помощью организации разных видов деятельности в игровой форме....
Формирование ритмико - мелодико - интонационной основы языка у детей с ТНР
В своей логопедической работе эффективно использую опыт работы Новиковой -Иванцовой Тамары Никифоровны. Зрительные символы я использую давно, это прекрасное вспомогательное средство для коррекции...
Создание родительского клуба по родному языку "Тукоця" первая встреча
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16084663","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16084673","...
Кольца Луллия. Создание речевой среды на основе ТРИЗ-технологии.
ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом “Творчество во всем». Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не дает детям готовую ин...
«Технология создания ситуации успеха как основа проектной деятельности»
Успех имеет огромное значение в жизни людей. И мы педагоги знаем, как это важно для воспитанников – создать ситуацию успеха.Успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добит...
Экскурсия с дошкольниками как средство создания интересообразующих ситуаций по основам безопасности жизнедеятельности
Педагогу дошкольного образовательного учреждения достаточно сложно организовать экскурсию. И не менее важно эти знания потом закрепить в учебной и творческой деятельности. Нашим ребятам повезло. Была ...