Создание ритмико-мелодико-интонационной основы языка
консультация по логопедии (младшая группа)

Лаптева Елена Михайловна

Система работы с неговорящими детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_ritmiko-melodiko-intonatsionnoy_osnovy_yazyka.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Создание ритмико-мелодико-интонационной основы языка

В основе всей системы логопедической работы с неговорящими лежит речевой онтогенез и речевые коды. Если мы обратимся к онтогенезу, то мы увидим, что:

  1. В явлении гуления нет четких звуков, все усреднено (это биологическое явление) Оно есть у слепых, УО, глухих..)
  2. Лепет (явление социальное) По нему можно определить национальность. В лепете есть интонация, ритм. Сначала лепетные цепочки однородные и длинные: па-па-па.. Затем они становятся неоднородными: ка-ка-ка-ка-ма-ма-ма. Чем короче и неоднороднее они становятся, тем они ближе к слову: ва-ва-та-та- ва-та-ва-та…  Чтобы цепочка стала словом она должна иметь интонационный и ритмический окрас, т.е. должно появиться ударение. (В норме эта РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННАЯ СИСТЕМА у ребенка незаметно для нас формируется до 1года или 1,5 лет.) Самые первые слова, которые появляются у ребенка – это слова с двумя слогами, где первый ударный, либо второй ударный. Для неговорящего ритмико-интонационную систему речи формируют месте с артикуляцией, через пение в ритме две четверти потом три четверти.

Всего используется в работе 5 ритмов. Ритм организует речь.

С первой мелодией работают 5 месяцев, потом подключают вторую мелодию. При этом необходимо создавать вибрацию через руку, спину, грудку, т. к. у неговорящих детей сохранный канал – это тактильный.

Этапы коррекционно-логопедической работы по созданию ритмико-мелодико-интонационной основы языка

Подготовительный этап (гуление) - формирование артикуляции гласных звуков.

I этап (лепет)-формирование слога.

II этап (слова)-формирование слова.

III этап (фраза)-формирование фразы

Подготовительный этап

Задачи:

-выработать произвольный, длительный, ротовой выдох;

-получить произвольную длительную голосоподачу;

-получить произвольное, длительное, плавное пропевание гласных первого ряда в ритме две четверти: с первым/вторым ударным.

I этап (лепет)

Задачи:

-выработать навык плавного, ритмичного пения слогов со сменой гласных, со сменой согласных, закрытых слогов на две четверти с первым/вторым ударным;

-получить плавное пропевание звукоподражаний и слов из двух открытых одинаковых слогов.

II этап (слова)

Задачи:

-выработать навык плавного, ритмичного пропевания слов из двух слогов разной структуры на две четверти с первым/вторым ударным;

-выработать навык плавного, ритмичного пропевания слов из 3 слогов разной структуры на три четверти с первым/вторым/третьим ударным.

III этап (фраза)

Задачи:

-тренировать умение плавно, ритмично пропевать фразу н 2/4 и на 3/4;

-учить петь фразу с различным ритмическим  рисунком.

 «Формирование артикуляции гласных звуков»

(гласные определяют структуру слова, а согласные смысл слова)

«Звук А»

  1. Формирование ротового выдоха.      

   Зажимаем нос ребенка согнутыми указательным и средним пальцами своей левой руки.

  1. Формирование голосоподачи.        

Одна рука ребенка лежит на своем горле, другая на горле логопеда.

3. Формирование артикуляционного уклада.

Правая рука логопеда накрыта большим носовым платком. Указательный и средний пальцы этой руки соединены, образуют «полочку», безымянный палец и мизинец поджаты, большой палец слегка выгнут и прижат к «полочке». Вся конструкция называется «распорочка». «Распорочку» вводим в полость рта ребенка: верхние зубы ребенка ложатся на выгнутый кончик большого пальца, нижние зубы упираются в нижний край «полочки» – в средний палец снизу. Раствор рта большой.

«Звук И»

  1. Формирование ротового выдоха.      

   Зажимаем нос ребенка согнутыми указательным и средним пальцами своей левой руки.

  1. Формирование голосоподачи.        

Одна рука ребенка лежит на своем горле, другая на горле логопеда.

3. Формирование артикуляционного уклада.

   Логопед ставит большие пальцы обеих рук в уголки губ ребенка и растягивает их в улыбку, указательные пальцы обеих рук ставит на ноздри и сжимает их, оставшиеся три пальца обеих рук ставит слева и справа на скулы и удерживает голову ребенка в неподвижном состоянии.

 «Формирование артикуляции согласных звуков»

Согласные раннего онтогенеза: Б, В, Г, Д, К, Л, М, Н, П, Т, Ф, Х.

Каждый согласный звук раннего онтогенеза берется в сочетании с шестью гласными: А-И-У-Э-О-Ы.

За основу формирования слога у неговорящих детей берем прямой открытый слог – [СГ].

В практической работе согласные раннего онтогенеза вызываются в слогах, как в онтогенезе, но для полного понимания этого механизма надо уточнить произнесение звука в изолированном виде.

«Звук Б» – звонкий, ротовой, двугубный.

Звонкий  одну руку ребенок кладет на свое горло, другую на горло логопеда.

Ротовой – для воздушной ротовой струи зажимаем нос согнутыми указательным и средним пальцами левой руки.

Двугубный – большим пальцем левой руки прижимаем верхнюю губу к зубам и фиксируем её. Большим и указательным пальцами правой рукой захватываем нижнюю губу и формируем «клювик». «Клювик» ритмично соединяем с верхней губой и опускаем вниз. Во время артикуляции звука [Б] двигается только нижняя губа.

«Звук В» – звонкий, ротовой, губно-зубной.

Звонкий  одну руку ребенок кладет на свое горло, другую на горло логопеда.

Ротовой – для воздушной ротовой струи зажимаем нос согнутыми указательным и средним пальцами левой руки.

Губно-зубной – большим пальцем левой руки поднимаем верхнюю губу так, чтобы оголились верхние зубы и в таком положении фиксируем верхнюю губу. Большим и указательным пальцами правой рукой захватываем нижнюю губу и формируем «клювик». «Клювик» ритмично соединяем с верхними зубами и опускаем вниз. Во время артикуляции звука [В] двигается только нижняя губа, она касается верхних зубов.

Формирование артикуляционного праксиса

Мимическая гимнастика

Цель: повышение подвижности мимической мускулатуры лица.

На каждом занятии берется одно упражнение через  7 занятий возвращаемся вновь.

Дыхательная гимнастика

Цель: выработку длительной, сильной, ротовой, воздушной струи.

Д.Г. имеет 3 раздела: 1. Упражнения на длительность. 2. Упражнения на силу. 3. Упражнения направление. Каждое упражнение выполняется 3 раза: 1 раз дуем через трубочку губами, 2-ой раз через лопаточку, 3-й раз через трубочку языком.

Дыхательная гимнастика

Цель: формирование укладов, необходимых для нормативного звукопроизношения. Состоит из 2 частей. Базовые и специальные. Базовые выполняются независимо от вида нарушения. Каждое упражнение повторяется 3-5 раз под счет. «Заборчик» ведущее упражнение.

Автоматизация звуков

 

Начинается с момента появления изолированного звука.

1 Этап. Длительное произнесение изолированного звука+формирование слога с движением пальцев по линии.

2 Этап. Многократное произнесение изолированного слога в сочетании с движением пальцев рук по кнопкам. Кнопки цветные. Цвета любые.

 

С момента появления цепочки из двух слогов начинается работа над словом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный подход к созданию среды развития на основе собственных разработок, пособий, игр, оригинальных средств в воспитании и обучении.

Инновационный  подход  к  созданию  среды  развития  на  основе    собственных   разработок, пособий,  игр, оригинальных  средств ...

Создание здоровьесберегающей среды на основе игр и игровых упражнений

Из опыта работы по созданию здоровьесберегающей среды  в  дошкольном учреждении с помощью организации разных видов деятельности в игровой форме....

Формирование ритмико - мелодико - интонационной основы языка у детей с ТНР

В своей логопедической работе эффективно использую опыт работы Новиковой -Иванцовой Тамары Никифоровны. Зрительные символы я использую давно, это прекрасное вспомогательное средство для коррекции...

Создание родительского клуба по родному языку "Тукоця" первая встреча

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16084663","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16084673","...

Кольца Луллия. Создание речевой среды на основе ТРИЗ-технологии.

ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом “Творчество во всем». Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не дает детям готовую ин...

«Технология создания ситуации успеха как основа проектной деятельности»

Успех имеет огромное значение в жизни людей. И мы педагоги знаем, как это важно для воспитанников – создать ситуацию успеха.Успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добит...

Экскурсия с дошкольниками как средство создания интересообразующих ситуаций по основам безопасности жизнедеятельности

Педагогу дошкольного образовательного учреждения достаточно сложно организовать экскурсию. И не менее важно эти знания потом закрепить в учебной и творческой деятельности. Нашим ребятам повезло. Была ...