"Как разговорить малыша"
статья по логопедии (младшая группа)

Размоскина Алина Леонидовна

«Как разговорить малыша».

Причины. Почему дети не говорят. Как устроена речь в целом. Как родители могут помочь.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Для родителей и педагогов17.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Как разговорить малыша».

Учитель-логопед: Размоскина А.Л.

Причины отставания в речевом развитии могут быть самыми разнообразными – как биологическими (проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; наследственный тип позднего развития речи; болезненность ребенка), так и социальными. Нередко поведение родителей и их отношение к ребенку создает предпосылки к отставанию в речи у детей. Родителям следует помнить, что если речевое развитие ребенка значительно задерживается, и в течение беременности, родов или в период раннего развития отмечались некоторые отклонения, не стоит затягивать с обращением к специалистам. Нужно вовремя провести необходимые исследования, определить причины задержи речевого развития и оказать ребенку помощь. Самый активный период в развитии речи выпадает на первые три года жизни ребенка. Часто в более поздние сроки наверстать упущенное в полной мере уже не удается.

Почему дети не говорят
К примеру, гиперопека малыша может привести к тому, что речевая функция ребенка останется невостребованной. ведь если окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания, зачем ему выражать свои потребности при помощи речи? Также речь у детей может развиваться медленнее, если родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями. В этом случае малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты. 

Что интересно – если ребенок часто находится в избыточной информационной среде, это вовсе не помогает ему начать быстрее говорить. То есть если у вас постоянно включен телевизор или радио, или рядом с малышом много болтающих между собой взрослых. Все это создает "шумовую завесу", и ребенок привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В таких случаях ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Поэтому полезнее говорить с детьми, а не при детях.

Как правило, в семьях, где у родителей нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие детей также задерживается. 

Развитие речи у ребенка идет по нескольким направлениям: отработка артикуляции, расширение активного словаря, развитие связной речи-все это формирует речевое мышление.

Как устроена речь в целом.

Речь-очень сложный процесс, в котором можно выделить два тесно взаимодействующих механизма внутреннюю речь и внешнюю.

Внутренняя речь (понимание речи)

Понимание речи формируется благодаря речевому слуху. Это способность различать звуки между собой, с ее помощью ребенок начинает узнавать слова и отличать их друг от друга. Речевой слух вырабатывается в течении первого года жизни

Внешняя речь (или собственная речь ребенка)

Она развивается на базе внутренней речи. Ребенок пытается воспроизводить звуки языка и слова, которые слышит со стороны. Его речевой слух оценивает результат, и если подражание оказалось неудачным, ребенок продолжает искать новые, более точные, способы произнесения. Так он постепенно учится говорить.

Внешняя речь имеет две стороны – произносительную и смысловую.

Произносительная сторона речи.(произношение)

Произношение- это воспроизведение вслух различных единиц речи: звуков, слогов и слов. Оно осуществляется благодаря взаимодействию трех компонентов:

Речевое дыхание (речевой выдох). Чтобы возникло полноценное произношение, к органам речи (языку, губам, зубам) должна поступить сфокусированная сторона воздуха. При правильном построенном речевом выдохе воздух полностью попадает в рот (без частичной утечки в нос). Для полноценного призношения нужно, чтобы воздушная струя направлялась прямо к выходу из ротовой полости , как бы «нацеливаясь» в самые зубы.

Голос. Он создается благодаря вибрации голосовых складок, которые находятся в гортани. В результате их работы получается «звучная» речь.

Артикуляция. Это определенные движения органов речи (губ и языка), с помощью которых произносятся звуки.

Смысловая сторона речи.

При нормальном ее развитии у ребенка должны быть равномерно сформированы все ее компоненты:

Словарный запас. Словарь ребенка должен содержать не только существительные, глаголы и прилагательные, но и предлоги, местоимения, наречия, числительные, союзы.

Грамматический строй речи. Ребенку нужно уметь правильно изменять и образовывать слова с помощью окончаний, приставок и суффиксов.

Фразовая речь. Ребенок должен строить полноценные развернутые предложения (используя предлоги) без пропусков необходимых членов предложения.

Структура (рисунок) слова. При произнесении слов ребенок должен соблюдать в них правильную последовательность слогов и звуков.

И произносительная и смысловая сторона речи формируется у ребенка постепенно. При нормальном варианте развития они должны сложиться в основных своих чертах к трем годам жизни.

Как родители могут помочь
Важно, чтобы и родители, а не только педагоги детских центров и логопеды, занимались развитием речи малыша. Самое основное для улучшение речи – это развитие мелкой моторики, улучшение работы органов артикуляционного аппарата. Делайте с вашим малышом каждый день артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, играйте в дидактические игры или делайте самомассаж (рук, лица). При самомассаже можно использовать разные тренажеры, такие как мячик  "ежик", каучуковый мячик, массажное кольцо Су Джок а также авторские логопедические зонды. 

Вот 7 несложных советов, как можно помочь ребенку в развитиии речи.

1. Стимулируйте любые проявления активности ребенка, радуйтесь каждому произнесенному звуку. 

2. Используйте различные дидактические игры (составление целого из частей – разрезные картинки, пазлы, игрушки-собирайки, кубики с картинками, игрушки-вкладыши).

3. Играйте с пальчиками, ведь на руках находится множество нервных окончаний, стимулируя которые, мы активизируем речевую моторную зону в коре головного мозга. Детям очень нравятся такие забавы: "Это пальчик - бабушка, этот пальчик - дедушка, этот пальчик папочка, этот пальчик - мамочка, этот пальчик я - вот и вся моя семья!" (Возьмите руку малыша в свою и производите различные движения под фразы из потешки.)


4. Читайте, рассказывайте наизусть, пойте. К вашим услугам потешки, колыбельные, считалочки, детские стишки и проза. Возьмите на заметку произведения всеми любимых детских авторов: А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака,  С. Михалкова.

5. Показывайте, рассказывайте, фантазируйте, комментируйте в деталях все, что хотите: чем занимается папа на работе, во что играют дети на площадках, какие заботы у птицы за окном и у людей на улицах, в магазинах и транспорте. 

6. Изучите с ребенком голоса животных, их места обитания; узнайте, чем они питаются.

7. Разучите с малышом известные стишки про "Сороку-ворону", "Мальчика-пальчика, который с этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, а с этим братцем песни пел", "Ладушки-оладушки: мы печем  оладушки. Получилось ровно пять: один маме надо дать, два коту с усами, два съедим мы сами!".

Таким образом, не медлите с обращением к специалистам, если речевое развитие малыша запаздывает. Не отказывайтесь от медикаментозного лечения, назначенного неврологом. Соглашайтесь на не медикаментозное лечение ребенка. Настаивайте на направлении ребенка в логопедическую группу детского сада. Помните, помощь должна быть комплексной.

Рекомендуемая литература

1. Краузе Е. Н. Практическая логопедия. Конспект занятий и цветное логопедическое лото. – СПб.: Издательство «Корона.Век». – 96 с., илл.

2.Как правильно учить ребенка говорить. М.Полякова. Капитал Трейд Компани- 2010.

3.Нищева Н.В. Если ребенок плохо говорит…- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Секреты как разговорить малыша

Секреты как разговорить малыша    «Игрушки, на помощь!» Игрушки – наши незаменимые помощники в развитии речи малыша. Они помогут внимание привлечь и познакомят с новыми словам...

"Как разговорить малыша"

Рекомендации родителям, с помощью которых можно развить у малыша речевой навык, побудить его к общению и расширить словарный запас....

Как разговорить малыша?

Предлагаю вашему вниманию 5 советов на каждый день, которые помогут разговорить малыша....

"Игры со словами. Как разговорить малыша"

Консультация для родителей. Советы логопеда по запуску и развитию речи у детей с задержкой речевого развития....

Как разговорить малыша.

Рекомендации для родителей, как разговорить малыша....

как разговорить малыша

как разговорить малыша...