Использование технологии моделирования и проигрывания сказок на логопедических занятиях
методическая разработка по логопедии

Белова Марина Борисовна

Известно, что самой близкой, доступной и увлекательной деятельностью для ребёнка является игра. Я заметила, что между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра совершенствуется под влиянием обогащения речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_tehnologii_modelirovaniya.docx36.49 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии моделирования

и проигрывания сказок на  логопедических занятиях

Известно, что самой близкой, доступной и увлекательной деятельностью для ребёнка является игра. Я заметила, что между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра совершенствуется под влиянием обогащения речи.

По выражению известного психолога С.Л. Рубинштейна ”в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни ребёнка”.

Наблюдая за играющим ребёнком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым, уровень развития мышления и речи.

Многими психологами и педагогами подмечено, что у детей, с которыми много играют взрослые, значительно выше адаптивность в обществе, основанная, во многом, на ролевом поведении.

Дети, умеющие играть, могут перевоплощаться, импровизировать, легче переносят стрессы, им проще вставать на точку зрения другого человека, понимать окружающих, сопереживать им.

В свою очередь названные качества, если их развивать, позволяют устанавливать бесконфликтные, эмоционально благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми, успешно решать деловые и личные проблемы.

Во что же ребёнок любит играть больше всего? Конечно, в сказку!

Раз увиденная сказка надолго оставляет в душе ребёнка ощущение чуда, волшебства, праздника.

Сказка, в которой обычно побеждает добро, больной становится здоровым, бедный богатым, а слабый сильным, даёт детям чувство защищённости.

Естественно, на логопедических занятиях сказка не просто демонстрировалась мною с помощью наглядного материала. Она служила инструментом для разнообразных развивающих упражнений.

Условия для развивающей игровой деятельности.

Место: логопедический кабинет, поверхность детского стола.

Расположение: напротив ребёнка.

 Материал: Фетровые книги, фетровые персонажи, маленькие настольные игрушки (в том числе фигурки из Киндер Сюрпризов).

Количество детей: один, два, не более.

Дети с общим недоразвитием речи отличаются от их нормально говорящих сверстников не только показателями лингвистического развития. Несформированность всех компонентов языковой системы сочетается у таких детей со специфическими отклонениями других высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, воображения, словесно – логического мышления). Кроме того, дети данной категории нередко обладают личностными особенностями, осложняющими их обучение и воспитание. К таковым относятся: негативизм, агрессивность, раздражительность, капризность, замкнутость, робость, пассивность, обидчивость и пр.

Если говорить об игре, то дети, отстающие в речевом развитии, зачастую неспособны к творческим, содержательным игровым действиям.

В ходе систематических занятий с детьми детского дома, имеющими общее недоразвитие речи, я обнаружила, что с помощью проигрывания сказок логопед может корригировать различные аспекты речевой деятельности, а именно:

- развивать фонематическое восприятие,

- совершенствовать слоговую структуру слов,

- автоматизировать вызванные звуки речи,

-  пополнять, уточнять и активизировать словарный запас,

-  уточнять структуру предложений,

- совершенствовать связные высказывания.

Посредством сюжетов, моделируемых с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, творческий педагог способен воспитывать в нём: духовность, любовь к природе, гуманность, скромность, доброту, ответственность и пр. При необходимости, логопед может помочь ребенку в преодолении робости, страха, агрессивности, раздражительности, плаксивости, негативизма, пассивности, упрямства, замкнутости и пр.

Особенность этой деятельности в том, что взрослый, общаясь с ребёнком, встаёт не над, а рядом с ним. А впоследствии педагогу намного проще «вести малыша за собой»!

В процессе демонстрации сказки у ребёнка, естественно, возникает эмоциональный подъём. Но, помимо этого, заметно повышаются его сосредоточенность, восприятие и мыслительная активность.

 У детей с общим недоразвитием речи проигрывание сказки можно использовать как «пусковой момент» для последующей учебной деятельности на занятии.

Итак, суммируем сказанное.

Умелое проигрывание сказок позволяет логопеду:

-  создавать у ребёнка радостное, приподнятое настроение,

-  устанавливать эмоциональный контакт с малышом,

-  активизировать речевое общение,

-  оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие,

-  пополнять запас знаний и сведений воспитанника детского дома,

- совершенствовать познавательные процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление)

- развивать речь (причём, все её компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам).

 Моделирование и проигрывание сказки на  начальном, пусковом этапе.

Из фетра и различных тканей я сшила развивающие книги. Выбрала эти материалы потому, что они долговечнее бумаги,  их можно стирать, и они подходят для многоразового использования.

В книгах разработала различные фоны: избушка с печкой, и предметы домашнего обихода, лесная полянка, дом с различными фонами комнат, кухни, ванной комнаты и т.д. И различных персонажей для разыгрывания сюжетов. Набрался солидный наглядный материал, где были люди и звери, сказочные персонажи и герои мультипликационных фильмов.

Демонстрировать сказку с помощью таких развивающих книг и игрушек лучше перед одним-двумя детьми, не более.

Я садилась за маленький стол, напротив ребят, доставала фетровую книгу с персонажами и сказка начиналась.

В основном сюжеты сказок были продуманы заранее, иногда они возникали тут же, по ходу действия с игрушками. Но, независимо от содержания сказки, обязательными были особый настрой, атмосфера, в которых они демонстрировались.

Думаю, что к качествам взрослого, важным в данном случае, следует отнести:

• радостное, приподнятое эмоциональное состояние,

• искренность, естественность, раскованность,

• артистизм,

• умение перевоплощаться, импровизировать,

• настрой на творчество.

Как же радовались, а порой и преображались дети, когда на их глазах герои из фетра двигались, «превращались», общались, «говоря» разными голосами.

Кроме того, мне кажется существенным, что, показывая детям сказку, я воспроизводила не только реплики персонажей, но и так называемый авторский текст.

Например, выставляю сказочный домик и торжественным, «сказочным» голосом говорю: «В одном домике жили – были мышка, кошка и собака». (Соответствующие фигурки вынимаю из кармашка и выставляю перед домиком).

Дети, целиком захваченные разворачивающимся действием, обычно смотрят только на персонажей, на меня глаз не поднимают.

Продолжаю голосом сказочника: «Собака один раз предложила кошке:

(Говорю задорным голосом собаки  и двигаю её фигурку к кошке

- «Давай вместе побежим с тобой по дорожке (кладу на стол рядом с домиком полоску, изображающую дорожку) Кто первый прибежит, тот получит огромную косточку»

Подобным образом продолжаю показ сказки:

• говорю за каждый персонаж характерным для него голосом,

• берусь за персонажа, изображающую говорящий персонаж и двигаю её по поверхности стола в такт словам,

• говорю за сказочника и передвигаю персонажей в соответствии с содержанием текста.

Продолжительность показа одной сказки может составлять от 2х до 5ти минут. Однако каждый раз важно, чтобы сюжет был законченным, содержал, по возможности, конфликтную ситуацию, а также воспитательный момент.

Таким образом, в самом начале обучения логопед моделирует и проигрывает сказку самостоятельно, без участия ребёнка. В ходе такого занятия ребёнок молчит, он лишь смотрит и слушает. Очевидно, что его речь совершенствуется только в пассивном плане. Однако, все познавательные способности (мотивация, внимание, восприятие, воображение, память, мышление) функционируют активно.

В ходе систематических занятий с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, были разработаны и апробированы  различные виды занятий по сказкам.

Все сказки моделировались и проигрывались на индивидуальных логопедических занятиях при помощи книг из фетра и игрушек (в том числе фигурок из Киндер Сюрпризов).

Учитывая, что всякое обучение предполагает постепенное усложнение заданий, мы обеспечили это усложнение за счёт всё более активного участия ребёнка в проигрывании и моделировании сказок.

Таким образом, наметилась определённая система, содержащая разнообразные виды работ с постепенным нарастанием их сложности.

Остановимся на каждом виде работ подробнее.

1. Подключение ребёнка к проигрыванию сказки.

Во время демонстрации сказки, по ходу действия, логопед, ничего не объясняя ребёнку, передаёт ему одну из игрушек. А затем, обращаясь к этой игрушке, от имени своего персонажа задаёт вопрос персонажу ребёнка. Например, «Куда ты идёшь, Поросенок?» или «Котенок, кто испёк тебе такой вкусный пирог?» и пр.

Предварительная подготовка к вступлению ребёнка в игру не требуется, так как необычность подобного предложения может его испугать.

Можно обращаться к персонажу ребёнка с репликами, требующими от него пояснений, извинений, обобщений и пр. Например «Медведь! Раз ты меня обидел, я не буду с тобой больше играть! Что ты мне на это скажешь?» или «Гномик, пожалуйста, расколдуй Козлика! Как ты это сделаешь?» или «Так что же нам теперь делать, капитан? Объясни!» и пр.

Подобные упражнения, помимо внимания, мышления, воображения, позволяют совершенствовать речевую активность и построение фразовых высказываний ребёнка.

2. Пластические этюды по мотивам знакомой сказки

Наличие игрушки помогает ребёнку легче войти в образ, смелее действовать в рамках поведения наблюдаемого персонажа, выполнять движения от его, а не от собственного лица, что психологически намного легче.

На мой взгляд, выполнять пластические этюды удобнее с игрушкой, которая на небольшой тесёмке надевается на шею ребёнка.

Делается это с тем, чтобы руки малыша оставались свободными, и в то же время, он имел возможность наблюдать игрушку.

При таком подходе ребёнку легче изобразить: как, к примеру, медведь спешил к дому, ворона улетала от мальчика с рогаткой, как зайка нёс огромное бревно или петух гордо шагал по дороге.

Данное упражнение позволяет улучшить психоэмоциональное состояние ребёнка, снять напряжение, связанное с сидением, активизировать творческие проявления малыша.

3. Обговаривание просмотренного сюжета

Сразу же после показа сказки, взрослый задаёт вопросы, помогающие формированию лексико–грамматических представлений ребёнка, а также побуждающие его анализировать, рассуждать, делать выводы. Например: «От кого лиса пряталась? За кем наблюдала? К кому она направилась?», «Почему звери перестали играть с бычком?», «Кто же оказался самым храбрым? Почему?» или «Что надо было сделать Козленку, чтобы найти друзей?» и пр.

Благодаря подобным упражнениям можно совершенствовать словесно – логическое мышление ребёнка, грамматическую правильность его фразовых высказываний и словарный запас, а также автоматизировать вызванные звуки в самостоятельной речи.

4. Проигрывание ребёнком знакомой сказки

Вначале, в случае нерешительности, можно предложить ребёнку сыграть маленький фрагмент сказки (например, самый её конец).

Затем следует переходить к воспроизведению сказки целиком. Если ребёнок привык к педагогу, хорошо контактирует с ним, то психологически легче разыгрывать сказку без присутствия других детей.

Только после успешного опыта показа сказки одному взрослому, стоит переходить к «выступлению» в коллективе.

Данное упражнение стимулирует речевую активность ребёнка, помогает совершенствованию его фразовой и связной речи.

5. Проигрывание знакомой сказки с участием нескольких детей

В данном случае логопед на индивидуально – групповом занятии, перед началом проигрывания сказки, распределяет роли, раздавая маленьким актёрам соответствующие игрушки.

По усмотрению педагога, характеры персонажей и детей могут либо совпадать (робкой девочке – зайчиху, напористому, упрямому мальчику – бычка), либо, наоборот, являть полную противоположность (нерешительному ребёнку – тигра, негативному – послушную лошадку).

Давая детям относительную самостоятельность при проигрывании сказки, взрослый продолжает руководить развитием её сюжета через реплики сказочника или одного из персонажей.

Например, чувствуя, что действие сказки, демонстрируемой детьми, принимает конфликтный характер, логопед может объявить её окончание следующими словами: «Тут прилетел добрый Волшебник и всех помирил».

Благодаря подобным упражнениям дети учатся участвовать в беседе, формулировать свои высказывания по законам диалогического общения.

6. Проигрывание ребёнком сказки по мотивам увиденной, с изменение персонажей, времени или результата действия и пр.

В начале обучения следует предлагать для самостоятельного проигрывания сказку, в которой имеются минимальные изменения по отношению к хорошо знакомому сюжету. Например, упрямого бычка можно заменить осликом или драчливого козлика волком.

Добавление нового персонажа в сказку заставляет ребёнка мыслить и фантазировать ещё интенсивнее.

Более сложным вариантом будет изменение в сказке времени её действия. К примеру, пёс, у которого, по содержанию сказки, хвост замёрз в проруби зимой, должен поступать совершенно по - другому, когда действие сказки происходит летом. Причём, в этом случае изменится и результат действия. А именно: пёс сможет убежать от злого хозяина (так как вода в реке не замёрзнет, хвост в проруби не останется, да и проруби летом не бывает).

Несомненно, что подобные изменения в сказке, вызовут необходимость в подробном анализе поступков героев. Однако, в таком случае ребенок будет с гораздо большим рвением и интересом разбираться в цепочке причинно – следственных зависимостей, чем при решении традиционных логических задач.

7. Проигрывание и моделирование ребёнком сказки по набору игрушек, составленному взрослым.

В данном случае ребёнку придётся самостоятельно не только демонстрировать сказку, но и придумывать её сюжет. Вначале, в случае затруднений, можно напомнить ребёнку сюжет, по аналогии с которым он может создать свой.

В дальнейшем следует предоставить ребёнку большую самостоятельность, поощряя его за малейшие успехи.

Подобные упражнения помогают развитию самых сложных форм связного высказывания - составлению творческих рассказов.

8. Проигрывание и моделирование ребёнком сказки по выбранному им набору игрушек.

Этот вид занятий отличается от предыдущего тем, что ребёнку предоставлена ещё большая самостоятельность в творчестве.

Взрослому следует только слегка направлять действия ребёнка, если они выходят за допустимые рамки. Например, ограничить количество действующих лиц или время показа сказки. Причём, и то и другое, несомненно, следует делать мягко, с максимальным тактом и выдержкой.

Отметим, что виды работ под номерами 6,7 и 8 я проводила  с воспитанниками детского дома на более поздних этапах обучения, по достижении ими соответствующего уровня речевого развития.

В конце каждой, даже самой короткой сказки, я  формулирую её мораль. Вывод, сделанный взрослым на основании сюжета сказки, но адресованный сказочному персонажу, воспринимается и усваивается ребёнком гораздо лучше, чем назидание или совет, данные непосредственно в его адрес.

Таким образом через моделирование и проигрывание сказок воспитанник детского дома наиболее полно выражает себя, приближается к взрослому и открывает ему свой внутренний мир. Подобная деятельность с детьми, помимо всех названных аспектов, открывает логопеду широкие возможности для арттерапии в различных её видах: имаготерапии, куклотерапии, сказкотерапии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Речевые игры с использованием технологии моделирования на материале русских народных сказок"

В  методической  разработке  представлены  речевые  игры  с  использованием  технологии  моделирования  для  детей  младшего,  среднего...

Открытое занятие с использованием технологии моделирования в процессе разучивания коммуникативных танцев-игр "Веселые ножки и ладошки у солнышка в гостях"

Открытое занятие с использованием технологии моделирования в процессе разучивания коммуникативных танцев-игр "Веселые ножки и ладошки у солнышка в гостях"...

Мастер-класс: "Использование технологии моделирования и проигрывания сказок на логопедических занятиях"

Проведение артикуляционной гимнастики по мотивам русской народной сказки "Репка"...

Технология моделирования и разыгрывания сказок на индивидуальных логопедических занятиях

Технология моделирования и разыгрывания сказок на индивидуальных логопедических занятиях...

Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных занятиях с дошкольниками

Использование моделирования и проигрывание  сказки заметно облегчает детям овладение связной речью, построение диалога....